Posted 1 ноября 2018,, 13:23

Published 1 ноября 2018,, 13:23

Modified 30 октября 2022,, 19:22

Updated 30 октября 2022,, 19:22

Большая потеря

1 ноября 2018, 13:23
Жительница Карелии родила мертвого ребенка - в ситуации разбираются правоохранители

У одной семьи из поселка Чупа произошла беда: женщина в местной больнице родила мертвого ребенка. Супруги считают, что малыш не выжил из-за ошибки врачей, поэтому с ЧП сейчас разбираются правоохранительные органы. Семья пережила из ряда вон выходящую ситуацию: по словам мужа, умершего новорожденного пришлось своими силами везти на вскрытие в Петрозаводск. Врачи же смотрят на ситуацию совсем иначе. Выслушаем все точки зрения.

«Врач приехал, а ребенок уже умер»

Но сначала немного статистики. Согласно данным Карелиястата, в республике в период с января по август 2018 года было зарегистрировано 4085 родившихся (без мертворожденных), за аналогичный период 2017 года — 4414. Умерших в возрасте до года в прошлом году было 43 человека, в позапрошлом — 53.

Статистику по мертворожденным в Министерстве здравоохранения Карелии предоставлять нам отказались. Но отметили, что случаи мертворождения единичны и тщательно проверяются.

Между тем, нужные цифры мы нашли и без помощи местных властей. И о «единичности» говорить, пожалуй, сложно. Согласно докладу Минздрава РФ «Основные показатели здоровья матери и ребенка» за 2017 год, в Карелии зафиксировано 47 случаев мертворождения, из них 29 детей погибли в утробе матери, «до начала родовой деятельности».

К одному из таких случаев, скорее всего, отнесут трагедию, которая произошла в поселке Чупа Лоухского района Карелии. Для Натальи брак с Андреем Давыдкиным уже второй, от первого есть ребенок – девятилетняя девочка. Но мужчина всегда хотел своего малыша. У семейной пары долгое время не получалось исполнить задуманное. 30-летняя Наталья, если не считать последний случай, была беременна семь раз: пережила три замерших и одну трубную беременности, два медаборта. Успешные роды были только одни.

В течение последней долгожданной беременности женщина несколько раз лежала в больнице с угрозой выкидыша.

Все время в больницах, на приемах... Она стояла в группе риска. Но при этом с самим ребенком все было хорошо, - вспоминает отец погибшего ребенка. - Мы за три недели до этого случая ездили в больницу в Петрозаводск, проблем не было.

Роды поставили на 21 сентября. Однако за месяц до этого, ночью 21 августа, у женщины отошли воды, началась отслойка плаценты и открылось кровотечение. Семья сразу вызвала «скорую», машина приехала быстро.

Ее привезли в больницу в 4:10, а операцию сделали только через 2,5 часа, - рассказал Андрей. - Это столько времени готовились к операции: пока дождались анестезиолога, гинеколога и других. Врач приехала, а ребенок уже умер. Сначала гинеколог к УЗИ готовилась минут 30-40, а врачи в «скорой» говорили ей: «Сейчас уснешь, через 10 минут проснешься, и ребеночек будет на руках». Но все прекрасно понимали, что плацента начала отходить, и ребенка с такими колебаниями в два с половиной часа уже будет не спасти.

По словам мужчины, на УЗИ малыш уже был мертв, но врач об этом не сообщила. Она попросила его жену не нервничать. Уже после этого женщине сделали операцию — кесарево сечение, в ходе которой извлекли девочку без признаков жизни. Ребенок родился весом 2 килограмма 44 грамма, рост - 44 сантиметра.

Я смотрю на нее - живой ребенок... Люди рожают весом меньше килограмма и дети выживают... – недоумевает Андрей.

«Почему бездействовали?»

Андрей задается вопросом: почему супругу раньше не отправили в больницу в другой город, если у нее была такая тяжелая беременность?

Если нет врачей, оборудования, то зачем тогда принимают людей? Ладно, если здоровые женщины, которые рожают без проблем. Но есть ведь беременные с серьезными проблемами, как моя жена… - возмутился житель Карелии.

Врач-гинеколог чупинской больницы прокомментировала ситуацию кратко, сославшись на врачебную тайну. Однако, по ее словам, обычно роженицам рекомендуют рожать в случае нормально протекающей беременности в стационаре первого уровня — в Сегежской ЦРБ, а при каких-то серьезных ситуациях — в Петрозаводске.

Но есть ситуации экстренные, когда куда-либо направить пациентку из-за ее состояния в данный момент мы не можем, - пояснила врач. - До Сегежской ЦРБ ехать часов шесть на машине... В такой ситуации мы оказываем помощь на месте.

Санитарная авиация в экстренных случаях, по ее словам, не выход:

Это еще дольше, чем на машине. Санавиацию надо запросить, нужны согласования. Плюс у нас самый отдаленный район, и не всегда бывает летная погода. Да, у нас есть ситуации, когда при помощи санавиации мы больных эвакуируем из больницы. Но это не делается так: позвонили, а через час вертолет летит.

Как бы то ни было, проблема, по словам Андрея, возникла еще из-за того, что в чупинской больнице (подразделении Лоухской ЦРБ) ночью многих врачей нет. Это нам подтвердила и сама врач-гинеколог медучреждения в Чупе. По ночам врачи дежурят на дому, а в больницу их вызывают в экстренных случаях.

Мы не дежурим на территории больницы, у нас нет на это ни финансов, ни кадров. Поэтому в отделении дежурит акушерка, скорая помощь. Принимают вызов, доставляют пациента в больницу. Ситуацию оценивают врач скорой помощи и дежурная акушерка, после этого вызывается врач, - рассказала гинеколог.

С телом ребенка на заднем сидении

Андрей Давыдкин после тяжелой утраты сам возил тело своего ребенка на экспертизу в Петрозаводск: ему нужно было сделать это как можно быстрее, пока его жена находилась в больнице:

Чтобы она не видела ничего этого... Представляете, какой у нее стресс? Куплены кроватки, коляска, одежда, мы так ждали... По поводу экспертизы нам сказали: «не знаем, может, через неделю, когда получится машину организовать». В итоге я взял ребенка, сам отвез в Петрозаводск и привез обратно.

Врач-гинеколог чупинской больницы заверила нас, что отвезти тело ребенка на экспертизу была инициатива мужчины. По словам сотрудницы медучреждения, больница всегда организовывает перевозку тела на вскрытие и обратно.

Когда произошла эта ситуация, я была в отпуске. Но я знаю со слов доктора, которая занималась этим случаем, что мужчина настаивал на том, чтобы он сам отвез тело. У нас, знаете, тоже есть проблемы с транспортом и сложности в организации. Больница всегда выполняет эту работу, но иногда родственники делают все сами, так будет быстрее, - пояснили в медучреждении. - Если же люди сами не изъявляют такого желания, то учреждение организует перевозку в ближайшие дни. Сначала все докладывают главному врачу, дается приказ организовать машину, оформляется командировка и так далее. Все организовывается как можно быстрее. Никто же не будет откладывать вскрытие на несколько дней.

От Следкома к МВД

Как рассказал Андрей Давыдкин, после случившегося он обратился в петрозаводский отдел Следкома Карелии. Когда следователь связался с полицией и отделом следственного комитета Лоухского района, выяснилось, что об этой ситуации никто не знает.

Ни один орган не был в курсе. Прошло три дня. А я, грубо говоря, с трупом в машине езжу по всей Карелии — за 600 км, - возмутился житель Карелии. При этом мужчина добавил, что в больнице ему дали специальные документы.

Как пояснили в медучреждении, случай был не криминальный, поэтому правоохранительные органы оповещать медики не должны были. Как бы то ни было, по заявлению Андрея Следком провел проверку, и установил, что жену Андрея действительно доставили в больницу в 4:10, а проводить операцию кесарева сечения начали в 6:30. Процедура длилась 50 минут. До этого на осмотре было диагностировано, что женщина находится на 34-35 неделе беременности, произошла преждевременная отслойка плаценты, а плод погиб.

Согласно постановлению СУ СК, из протокола вскрытия следует, что у ребенка была внутриутробная гипоксия (кислородное голодание плода в утробе матери). Следователи пришли к выводу, что смерть ребенка наступила от той же внутриутробной гипоксии, обусловленной острой плацентарной недостаточностью. Также в документе отмечается, что беременность протекала с неоднократной угрозой прерывания.

В итоге Следком не нашел состава преступления по статье УК РФ «Причинение смерти по неосторожности». Как поясняется в постановлении, в этом случае закон не признает плод в утробе матери потерпевшим.

Однако в ведомстве заключили, что действия врачей подлежат оценке по другой статье - «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей». Поэтому заявления Андрея Давыдкина и материалы дела были переданы в ОМВД России по Лоухскому району. Сейчас проводится дознание.

В полиции комментарии давать отказались, сославшись на срок давности событий.

Проверка будет проводиться максимум в течение 30 дней. - отметили в пресс-службе МВД по РК. - После этого будет приниматься процессуальное решение.

Не первый случай?

Пока с инцидентом разбираются правоохранители, Андрей Давыдкин ставит под сомнение квалифицированность врачей чупинской больницы. По его словам, с бедой столкнулись двое знакомых, наблюдавшихся в этом же учреждении и у тех же специалистов.

Одной женщине во время беременности дали антибиотики, - вспоминает Андрей. - Потом она в 22 недели родила ребенка весом в 400 грамм. К счастью, сейчас он жив и здоров. Но моя знакомая в своей карточке так и не нашла информации о том, какие антибиотики ей колола врач.

Другой случай произошел восемь лет назад. Как нам рассказала знакомая Андрея, на седьмом месяце беременности она пришла к врачу с жалобами на то, что ребенок не шевелится. УЗИ назначили только через несколько дней.

Я вроде бы съела что-то и отравилась, - говорит женщина. - Я не помню все в деталях, потому что была в шоковом состоянии... У меня всю ночь и утро болел живот, ребенок перестал шевелиться. Я побежала к врачу, рассказала обо всем. Мне ответили, что такое бывает. Я попросила сделать УЗИ, но его мне назначили только через 4-5 дней, так как специалист был в отпуске. Однако после приема через пару дней я вызвала скорую... Меня увезли на БМК, и услышали, что у ребенка нет сердцебиения. Еще через пару дней сделали УЗИ и подтвердили, что ребенок умер.

По ее словам, после УЗИ она отправилась на поезде в Петрозаводск в Республиканскую больницу. В учреждении женщине вызвали роды, после них ребенка забрали на экспертизу...

– … И все. Все пропало. Мне толком ничего не объяснили, тело не отдали — оно уже начало разлагаться, когда я рожала. Ребенок несколько дней пролежал в утробе мертвым, - рассказала жительница Карелии. - В нашей больнице эпикриз какой-то давали, но точной информации о том, что конкретно случилось, не было.

По обоим случаям не проводилось никаких проверок: по словам женщин, они были в шоковом состоянии и было не до «разборок».

***

Сейчас Андрей Давыдкин вместе с женой и ее дочкой живут в Санкт-Петербурге: по словам супруга, жене необходима реабилитация. Но возвращаться в Чупу семья не собирается.

- Поселок маленький: все знали, что мы давно хотели ребенка, наконец-то жена забеременела, ждали... – поясняет он. - А тут такое. Каждый человек начинает об этом напоминать. Поэтому мы больше не можем там оставаться.

В трагическом инциденте должна разобраться полиция. Будем надеяться, что с учетом резонанса, который получает большинство историй, связанных с действиями врачей (причем как со стороны пациентов, так и медиков), правоохранители подойдут к делу максимально объективно.

"