Posted 13 февраля 2017,, 05:27

Published 13 февраля 2017,, 05:27

Modified 12 ноября 2022,, 08:06

Updated 12 ноября 2022,, 08:06

Росстат подсчитал, сколько и какой еды могут позволить себе россияне

13 февраля 2017, 05:27
Росстат подсчитал, сколько и какой еды могут позволить себе россияне

Мясо, рыба, яйца, молоко, фрукты. Эти продукты становятся для россиян все менее доступными. Не потому, что их нет в магазинах, а потому, что покупать их в прежних количествах не позволяет состояние кошелька.

Такой вывод можно сделать из свежего доклада Росстата о социально-экономическом положении России.

По сравнению с 2015 годом в прошлом году жители нашей страны могли позволить себе почти на 12 килограммов меньше рыбы, примерно на полтора килограмма меньше говядины, на 26 литров меньше молока, на 58 штук меньше яиц. Об этом говорят результаты анализа покупательной способности среднедушевых доходов населения по основным продуктам питания.

Уже 53 процента жителей страны перешли на покупку более дешевых продуктов.

Конечно, речь идет не о реальном потреблении, а о статистической оценке количества продуктов, которое самый обычный житель России теоретически может приобрести на свой ежемесячный доход. Но тенденция показательная. Снижение покупательной способности произошло по 16 пунктам продуктового списка из 24.

Покупательная способность доходов - важный показатель. Он характеризует уровень и качество жизни в стране, отражает потребительские возможности граждан, то, насколько увеличилась или уменьшилась доступность для них того или иного товара.

В целом же ситуацию хорошо иллюстрирует динамика оборота розничной торговли. В прошлом году этот показатель просел на 5,2 процента. Если прибавить к этому 10 процентов снижения еще годом раньше, получим очень внушительную цифру. В предыдущий кризис 2008-2009 годов масштабы падения были гораздо более скромными.

Россиян, живущих в режиме экономии, в последнем квартале прошлого года по сравнению с тремя предыдущими месяцами стало больше на два процентных пункта. В результате на конец декабря таких было три четверти населения - это уже данные, которые в ходе своего опроса получила исследовательская компания Nielsen. Аналитики отмечают, что уже больше половины населения, пытаясь сокращать расходы, покупает продукты более дешевых брендов.

«Мы видим, что от охлажденных продуктов - мяса, рыбы - спрос сместился в пользу более доступных мороженых вариантов. От более дорогих сортов сыра - к менее дорогим», - подтверждает глава президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).

Люди, по его словам, стали более тщательно планировать свои приобретения с точки зрения объемов продукции, составляют списки, стараются пользоваться скидками и акциями. Нерациональных сиюминутных покупок сейчас гораздо меньше.

Интересно, что к дополнительным потребительским расходам россиян уже не стимулируют даже праздники. По данным исследовательского холдинга, в минувшем декабре средний чек, то есть сумма, которую рядовой житель страны тратит за один поход в магазин, составил 591 рубль. По сравнению с ноябрем он вырос, однако в годовом выражении прибавки не получилось. По сравнению с декабрем 2015 года средний чек потерял 8,1 процента, снизившись с 643 рублей. В целом декабрьская величина чека за пять последних лет наблюдений в ушедшем году оказалась самой низкой даже без учета инфляции, сообщает «Российская газета».

"