Posted 18 апреля 2016,, 08:00

Published 18 апреля 2016,, 08:00

Modified 12 ноября 2022,, 08:23

Updated 12 ноября 2022,, 08:23

Страна непуганых лесовозов. "Ужасными дорогами" прекрасной Карелии

18 апреля 2016, 08:00
Страна непуганых лесовозов. "Ужасными дорогами" прекрасной Карелии

О дорогах Карелии мне прежде доводилось слышать разные мнения. Безусловно, все, кто там бывал, восторгаются природой, но ни от кого не слышал положительных отзывов о дорогах. Ну что же, тем интереснее проверить самому. Вперед - в страну непуганых лесовозов, пишет журналист автопортала "ABW" (Публикуем "как есть", без купюр и комментариев - ред.)

Въезд в Карелию обозначен довольно-таки невзрачно. Как и в случае с Якутией, мысль примерно та же: один из красивейших регионов РФ мог бы соорудить при въезде на свою территории и что-то более приличное.

Я упорно искал "ужасные дороги", о которых доводилось столько слышать. Возможно, мне повезло - была зима, но ужасных я так и не нашел! Практически везде асфальт, пусть и под плотным снегом. И еще одна особенность - очень редкий трафик. Иногда реально чувствуешь себя одиноким путником.

А это дорога через Кенозерский национальный парк. Красивейшее место! Извилистые, покрытые льдом дороги с перепадами высот. Прямо-таки скандинавская раллийная трасса. Но ехать надо очень осторожно и не отвлекаться на красоту окружающей природы.

Именно здесь мне повстречались так называемые "спрыги". На лесовозном жаргоне так называют "пропаханные" участки в снежной целине, свидетельствующие о том, что еще недавно в этом месте на обочину вылетел грузовик. Загадка: "спрыги" свежие, а грузовиков в кюветах нет. Почему? Этому нашлось объяснение. Это же лесовозный мир!

Почти все "лесовозники" работают в одной связке, все друг друга знают, всегда приходят на выручку. Если опрокинется лесовоз, то довольно быстро приедут еще два или три таких же, с манипуляторами, и поставят на ноги опрокинувшегося товарища, сначала разгрузив, а потом загрузив вновь. На лесовозах мы еще остановимся подробнее.

Отдельное удовольствие - читать указатели с названиями местных населенных пунктов. Просто несколько снимков без комментариев!

Несколько слов о местной архитектуре. Рядом находится Поморье, и знаменитые "дома поморов" встречаются и здесь. Соблюдение стиля не стопроцентное, но влияние чувствуется. Жилые деревянные дома огромные, в чем-то величественные и необычные для жителя средней полосы.

В кратком изложении типичный поморский дом представляет собой комплексное деревянное здание, под крышей которого находятся и жилые комнаты, и хозяйственные помещения.

А это, конечно, не жилой дом… Главная контора "Беломорканала" в Медвежьегорске - мрачное, но харизматичное строение. От него так и веет духом "великих строек коммунизма". Именно здесь решались судьбы тысяч заключенных в сталинскую эпоху, а сейчас расположен городской рынок Медвежьегорска.

Теперь о моем любимом - о местном коммерческом транспорте. Помните, одно время выпускались в России автобусики Real? Их с ноября 2007 года делало СП "Русские автобусы - Марко", а потом тема как-то сама собой заглохла. И хотя это был совершенно отдельный производитель, физически производство Real располагалось на территории ПАЗа. Сделали их несколько сотен штук, но мне живьем "заспотить" Real удалось только в Карелии.

Порадовали местные снегоочистители. У нас таких нет! Все-таки классический "Урал" красив!

А такая медицинская "буханка" повстречалась в городке Пудоже. Интересно, что означают нанесенные на боковину звездочки, которых на этой машине восемь? Спасенные пациенты из отдаленных деревень?

А вот то, ради чего я ехал в Карелию, - лесовозы на шасси грузовиков экзотической финской марки Sisu. Карелия - заповедник Sisu, второй по массовости ареал обитания этих грузовиков после родной для них Финляндии.

Синий цвет - признак принадлежности машин к автопарку Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината, который еще в 1970-х годах закупал лесовозы Sisu.

А это самый классический Sisu, за которым пришлось специально "погоняться". В начале 1980-х у Sisu появилась новая унифицированная гамма грузовиков серии S (Super). Тяжелые "бескапотники" SM стали самыми распространенными лесовозами марки, в том числе в СССР. За 15 лет их было поставлено несколько тысяч, многие до сих пор в строю. Sisu - одни из самых надежных грузовиков в мире. По словам эксплуатационников, практически не ломаются. Этот красавец - тому подтверждение.

Вообще лесовозы здесь встречаются почти всех мыслимых марок. Вот вам, пожалуйста, Scania Griffin.

Желаете "американца"? Не вопрос! Если не видеть российские "номера", то можно вполне представить, что очутился на канадских лесозаготовках.

Украинский КрАЗ? Пожалуйста! Сейчас новые КрАЗы в Россию не поставляются, но когда-то Карелия была существенным потребителем лесовозов данной марки.

А есть ли здесь наши МАЗы? Естественно, в лесовозной ипостаси здесь имеются и они, но немного.

Поблуждав немного по "лесовозным тропам", в итоге выехал на федеральную автомобильную дорогу М-18 "Кола". Это была финишная прямая в Петрозаводск - конечную трассу намеченного маршрута.

О "Коле" я прежде тоже слышал. Кратко рассказы о ней звучали так: "Кола" ужасна. Но информация устарела! Трассу "Кола" отремонтировали, уложили новый асфальт. Теперь это идеальная дорога! Вероятно, уже традиционно вычищенная и ухоженная.

Признаюсь честно, столицу Карелии Петрозаводск почти не видел, спешил. Но запомнилось обилие вывесок на финском языке. Auto Asema - это автовокзал.

Главное впечатление от поездки - ухоженные, чистые дороги. Впечатление такое, словно проехал 2500 км не по России, а по Финляндии или Швеции. О том, что путь пролегал по России, напоминала только неразвитая сеть объектов придорожного сервиса, кафе и мотелей.

Итак, оказывается, дороги в России все-таки есть. Располагаются они на севере европейской ее части, в Карелии в частности.

"