Posted 4 июня 2021,, 15:43

Published 4 июня 2021,, 15:43

Modified 30 октября 2022,, 20:59

Updated 30 октября 2022,, 20:59

«Номерков нет» или что происходит с бесплатной стоматологией в Карелии

4 июня 2021, 15:43
Многие жители Карелии, в частности, Петрозаводска, нередко жалуются на оказание бесплатной стоматологической помощи. Часто горожане попросту не могут записаться на прием к врачу, а некоторые возмущаются и качеством помощи. Поговорили с главным внештатным стоматологом Минздрава Карелии о текущих проблемах.

«Не записаться»

Одной из самых главных проблем бесплатной стоматологической помощи в Петрозаводске является то, что многие горожане не могут записаться на лечение зубов к специалистам. Как рассказала жительница карельской столицы Ольга, она пыталась получить номерок к стоматологу в поликлинике на Древлянке в течение полутора месяцев. Все усилия оказались безуспешными и горожанка отправилась к платному специалисту.

«Если приходить в регистратуру утром, то там выдают только восемь номерков, вне зависимости от количества пришедших человек. А очередь обычно скапливается приличная, поэтому номерков не хватает. Более того, к хирургу вообще невозможно попасть. Один там учится, а второй занимается непонятно чем. На удаление записаться также проблематично», — рассказала Ольга.

По словам жительницы Петрозаводска, в регистратуре горожан перенаправляют на цифровые платформы — портал госуслуг или региональный портал медицинский услуг. Однако там, как признается петрозаводчанка, записаться к стоматологу не проще.

«Я много раз заходила в приложение „к врачу“, где написано, что запись ведется только на следующие 14 дней. Раз на 14 дней, то, очевидно, лучше записываться в 00:00, чтобы поймать номерки. Я несколько раз ждала 12 часов ночи, постоянно обновляла приложение и видела, что все номерки уже были заняты. Буквально за секунду. Я не поверю, что там, к примеру, 20 номерков на один день и все разбирается. Раньше хоть один, но оставался, а сейчас вообще ничего. Это либо сбой системы, либо разгильдяйство главного врача, на которого и так все жалуются», - возмутилась жительница карельской столицы.

О невозможности получить номерок к стоматологу рассказала еще одна петрозаводчанка Татьяна. По ее словам, она не раз пыталась записаться на лечение зуба в городской поликлинике № 3. Однако в данном медицинском учреждении «очно» в регистратуре номерки выдают только на этот же день, и их никогда не хватает. Через цифровые платформы горожанка также не смогла «поймать» хоть один номерок.

«Я в течение недели пыталась записаться к стоматологу через портал госуслуг. Для этого там нужно выбрать медучреждение и конкретного врача — я проверяла всех — ни у кого никогда не было даже одного номерка! Как такое возможно?», — пожаловалась Татьяна.

Качество страдает?

Некоторые жители карельской столицы иногда жалуются и на качество оказываемой бесплатной стоматологической помощи. Так, об одном случае рассказала петрозаводчанка Елена, которая лечила зубы в городской поликлинике № 4. По ее словам, пациентке должны были поставить пломбу.

«Первый раз мне сделали такой укол, что у меня онемело все лицо аж до бровей, а потом три дня был заложен нос. Мне нужно было поставить пломбу, но сделали так, что я даже челюсть не могла закрыть. После этого у меня проверили прикус и сказали, что я не могу закрыть рот из-за укола. Прошло дня четыре, я пошла опять к ним, потому что вообще не могла ничего есть, не прижимались зубы, а десна вся опухла. Врач-стоматолог опять посмотрела, положила мышьяк на 10 дней», - рассказала Елена.

По словам петрозаводчанки, тогда были долгие майские праздники, поэтому в один из дней ей пришлось идти к дежурному врачу-стоматологу. Специалист сняла мышьяк и положила новый.

«Врач сказала, что нерв не удаляли до конца, и выписала мне рецепт на таблетки, даже не сказав, от чего они. Как оказалось, мне занесли инфекцию и это был антибиотик. Из-за этого у меня почти месяц были опухшие десна. Сейчас этот зуб у меня уже наполовину почернел», - поделилась жительница карельской столицы.

После произошедшего петрозаводчанке пришлось обратиться в частную стоматологию, где попытались исправить ситуацию.

«Ожидания завышены»

Как рассказали в карельском Минздраве, в государственных медицинских организация республики в штатном расписании имеются 78,5 штатных единиц врачей стоматологов, из них укомплектовано 65 штатных единиц. По данным ведомства, укомплектованность стоматологами в регионе составляет 82 процента. При этом, как рассказал главный внештатный стоматолог Минздрава Карелии и замглавврача по медчасти Республиканского стоматологического центра Семен Бекленищев, в республике все же существует кадровый дефицит стоматологов. Кадры постоянно меняются. Дело в том, что в Петрозаводске довольно много частных клиник, из-за чего рынок труда для стоматологов является обширным.

«Ротация кадров есть. Кроме того, большой процент совместительства — например, в первой половине дня специалист работает в государственной поликлинике, а во второй — в частном учреждении. Сегодня врач есть, а завтра он объявляет, что уходит в платную стоматологию. Такое бывает очень часто», — отметил Семен Бекленищев.

По словам специалиста, иногда ожидания пациентов государственной стоматологии оказываются «завышенными». Люди требуют точно такой же помощи, которую они получают в платных клиниках, однако забывают некоторые факты. Во-первых, как рассказал Бекленищев, в частных стоматологиях спектр услуг гораздо шире.

«Платные клиники могут отойти от чётких протоколов лечения, которые есть в государственных учреждениях. Также у частной и государственной стоматологии совершенно разные цели. У первой - максимум предложений видов лечения и коммерческая, а у второй – это максимальный результат в лечении с минимальными временными и материальным затратами. Нередко приходят с зубом, который уже бесполезно лечить, и требуют это делать, потому что в платной клинике им пообещали „полечить“. Мы объясняем, что процент излечения минимален и сомнителен, гарантии нет вообще, но слушать обычно не хотят. Негавтичная реакция нередко возникает именно из-за этого», — рассказал главный внештатный стоматолог Минздрава.

Материалы дешевле?

Очевидно, что в государственных стоматологиях зачастую используются более дешевые материалы, чем в частных. Некоторые горожане жалуются в соцсетях, что пломбы начинают крошиться довольно быстро после лечения. Возмущаются и другими фактами.

Как рассказал Семен Бекленищев, от врачей это не зависит, ведь все изделия медицинского назначения, в том числе и пломбировочный материал, закупается через проведение аукционов. А система госзакупок обычно предполагает приобретение разрешённых к использованию материалов по минимальной цене.

«Специалисты ограничены теми рамками, которые регламентируются документацией. Поэтому материалы по себестоимости дешевле, чем те, которые может себе позволить частная клиника», — отметил специалист.

А с номерками что?

По словам заместителя главврача по медчасти Республиканского стоматологического центра, обычно в день выдается около десяти номерков на одного врача-стоматолога. Во время пандемии коронавируса число приемов уменьшилось, так как между пациентами нужно было проветривать и дезинфицировать помещения. Однако сейчас в учреждениях постепенно возвращаются к привычной норме.

Часть этих номерков идет на электронные платформы, другие выдаются в регистратуре. Еще одна часть, и не самая маленькая, — это повторные приемы — ведь за один раз все не вылечить. «Еще бывает такое, что люди переезжают в Петрозаводск из районов, но не регистрируются в столице. Однако стоматологическая помощь здесь им тоже нужна. И таких довольно много», — добавил Сене Бекленищев.

По словам специалиста, многие петрозаводчане также пытаются добиться оказания помощи в Республиканском стоматологическом центре, будучи прикрепленными к другим поликлиникам.

«Да, пациент имеет право выбирать врача, но это касается первичной медико-санитарной помощи. Грубо говоря, речь идет об участковых в поликлиниках, а не об узких специалистах. Если человек, например, приписан к первой поликлинике, но хочет попасть к кардиологу из второй поликлиники, то он не может просто выбрать узкого специалиста и прикрепиться к нему. Он может только полностью поменять поликлинику. Так, в Петрозаводске стоматологическое отделение есть в третьей и четвертой поликлиниках. А в первой и второй такого отделения нет, поэтому пациенты идут к в Республиканский стоматологический центр. Мы не в состоянии принимать всех жителей города, только в каких-то экстренных случаях, когда заболевают специалисты других поликлиник и так далее», - отметил Бекленищев.

Более того, как добавил специалист, из-за хронического кадрового дефицита в ближайших районах Карелии было решено, что в какое-то определенное время пациентов из некоторых районов будут принимать в стоматологическом центре.

«Это вынужденно, но временно, пока там не наладится нормальный режим работы», — сообщил Семен Бекленищев.

***

Ситуация с оказанием бесплатной стоматологической помощи в Карелии стоит остро уже довольно давно. Иногда запись на прием к специалисту может занять слишком долго время. Однако, как утверждают медики, им самим это не в радость — ведь врачам выгоднее, когда они лечат большее число пациентов. По словам Семена Бекленищева, зарплаты стоматологов напрямую зависят от того, какое количество человек они приняли, а также насколько эффективно и качественно поработали.

"