Posted 1 июля 2019, 11:12
Published 1 июля 2019, 11:12
Modified 30 октября 2022, 19:59
Updated 30 октября 2022, 19:59
На дрожжах
На сегодняшний день в Петрозаводске существует семь маршрутов для троллейбусов и 20 – для автобусов. Стоимость проезда составляет 25 и 30-32 рубля соответственно. Водители ПАЗиков задаются вопросом – зачем такое непопулярное решение было принято в «мертвый» период летних каникул и отпусков? Людей и так нет, а тут ещё подорожание проезда. Власти города при этом повлиять на решение маршрутчиков не могут, все предприятия – частные.
Мы сравнили регионы Северо-Западного федерального округа по стоимости проезда в общественном транспорте. Самый дорогой - в Санкт-Петербурге (40 рублей), а самый дешевый - в Пскове (25 рублей). На одном уровне с Петрозаводском находится Мурманск (32 рубля) и Великий Новгород (30 рублей). С 1 июля до уровня 30 рублей увеличится стоимость проезда и в Архангельске.
Город | Стоимость проезда | Средняя зарплата (по данным на апрель 2019 года) |
Санкт-Петербург | 40 | 63 555 |
Мурманск | 32 | 64 327 |
Петрозаводск | 32 | 41 080 |
Архангельск | 30 (с июля 2019) | 48 200 |
Великий Новгород | 30 | 31 305 |
Сыктывкар | 28 | 54 801 |
Калининград | 26 | 33 827 |
Вологда | 26 | 37 228 |
Псков | 25 | 28 485 |
После недавнего повышения стоимость проезда в ПАЗиках, местные жители забеспокоились о троллейбусах. Но руководство «Троллейбусного управления» поспешило сообщить, что до конца 2019 года роста цен можно не ждать. Это несомненно радует. Огорчает другое, бедственное финансовое положение предприятия и отсутствие хотя бы каких-то радужных перспектив. Субсидирование троллейбусам явно не помогает. Хорошо хоть удается сохранять льготные проездные. За этот год на предприятии дважды поменялся директор и, как на долго задержится нынешний – большой вопрос.
При этом о субсидировании автобусов речи нет вовсе. Как КарелИнформу заявила заммэра Петрозаводска Юлия Мизинкова, из городской казны выделять дополнительное финансирование на маршрутки не представляется возможным – денег просто нет. Между тем, сами перевозчики заявляют, что материальная помощь со стороны властей им необходима, в том числе, для обновления автопарка. Раньше эта проблема упиралась в краткосрочные контракты. Теперь же предприятия получают лицензию на перевозку сроком на 5 лет, и казалось бы – счастье было близко. Ан – нет! Всё таки дело в деньгах! Чтобы на маршруты вышли новые автобусы, проезд должен стоить 80 рублей. Тут уж комментарии излишни.
Кто в ответе
На данный момент в городе на 20 маршрутах работают девять транспортных компаний: три из них местные, остальные Питерские. Проанализировав финансовое положение маршрутчиков, их можно только пожалеть. В «плюс» выходит лишь одна компания – петрозаводское ООО «АвтоПассаж». Остальные работают с убытком: максимальный у ООО «АТП №4 «Тосноавто» - 21,1 млн рублей. К слову, у именно у питерцев самый большой портфель арбитражных дел, где они выступают в качестве ответчика – 841 млн рублей.
Название компании | Маршрут обслуживания | Место регистрации | Чистая прибыль (рубли) |
ООО ТК «Паллада» | 3, 20, 25 | Петрозаводск | - 375 000 |
ООО «ТК АвтоПассаж» | 26 | Петрозаводск | 532 000 |
ООО ТК «Вираж» | 9 | Петрозаводск | - 1,4 млн |
ООО «АТП №4 «Тосноавто» | 17, 27, 29 | Гатчина | - 21,1 млн |
ООО «Транспортная компания» | 1, 21, 22 | Петрозаводск (диспетчерская служба в Ленобласти) | -14,5 млн |
ООО «АТП» | 2, 5, 8 | - 10,8 млн | |
ООО «АТП 2» | 4, 14 | - 4,1 млн | |
ООО «АТП 3» | 10, 19 | - 6 млн | |
ООО «Авто Сити» | 12, 15 | - 6,2 млн |
Если проверять связи компаний, получается, что у нас не девять перевозчиков, а четыре. «АвтоСити», «АТП», «АТП 2», «АТП 3» и «Транспортная компания» имеют общего бенефициара – Дмитрия Большака. «АТП №4 «Тосноавто» руководит Дмитрий Пискун. У руля «Виража» и «АвтоПассажа» стоит Дмитрий Смирнов, а «Паллада» принадлежит Дмитрию Сафронову. Нарочно не придумаешь – одни Дмитрии.
Что любопытно, почти у всех компаний отсутствуют данные по штрафам ГИБДД. Система СПАРК-Интерфакс сообщает лишь о трех штрафах у компании «Тосноавто», остальные будто бы и не нарушают. При этом ГИБДД Карелии систематически докладывает о проведение профилактических мероприятий «Безопасный автобус», а жалобы со стороны горожан на опасные маневры водителей и нарушение ПДД льются рекой. Кроме того, по официальным данным, за четыре месяца 2019 года в Петрозаводске зарегистрировано 4 ДТП с участием маршрутных автобусов, в которых 9 человек получили травмы. Все ДТП произошли по вине водителей автобусов. Невольно задаешься вопросом, а почему же не штрафуют?
Тоже самое касается проверок надзорных ведомств. У двух компаний: «АТП 2» и «Транспортная компания», за последний год вообще не проводилось каких-либо проверок. У трех перевозчиков было выявлено всего по одному нарушению. Чаще всего они связаны отсутствием организации выдачи средств индивидуальной защиты водителей. У нескольких компаний лица, которые отвечают за транспортную безопасность, не проверялись на отсутствие алкоголизма, наркомании, токсикомании, психических заболеваний, судимости, противопоказаний к такой работе. Автобусы ООО «АТП» не оснащены средствами техбезопасности, например, камерами видеонаблюдения в кабине и салоне автобусов. «Палладу» уличили в том, что она принимала на работу с международными водительскими удостоверениями, а у «Виража» были недочеты в заполнении путевых листов.
Вполне возможно, такое недостаточно пристальное внимание к перевозчикам связано с нежеланием «кошмарить» бизнес. Но ведь от этого зависит благополучие населения, а сами перевозчики всегда находят причины для жалоб на своё не самое хорошее положение, в том числе и финансовое. Цифры действительно говорят о многом. Убыточны, как оказалось, не только троллейбусы Петрозаводска, но и автобусы. Только одни получают субсидию из бюджета, а другим приходится выкарабкиваться самостоятельно. Вопрос времени, когда перевозчики карельской столицы окажутся на грани банкротства.
Ухудшает общее состояние и несовершенная транспортная сеть города, которая не отвечает потребностям горожан. Например, ул. Шотмана и Карельский проспект до сих пор не вошли ни в один маршрут, а наб. Варкауса частично затрагивает лишь один троллейбус №5. Не исключено, что модернизация схемы маршрутов поможет улучшить общий климат в сфере пассажирских перевозок и общественный транспорт наконец будет «для народа», а не наоборот.