«Чему ты нас научишь?» Будни молодого преподавателя из Петрозаводска

«Чему ты нас научишь?» Будни молодого преподавателя из Петрозаводска

«Чему ты нас научишь?» Будни молодого преподавателя из Петрозаводска
Аналитика

3 октября 2018, 14:23
Виктория Канивченко
Фото: in.pinterest.com
Начинающий педагог рассказал о превратностях профессии

В День учителя, который 5 октября празднует вся Россия, почти все лавры логично и заслуженно достаются взрослым и опытным педагогам. Но как сегодня чувствуют себя молодые учителя, которые зачастую не имеют нужных “веса” и значимости? Тем более что молодёжи, как правило, в педагогическом коллективе гораздо меньше, чем взрослых?

О сложностях, перспективах, авторитете и прочих прелестях учительской жизни мы попросили рассказать молодого преподавателя одного из учебных заведений Петрозаводска. Наш собеседник по ряду причин попросил не раскрывать его имени, но поделился весьма любопытными суждениями. Вот они.

- Коллектив у нас взрослый, по большей части. Поэтому сначала мне было очень неуютно, ведь ты почти вчерашний студент. Но мне повезло - в основном, опытные преподаватели всегда готовы мне помочь. Наверное, это ещё и потому, что я у них когда-то учился. В абсолютно новом коллективе было бы гораздо сложнее, ведь пришлось бы налаживать контакт не только со студентами, но и с целой армией коллег.

- У меня никогда не было мечты кого-то учить, но я не стал отказываться от такой возможности. Я преподаю второй год, и пока работа мне нравится: я веду интересные предметы, вижу перспективы, мне есть, куда расти и с кого брать пример. Хотя понимаю, почему у молодых нет желания идти кого-то учить: существует много стереотипов. Мол, «препод» не имеет личной жизни, «живёт» на работе среди старых недовольных женщин, получает за это копейки, а сил вкладывает много. Это не совсем так. Я доволен своей работой на данный момент.

- Мне хватает зарплаты, чтобы снимать жильё и не сильно ограничивать себя в тратах. Но вот семью я не смог бы прокормить в одиночку.

- Самая большая сложность была в начале работы: практически с нуля ты нарабатываешь для себя лекции, практические и лабораторные работы. На это уходит уйма времени, зато на следующий год всё уже готово. Плюс множество разной документации, отчеты, журналы - нескончаемая работа с бумагами. Как-то я попробовал дать заполнить журнал студентке, потом пришлось переписывать много страниц. Поэтому лучше я сам.

- Конечно, взрослый преподаватель хорош тем, что он накопил большой опыт, отточил методику преподавания, неплохо изучил психологию студентов и знает, как с ними правильно общаться. Зато молодые учителя более гибкие, мы легко подстраиваемся под новые программы и стандарты образования, которые меняются из года в год. Нам легче понять наших студентов, а голова не забита какими-то пережитками прошлого.

- А вот что меня бесит, так это касаться зоны ответственности других преподавателей: каждый должен корректировать свои рабочие программы, вести методическую работу и много других дел. На мой взгляд, очень некрасиво, когда другой человек (не обязательно я) выполняет эту работу за тебя. У меня не меньше нагрузки, чем у моих коллег, иногда даже больше. Просто кому-то не хочется (или некогда) этим заниматься, вот и перекидывают работу на других, особенно на молодых. Впрочем, по этому поводу ни с кем конфликтовать не хочу.

- Студенты не сразу могут поверить в мой авторитет преподавателя из-за моего возраста. У меня большая нагрузка по часам и много учебных групп, поэтому некоторые особенности поведения я уже изучил. Можно столкнуться как с панибратством, так и с полным неуважением. Мол, чему ты нас научишь? Но я стараюсь сразу устанавливать рамки дозволенного, сообщаю о своих требованиях. Потом проходит время, студенты понимают, что я такой же преподаватель и принимают правила поведения.

- Я уже столкнулся с тем, что студенты могут не посещать мои занятия, иметь долги. Это нормально. Я стараюсь решать это мирными путями. Мне проще их понять, ведь я сам не так давно сидел на парах. Никто без причин учёбу не забрасывает, поэтому для начала надо с учеником спокойно поговорить. Пытаюсь идти навстречу - предлагаю дополнительные занятия или консультации. Иногда этого достаточно, чтобы вернуть студента в учебу.

- Влюблённость со стороны студенток - опасная вещь, которая может доставить проблемы и девушке, и преподавателю. Я против выхода за рамки общения “педагог-студент”. Ученики часто пытаются шутить, например, пишут под моими фотографиями «ВКонтакте» комментарии в стиле “лучший преподаватель” и собирают пару десятков лайков от одногруппников. Так они пытались меня задобрить перед зачетом. Периодически от парней поступают предложения “затусить” на выходных (в шутку и серьезно). Но я отказываюсь, потому что хочу сохранить границы. После выпускного - пожалуйста, но не во время учебы.

- Ко Дню учителя хочу пожелать всем старшим коллегам много сил и энергии для продолжения работы. Ваш опыт и профессионализм вдохновляет. Молодым преподавателям желаю больше терпения на рабочем месте и дальнейшего развития, ведь всегда есть куда стремиться.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter