Posted 4 июля 2019,, 10:09

Published 4 июля 2019,, 10:09

Modified 30 октября 2022,, 19:59

Updated 30 октября 2022,, 19:59

«Народная» 228-ая: о чем молчит статистика наркопреступлений

«Народная» 228-ая: о чем молчит статистика наркопреступлений

4 июля 2019, 10:09
Фото: Медиахолдинг 1Mi
Нашумевшее дело журналиста Голунова заставило многих задумать о качестве работы правоохранительной системы в России и о несовершенстве законодательства — той самой пресловутой «народной» 228 статьи Уголовного кодекса РФ.

По официальным данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, за 2018 год в стране по всем параграфам 228 статьи было осуждено 93 958 человек. Получается, что каждые 6,5 человек попали на скамью подсудимых за наркотики и это только статьи УК, не берем в расчет Кодекс административных правонарушений. Треть осужденных (30 990 человек) получили условный срок, 3367 фигурантов сели на срок до 1 года. Пожизненно не посадили никого. Чаще всего 228-я «косит» лиц от 18-35 лет — 58 948 осужденных, несовершеннолетних из всего числа — 1911 человек. В Карелии первая возрастная категория также встречается чаще всего, а среди подростков за этот год фигурантами уголовного дела стали двое.

Всего в республике за прошлый год зарегистрировано 732 преступления по линии незаконного оборота наркотиков (НОН). В этом году по фактам хранение наркотических и психотропных веществ возбуждено 29 уголовных дел и 281 — по фактам сбыта. Получается, продавцов в Карелии ловят чаще, чем потребителей. При разбивке по районам республики, большая часть дел приходится на Петрозаводск. На втором месте идет Сортавала. Её «успехи» объясняют близостью с Ленобластью, откуда идет солидный транзитный поток наркотрафика.

Если на основе этих данных посчитать тот же показатель, что мы считали по России, выходит, что в Карелии каждый пятый житель попал в суд по 228-й и мы такие не одни. Федеральный портал Новые известия изучил данные по 22 крупным городам страны. В трети населенных пунктов показатель совпадает с данными в нашем регионе, например, в Самаре, Ульяновске, Оренбурге, Кемерово, Омске, Нижнем Новгороде, Тюмени и Уфе. Это наводит на мысли о возможном существовании плана по наркопреступлениям, которые правоохранительные органы пытаются отработать в том, числе через не совсем честные механизмы вброса. В лидерах анти-рейтинга по 228-й статье — Ростов-на-Дону: каждый 20 житель города-миллионника за последний год проходил по «наркотической» статье.

Кроме уголовного преследования в Карелии за 2019 год выявлено 361 административное правонарушение в сфере НОН: большая их часть (167 нарушений) за употребление наркотиков без назначения врача. По КоАПу 99 раз наказали за уклонение от лечения от наркомании или реабилитации в связи с употреблением наркотиков.

Сколько «Галуновых» в регионе — ни одна статистика вам не скажет. Однако схожесть данных по уголовным делам может вызвать определенные сомнения: ведь регионы абсолютно разные по многим показателям, но показатели одинаковые. Совпадение? Не факт.

Сами задержанные по подозрению в незаконном обороте наркотиков не жалуются правоохранителям, что им этот «пакетик» подкинули. Однако, зачастую из ста человек, которые говорят о вбросе, реально жертвой этой процедуры становится лишь один. Такая статистика объясняет недоверие силовиков. Если говорить о «планах» по наркопреступлениям, ради выполнения которых кто-то пойдет на вброс, в Карелии такое вряд ли возможно. Об этом рассказывает и один из известных адвокатов республики Александр Дёгтев:

«Если говорить о раскрытии планов преступлений, то никаких проблем с этим нет. К сожалению, наркотики на сегодняшний день занимают плотно какую-то часть нашего общества. Сказать, что вброс пройдет со стороны правоохранителя, чтобы выполнить план — это очень маловероятно, на уровне фантастики. Наркотиков сегодня в достаточном количестве для того, чтобы раскрыть столько сколько нужно».

В Карелии не было ни одного случая, когда кого-то осудили за подбрасывание компрометирующих материалов, будь то наркотики, оружие или документы. Тоже самое касается и дела Голунова.

«По делу Голунова мы судим в основном по данным из прессы. Если эти данные полны и верны, то его сначала задержали, потом отпустили, но уголовное дело не прекратили. Сейчас он проходит по нему в роли свидетеля. Значит он был не виноват и это был вброс. Но кто его сделал? Сказать, что это было сделано правоохранителями, пока никто не привлечен к ответственности, нельзя. Вброс мог быть сделан, как правоохранителем, так и кем-то из его недоброжелателей, которые выступают против его деятельности», — рассуждает Александр Дёгтев.

Версий причин, которые толкнули злоумышленников на такой недружелюбный жест в адрес известного журналиста, множество. Одна из главных — профессиональная деятельность Голунова. Кто-то мог пытаться «помочь» ему замолчать или изменить точку зрение на какой-то вопрос. Результат известен всем. Медийность персоны журналиста помогла Голунову в какой-то степени, но она же наверняка и стала причиной всей ситуации.

После резонанса депутаты Госдумы задумались об изменениях в 228-м законе. Но помогут ли они и что делать, если вы опасаетесь стать жертвой вброса наркотиков, читайте в нашем следующем материале.

"