Posted 4 февраля 2022, 14:30
Published 4 февраля 2022, 14:30
Modified 30 октября 2022, 21:37
Updated 30 октября 2022, 21:37
О текущей ситуации городские власти ныне рапортуют регулярно, говоря о десятках тысяч тонн вывезенного снега. Полигоны для его хранения, говорят, тоже почти выработали ресурсы. А пешеходы в Петрозаводске по-прежнему жалуются на непроходимые тротуары, тогда как автомобилисты сетуют на узкие проезжие части.
В последние дни на дорогах Петрозаводска все-таки стало чуть чище: на подмогу «ТехРенту» пришли коллеги из «Кондопожского ДРСУ». Сегодня компания с многолетней историей работает на субподряде. Судя по всему, в добровольно-принудительном порядке. Отказаться от предложения мэрии компании вряд ли бы смогла: в учредителях ДРСУ имеет Минимущества республики с 17,5 миллионами рублей уставного капитала.
Только «ручной режим» уборки городских дорог, о котором сегодня отчитываются чиновники, программисты назвали бы «костылем». Вроде все работает, но такое быстрое решение неудобно, если не «уродливо».
На чистоту – нужны деньги. Потому главе Петрозаводска Владимиру Любарскому пришлось обратиться за финансовой помощью к руководителю региона Артуру Парфенчикову. Дополнительные рубли республиканская казна нашла, но «костыль» - сегодня остается «костылем».
«Пока хватает»
О том, почему «ТехРент» не смог справиться с уборкой снега по муниципальному контракту, было сказано много, поэтому мы сосредоточимся на обозримом будущем Петрозаводска. Уже известно, что следующий сезон столица встретит с новым генподрядчиком - упомянутым «Кондопожским ДРСУ», которое сегодня пока чистит лишь пятую часть городских дорог.
В мэрии не скрывают, что с «ТехРентом» город будет прощаться: Владимир Любарский потом заявил, что с компанией Петрозаводск «доживает вместе последний сезон». Готовы ли дорожники из Кондопоги осилить новые и внушительные объемы работ?
«Мы содержим одну маленькую частичку на субподряде, поэтому для той работы, по договору, нам средств пока хватает, - сообщил «КарелИнформу» генеральный директор ООО «Кондопожское ДРСУ» Юрий Синяков. - Ориентировочно это будут торги, закупки, но администрация планирует объявить их с 1 апреля, не раньше, раньше это сделать невозможно. Во-первых, надо расторгнуться с предыдущим подрядчиком, во-вторых, надо пройти все процедуры, в-третьих, надо, чтобы мы были готовы. На сегодняшний день мы весь город брать не готовы, потому что у нас нет техники».
Правительство, в свою очередь, в феврале обещает выделить ДРСУ субсидию (по нашей информации, в 100 с лишним миллионов рублей). А далее – закупочные процедуры.
Формально экспертов смущает другой вопрос: муниципальный контракт с «Техрентом» действует аж до 2024 года, хотя чиновники определенно собираются с компанией отношения прекратить. Формальную причину (например, неисполнение обязательств по договору) найти можно, но все эти процедуры тоже потребуют времени.
Время понадобится и на госзакупку, которая, к слову, в большинстве случаев должна быть конкурентной. Электронный аукцион, открытый конкурс, закупка у единственного поставщика? С учетом плотного диалога с «Кондопожским ДРСУ» - власти явно нацелились на последний вариант. А конкуренция?
Маловато будет
Дорогам Петрозаводска сегодня явно не до конкуренции, и логика мэрии частично объяснима: свою структуру контролировать легче, в отличие от частника. Среди других причин – экономически-«географическая» (других крупных дорожников рядом с Петрозаводском нет) и опять же денежная.
«По-видимому, нужна государственная структура, и на нас можно, наверное, иметь определенное влияние, - делится мнением Юрий Синяков. – Кроме того, субсидия не может быть предоставлена частному предприятию, а нам – может. Плюс опыт работы: в Кондопоге мы несколько лет работаем с администрацией, и замечаний практически нет».
Но хватит ли ДРСУ сил на Петрозаводск? И не повторится ли нынешняя ситуация с уборкой снега?
«Хватит, мы же сейчас присоединяем Петрозаводское ДРСУ [«Кондопожское ДРСУ» сегодня находится в процессе реорганизации. – Прим. Ред.], - добавляет гендиректор. - У нас на Первомайском проспекте будет хорошая база, есть, где стоять технике. С учетом той субсидии, той техники, в принципе, ресурсов хватит».
Другое дело, что городу, вероятнее всего, придется искать дополнительные и серьезные бюджетные деньги. Либо опять искать помощи у кабмина. Первый вариант теоретически возможен: городская казна на будущий год сформирована с нулевым дефицитом, но очевидно одно: денег, которые платили «ТехРенту» будет мало.
«Мы делали определенные расчеты, в администрации они есть, - поясняет Юрий Синяков. - Когда мэрия будет объявляться [организовывать закупочную процедуру. – Прим. Ред.], они должны будут опираться на расчеты, которые существуют в нынешних условиях. Потому что на сегодняшний день контракт от 2019 года, он, скажем так, убыточен для производителя работ. В этом плане администрация вопрос прорабатывает: должно произойти существенное увеличение стоимости работ, потому что на сегодняшний день стоимость неадекватна текущим предложениям на рынке».
Запредельные цифры?
Тем временем, в соцсетях продолжают утверждать, что у «Кондопожского ДРСУ» нет нужного количества техники для работы с Петрозаводском.
«Кондопожскому ДРСУ на приобретение только снегоуборочной техники требуется один миллиард рублей (и ещё столько же на организацию снегоплавильных пунктов), - недавно констатировал один из Телеграм-каналов. - Приобретение техники для уборки тротуаров в этом году вообще не предусмотрено».
Дорожников эта информация, мягко говоря, удивила. По словам нашего источника, на покупку техники предприятию нужно приблизительно 300 миллионов рублей. Впрочем, официально известно, что собственные средства ДРСУ все равно потребуются. Жить приходится не одним бюджетом.
«Миллиард – это какие-то запредельные цифры, не знаю, откуда такие берут, - пояснил Юрий Синяков. – Но мы будем где-то закупаться своими силами: в любом случае, и к следующему зимнему сезону будем готовы, и в летний сезон зайдем. Есть различные инструменты, в том числе, лизинговые».
Что касается снегоплавильных установок, то город может пойти по стопам Петербурга и Москвы, и больших денег на их устройство не нужно (о конкретных суммах, впрочем, пока говорить рано).
Может помочь и… чистая увлажненная соль. Эксперты отмечают, что такой способ работает безотказно и мгновенно, а расход реагента – буквально граммы на «квадрат» площади. Проще говоря, снег выпал – снег растаял. Только вот о том, что будет с городской ливневкой, которая перестает справляться с потоками воды даже при обычных сильных дождях, эксперты не говорят.
Больше некому
Так или иначе, все снова упирается в деньги, поэтому внимательнее посмотрим на финансовую работу «Кондопожского ДРСУ». В открытом доступе имеются данные за 2020 год (сроки сдачи отчетности еще не вышли), но едва ли минувший год оставил «государственное» предприятие с копейками.
Объемы денежных потоков – приличны. Так, в 2020 году выручка управления выросла сразу в два с лишним раза – с 313, 8 до 673,4 миллиона рублей. А прибыль от продажи «прыгнула» вверх с 3 до 11,5 миллиона рублей. Минусов нет и по чистой прибыли: если в 2019 году предприятие заработало 10,6 миллиона рублей, то в 2020 – уже 13,5 миллиона рублей.
На 55 с лишним процентов уменьшилась и кредиторская задолженность (22,4 миллиона рублей), правда, с 24-процентным сокращением объема основных средств (до 10,9 миллиона рублей).
Также небольшая отрицательная динамика наблюдается по износу основных средств на балансе – к январю 2020 года показатель сократился с 80 до 75 процента. Хотя амортизация в 2020 году «добавила» 4 с лишним миллиона рублей расходов.
«Наличие за 2020 год у общества чистой прибыли в 13,5 миллиона рублей говорит о том, что у предприятия есть источники пополнения оборотных средств», - констатируют наблюдатели.
Ложечка дегтя
Цифры и аргументы говорят о том, что мэрии Петрозаводска… пришлось согласиться на услуги «Кондпожского ДРСУ». Причем, вероятно, по настоянию правительства. И не только по той причине, что больше справиться со снегом в городе некому. Формально - частники подвели.
А предприятие с госучастием, не замеченное в каких-либо скандалах, на роль срочного помощника подходит вроде бы идеально. Только есть одна деталь. Судебная.
В начале прошлого года стороны «засветились» в Арбитраже Карелии: ДРСУ потребовало от администрации Петрозаводска 1,835 миллиона рублей неосновательного обогащения (!) – «в виде удержанных средств» (штрафа) по муниципальному контракту от 1 июня 2020 года.
В феврале суд вернул заявление истцу, в том числе, потому что тот «не представил доказательств направления ответчику требования о добровольном возврате удержанной суммы», говорится в определении АС.
В картотеке находится и сентябрьское постановление петербургского Арбитража, куда дорожники безрезультатно обратились с апелляцией – на ту же сумму. И пусть речь в споре идет не об уборке снега, а о муниципальном контракте на ремонт дорог в Петрозаводске. Сам факт разбирательства уже говорит о том, что чиновники с дорожниками снова могут не найти общий язык. И опять – бесконечный снег?
***
Так или иначе, правительство, мэрия и ДРСУ публично-формально смотрят на происходящее с оптимизмом. И, кстати, некоторые аномальной зиму уже не называют (удобная отговорка?) Только старожилы вспоминают: из колеи столицу способен «выбить» лишь метр снега за ночь, тогда как сегодня город просто «отвык» от бурных метелей. Пора привыкать обратно. И, видимо, признать, что отказ от государственных предприятий в пользу частников – выгоды не принес. Никому.