Posted 1 июля 2017,, 14:23

Published 1 июля 2017,, 14:23

Modified 12 ноября 2022,, 07:58

Updated 12 ноября 2022,, 07:58

Исследования ученых из Карелии опубликованы в самом авторитетном научном журнале мира

1 июля 2017, 14:23

Молодые ученые институтов биологии и прикладных математических исследований Карельского научного центра РАН обнаружили, что процесс роста некоторых сфагновых мхов подчиняется биологическому ритму с периодом около 30 суток и может быть связан с лунным циклом. Подобные биоритмы ранее не были известны среди мохообразных. О своем открытии ученые опубликовали статью в компетентном научном журнале Chronobiology International.

Сфагнум, или Торфяной мох - род мхов, обычных обитателей верховых и переходных болот, в том числе, и в Карелии. Эти растения, активно поглощающие и удерживающие влагу - в 20 - 25 раз превышая массу самого мха, - способствуют быстрому заболачиванию территории. В то же время, сфагнумы издревле использовались людьми, как бактерицидный и теплоизолирующий материал и даже, благодаря уникальным гигроскопическим свойствам, как "памперсы" для младенцев. Сегодня эти мхи успешно применяются в медицине и в строительном деле в качестве изоляционного материала - в виде пластинок или порошка, имеющего к тому же дезодорирующие свойства.

В течение двух лет карельские ученые наблюдали сезонное развитие быстрорастущего мха Sphagnum riparium - многие читатели наверняка видели его ровные зеленые ковры в болотных топях.

- Изучая рост побегов, а они за сезон могут вырастать более чем на полметра, - рассказал Виктор Миронов, автор статьи, ведущий биолог лаборатории болотных экосистем Института биологии, - мы обратили внимание на закономерное чередование периодов с высокой и низкой скоростью их роста. Обработав данные по скорости роста с помощью математических методов, мы обнаружили довольно четкую околомесячную ритмику. Насколько нам известно, это первый случай подобной ритмичности среди мохообразных. Ее биологическое значение может заключаться в синхронизации роста побегов в составе сфагнового ковра, чтобы придать ему устойчивость к неблагоприятным факторам среды.

- В ходе совместной работы с биологами был проанализирован большой объем данных, - продолжил соавтор статьи младший научный сотрудник лаборатории математической кибернетики Института прикладных математических исследований Алексей Кондратьев. - Помимо классических методов прикладной статистики мы применили также методы, используемые при обработке временных рядов. В статье представлены предварительные результаты исследования, остальные данные мы собираемся опубликовать в специальных работах.

В исследовании была использована недавно запатентованная методика, автором которой является Виктор Миронов. Именно она позволила провести столь детальное исследование и выполнить измерения прироста большого количества побегов.

- В работе, - отмечает Виктор Леонидович, - использовался недавно разработанный метод геотропических изгибов стебля, благодаря которому с апреля по октябрь в течение двух лет были выполнены измерения в общей сложности 40 тысяч побегов с интервалом около 3 дней. Всего существует около десятка методов изучения роста сфагновых мхов, но, в отличие от нашего, они не позволяют подробно отслеживать прирост побегов, поэтому ритмичность не обнаружили раньше.

Исследователи указывают значительное совпадение ритма роста мхов с лунным циклом. Подобная связь доказана для небольшого количества наземных растений, например, для некоторых деревьев и кактусов. Тем не менее, авторы пока не спешат ставить точку в вопросе о связи ритмов роста со стадией лунного цикла.

- Действительно, - констатирует ученый, - ритмы роста мхов и синодический лунный ритм значительно совпадают, но мы пока не уверены в причинах этого. Необходима дополнительная проверка на предмет случайного совпадения процессов, поэтому мы планируем продолжать исследование. Если предварительные данные подтвердятся, то это будет означать, что около новолуний мох растет активнее, чем около полнолуний.

Связь с лунным циклом намного подробнее исследована у животных и человека, чем у растений. Ее изучение требует сбора большого количества данных и длительного подробного ряда наблюдений, что ставит работу исследователя в очень жесткие рамки. В перспективе результаты исследования могут быть использованы при восстановлении выработанных торфяников с помощью сфагновых мхов. Это направление активно развивается в европейских странах под названием Sphagnum farming.

В будущем биологи и математики планируют продолжить междисциплинарное исследование и проверить, отражается ли обнаруженная ритмика на других процессах этого вида, а также выяснить, встречается ли она у других представителей рода Sphagnum.