Posted 4 сентября 2019, 06:46
Published 4 сентября 2019, 06:46
Modified 30 октября 2022, 19:43
Updated 30 октября 2022, 19:43
В предстоящее воскресенье, 8 сентября, избирательные участки по всей России откроют двери для ответственных граждан, которым предстоит отдать свой голос за того или иного кандидата. Перед электоратом стоит масштабная задача: к настоящему моменту фамилии выдвиженцев на самых разных ветвях и уровнях власти подсчитать неимоверно трудно.
Так, по данным ЦИК РФ, уже к началу августа, только в выборах руководителей субъектов РФ (!) были готовы участвовать более 160 кандидатов, из которых более двух третей представляли различные политические партии. Соответственно, и самовыдвиженцев насчитывалось около полусотни. На депутатские мандаты регионального уровня к началу августа претендовали около 4,5 тысяч кандидатов, представляющих более 15 партий.
Карелия подтверждает общую тенденцию. Административные центры, особенно в городских и сельских поселениях, сегодня активно готовятся к предстоящим выборам. Что предлагают избирателям? Сильна ли конкуренция среди кандидатов? Почему необходимо отдать свой голос, а не отсиживаться дома? Компетентные мнения и размышления рядовых наблюдателей – ниже.
Кандидаты счет любят
Но сначала поделимся местной выборной статистикой, чтобы не быть голословными. Источник данных – карельский Центризбирком. Отметим, республику ждут и основные, и дополнительные, и повторные, и досрочные выборы, однако последние мы в расчет не берем. «Досрочников» в общей массе слишком мало, поэтому они не способны каким-либо серьезным образом повлиять на общую картину.
Итак, всего на выборах в Карелии в Единый день голосования распределяется более 130 мандатов. Пальму первенства в этом смысле ожидаемо держат будущие депутаты: по состоянию на 2 сентября этого года по итогам основных выборов кандидатов ждут 65 «корочек», по итогам дополнительных – 44 «корочки», повторных - 21. Значительно меньше кресел (9), что логично, ждет будущих руководителей органов местного самоуправления.
Как видим, масштабы предстоящих событий более чем очевидны. Что же в таком случае можно сказать о пестроте кандидатов и конкуренции? Снова коротко обратимся к цифрам. По данным ЦИК Карелии, на 2 сентября этого года партийных выдвиженцев (считая и тех, кто выбыл, и тех, кому было отказано в регистрации) насчитывалось 199 человек. Самостоятельно не постеснялись выдвинуть свои кандидатуры 31 человек. Мандатов же, напомним, всего 139 штук. Выходит, «средняя температура по больнице» - по 1,6 кандидата на место.
Как говорят эксперты, получившийся «конкурс» не может отражать полной картины, потому что такая политическая медиана не показывает выборку. Смеем уверить: в отдельных районах республики общий конкурс зашкаливает. Особо пытливым предлагаем внимательно изучить статистику на официальном сайте Центризбиркома.
Молчание ягнят?
Впрочем, к цифрам можно относиться по-разному. А как к нынешней политической борьбе в регионе относятся рядовые граждане, а также известные в Карелии и за ее пределами персоны? Заодно мы поинтересовались, стоит ли избирателю эту борьбу игнорировать.
Валентина Петровна, пенсионерка:
«Да, конкуренция на выборах растет. Видимо, хотят, чтобы лучше люди жили, что-то обновить в России, сделать лучше <…> Идут молодые, чтобы что-то новое продвигать. И хотелось бы, чтобы больше внимания уделяли людям, потому что очень много старых и немощных. Они ведь нетрудоспособные теперь.
Я всю жизнь хожу на выборы, потому что хочется, чтобы был человек, который болел бы душой за свое село, за свой город. Чтобы какая-то помощь была от их работы, чтобы улучшали нашу жизнь. Поэтому лучше сходить: тогда будет больше людей знать, кого выбрали. У нас, например, мужчина ходил, агитировал-агитировал: я это сделаю, то сделаю. А когда выбрали – его не слышно и не видно. Поэтому если выбрали, то он должен работать не лично для себя, а для людей. Забор, например, починить, скамеечки сделать…»
Сергей Геннадьевич, бывший сотрудник правоохранительных органов:
«Я думаю, что конкуренция растет, ведь теперь и другие партии выдвигают своих кандидатов. И считают, что должны что-то изменить. По моему мнению, все зависит от команды, от того, насколько она будет хорошей и сплоченной. Вот мы стоим с вами в Петрозаводске: я могу назвать много улиц в городе, где нет «зебр». Это простейший пример. И по районам то же самое.
Я бывал, например, в Олонецком районе, и там нужно все кардинально перестраивать, например, начиная с леспромхозов. В общем, я считаю, что кандидатам надо быть ближе к избирателю, слышать его. Поэтому я на выборы пойду, да и всегда ходил и хожу».
Наталья Вавилова, директор музея ИЗО РК, заслуженный работник культуры России и РК, член коллегии Министерства культуры и член президиума Союза музеев России:
«Честно сказать, подробно со всеми кандидатами незнакома, но считаю, что идти в депутаты должны люди, которые уже имеют какой-то опыт работы, понимают, чем занимается город, или село, или поселок, потому что нужны конкретные дела и решения. Просто так пойти «пиариться» не нужно <…>
У нас есть общественные организации, которые могут выдвинуть достойного человека. Ведь общество оценивает человека по его делам, по его вкладу в развитие своего ли предприятия, своей ли организации. И общество видит, чем может этот человек быть полезен в городе.
Что касается конкуренции на выборах, то она, конечно, наблюдается – и с каждым годом все ярче. По ней можно понять, кто достоин, а кто нет, потому что все видно и чувствуется по биографии, по вкладу человека в жизнь. Поэтому право выбора – это великое благо, которое дается обществу, чтобы выбрать достойного человека.
Я считаю, что на выборы надо идти обязательно. Мы часто сетуем на то, что что-то не делается. Но мы кого избрали, того и получили, понимаете? Поэтому сегодня важен голос каждого человека. Сегодня люди у нас очень продвинутые и грамотные и понимают, кто может что-либо сделать, а кто нет <…>
Это все-таки вопрос работы управленца или общественного представителя, который он добровольно складывает на свои плечи. Он должен отвечать не только за себя, но и за город, за село, за республику. И должен работать, нести полную ответственность. Поэтому у избирателя должен быть спрос с кандидатов, а мы не научились спрашивать. Что очень важно, должны быть контроль и взаимодействие с народом».
Николай Федоренко, «Человек года-2017», форелевод:
«Думаю, кого лучше знают, того и выберут. Конкуренция, говорите? Это жизнь покажет. А насчет явки: надо, чтобы все пришли и проголосовали за того, кого хотят, кого знают, на кого могут положиться. А не просто сидеть… Ничего не высидишь, надо проголосовать. Не проголосовал, значит, за тебя могут проголосовать… Подтасовать, что хочешь, возможно. Поэтому я всегда хожу и голосую. Выборы, правда, должны назначаться, когда дачи пройдут. А то с работы – и на дачу. Еще половина на дачах. Надо позже делать. Если не мы, то кто?»
Алексей Хейфец, главный врач БСМП Петрозаводска:
«Конкуренция? Есть. Думаю, что это положительно скажется на явке, потому что каждый кандидат привлекает, условно говоря, какую-то свою электоральную нишу. И, соответственно, чем больше кандидатов, тем больше различных социальных групп вовлечено в этом процесс.
Нужно ли идти на выборы? Ответ, на мой взгляд, очевиден. Я всегда и во все времена отвечал: «Да!» Потому что, по крайней мере, тогда ты можешь предъявить какие-то претензии. Ты участник этого процесса. Ты как-то в нем задействован. Если ты не ходишь на выборы, а избрали человека, который потом делает то, что тебе не нравится... Но кто тебе не дал голосовать за того, кто нравится? Кто тебе помешал на предвыборных встречах озвучить какие-то свои пожелания, наказы и так далее? Ты пассивно сидишь, а потом ругаешь кандидатов… И что?»
***
Кратко резюмируем. Полученные цифры и мнения, на наш взгляд, говорят о том, что Единый день голосования в Карелии пройдет бурно. Кандидатов много, партий тоже. Остается лишь одна деталь. Явка.
Мы сознательно не прогнозируем ее уровень на 7 сентября, тем более что минимальный порог, как известно, давным-давно отменен. Более того, «явочный вопрос» мы не решились задавать и нашим респондентам. Ведь пассивность или активность электората не всегда берутся комментировать даже матерые политологи. Осмелимся лишь задать отчасти риторический вопрос: стоит ли быть тем, за кого будет решать кто-либо другой?