Posted 16 мая 2017,, 08:49

Published 16 мая 2017,, 08:49

Modified 12 ноября 2022,, 08:01

Updated 12 ноября 2022,, 08:01

Эффективность публичной власти: за что спрашивать и как замерять?

16 мая 2017, 08:49
Эффективность публичной власти: за что спрашивать и как замерять?
Сюжет
РАНХиГС

Вышла в свет подготовленная в РАНХиГС монография «Конституционно-правовые проблемы эффективности публичной власти в России и зарубежных государствах» международного коллектива авторов.

Идея подготовки коллективной монографии возникла в ходе международной научной конференции, организованной Карельским филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и Конституционным судом РК, которая состоялась в Петрозаводске в сентябре 2016 года.

Авторитетные авторы, специалисты в области конституционного права, преподаватели ведущих вузов страны рассматривают аспекты эффективности публичной власти. Среди авторов: доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и международного права Института государственного управления и права Государственного университета управления Владимир Таболин.

Он отмечает, что с 2013 года в юридической науке развернута важная дискуссия. Научная проблема сформулирована в коротком вопросе: что такое государство вообще? Ведь его признаки прописаны самой теорией государства, а есть ли они в реалии вещественно? Более того, теория государства и права может рассматриваться как своеобразный «симулякр», то есть «копия», не имеющая оригинала в реальности. Нам следует задуматься, не придумываем ли мы в конституционном праве некие «симулякры», пишет Владимир Таболин.

Вопросы, касающиеся эффективности публичной власти, начинаются с определения правовой природы этого понятия. И что подлежит оценке – сама публичная власть, её деятельность как процесс или результаты этой деятельности? Об этом шла активная дискуссия на конференции осенью 2016 года и продолжилась на страницах изданного сборника.

Социальность публичной власти всегда предполагает соответствие избранной власти ожиданиям населения, которое таким образом реализует форму представительной демократии. И в этом случае на первое место встает понятие «общественного интереса». Значит, процесс оценки подразумевает, что население может определять по разнообразным субъективным параметрам роль и место публичной власти в жизни, другими словами – полезность и результативность в реализации народных интересов.

На сентябрьской конференции одним из активных участников дискуссии был Игорь Кравец, доктор юридических наук, заведующий кафедрой конституционного и международного права профессор Сибирского института управления - филиала РАНХиГС. Он обращает внимание на известный факт – отсутствие конституции не означает отсутствия консенсуса в обществе. Примеры тому – Римская империя в античный период, современная Великобритания. Автор размышляет над российскими феноменами, например, «преемник действующего президента РФ», не предсказуемый алгоритм проведения общенародных референдумов. Для дальнейшего развития страны крайне важен поиск баланса между конституционализмом и демократией, отмечает он.

Столь же остро формулируют свои вопросы авторы в разделе, посвященном муниципальной реформе и местному самоуправлению. Рассматриваются малые формы народовластия в России и в сравнении с зарубежным опытом. Ставится вопрос о возможностях и пределах делегирования законодательных полномочий институтам гражданского общества.

Кроме теоретических размышлений в сборнике опубликованы статьи о практической деятельности конституционной юстиции. Например, о процедуре нормоконтроля ведомственных и муниципальных нормативных правовых актов. Остается открытой и тема определения полномочий региональных конституционных судов.

При всех оговорках о несовершенстве в системе оценки эффективности публичной власти мы должны представлять, как эти оценки работают и работают ли вообще на будущее, на разработку политики и управления? Доктор юридических наук, профессор Берлинского университета имени Гумбольта Гельмут Волльман рассматривает практику различных стран, Европейского союза в различные периоды. Ученый обращает внимание на обоснованность подходов и применяемые методики. Основной вывод автора: необходимо преодолеть фрагментацию исследований и знаний; надо эмпирически (опытно) исследовать использование методик, которые заложены в оценки и их системы. Немецкий автор отмечает, что заметного участия ученых в этих сферах не наблюдается.

С 2007 года в России вступил в силу Указ Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». В дальнейшем перечень основных и дополнительных показателей неоднократно дополнялся и пересматривался. Количество показателей суммарно достигло цифры 329. При этом не увязываются две категории – отчеты региональных властей и реальное «самочувствие» граждан, уровень жизни населения. Преодолеть этот смысловой и жизненно важный разрыв призывают аналитики, практики, юристы различных профилей.

"