Posted 29 февраля 2016,, 07:30

Published 29 февраля 2016,, 07:30

Modified 12 ноября 2022,, 08:27

Updated 12 ноября 2022,, 08:27

Экология, модернизация права и сферы правоприменения

29 февраля 2016, 07:30
Экология, модернизация права и сферы правоприменения
Сюжет
РАНХиГС

В Республике Карелия, «стране лесов и озер», практика правоприменения в лесной отрасли всегда вызывала острые дебаты. Но характерная деталь: больших серьезных научных форумов, на которых обсуждались бы юридические и смежные вопросы, проходит у нас мало. В начале 2016 года этот пробел отчасти восполнен. 19 февраля в Карельском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ прошла научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования земельного и экологического законодательства в условиях модернизации права».

Инициаторами её проведения стали сразу несколько кафедр Карельского филиала РАНХиГС. Как отметил в своем приветственном выступлении директор филиала Роман Пивненко, курсовые и дипломные работы студентов часто посвящены именно экологическим темам, проблемам лесопромышленного комплекса, правовым аспектам регулирования деятельности предпринимателей в смежных областях

В проведении конференции проявили заинтересованность органы исполнительной власти Республики Карелия, Петрозаводский госуниверситет, Арбитражный суд РК, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (г. Москва). Вместе со студентами Карельского филиала РАНХиГС узнать мнения специалистов, руководителей различных ведомств смогли студенты Петрозаводского техникума городского хозяйства.

За последние два года в нашей стране выдвинуто более 50 проектов в федеральное законодательство, касающихся лесного законодательства. Из них 8 проектов по инициативе регионов. Широкую поддержку нашел проект, разработанный в Вологодской области о механизмах лесопользования, в частности, о порядке согласования границ лесных участков.

Как отметил в своем обзоре документов советского периода петрозаводский историк Олег Кулагин, интенсивное лесопользование, наращивание лесозаготовок – основные задачи лесопромышленного комплекса вплоть до последних лет советского периода. Это и понятно – древесина являлась наиболее доступным сырьем для строительства, отопления, производства целлюлозы, изготовления мебели и других производств. Исторически сложилось так, что наиболее доступными были леса в западной части страны. Территории за Уралом для лесозаготовок остались малодоступными.

Но в то же время и воспроизводство лесов, их охрана и сохранение становились все более актуальными. Сегодня можно сформулировать две крайние позиции: одни требуют «все вырубить!», другие - «ничего не трогать, ничего не рубить!» Не трудно догадаться, что истина где-то посередине, во взвешенном подходе, разработанном законодательстве и рациональной дальновидной практике.

Татьяна Оленина, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Карельского филиала РАНХиГС, отметила в своем выступлении, что в молодой Лесной кодекс Российской Федерации ежегодно вносятся изменения и поправки. Лесное законодательство носит комплексный характер, поэтому важно увязывать статьи отраслевого законодательства и, например, Гражданский кодекс РФ. Но именно с ним больше всего нестыковок в отраслевом законодательстве. Потому так часто и в судах длительно и трудно идет рассмотрение спорных ситуаций.

По мнению юристов, принципиально важна главная позиция – леса являются федеральной собственностью. А вот пробелы или такие ботанические термины как «растение», нужно уточнять. В современном российском праве под понятие «растение» подпадает и лопух, и … мачтовая сосна.

Ведущий научный сотрудник отдела аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения Юлия Шуплецова поделилась своими мыслями, с одной стороны, о неверном пути развития правоприменительной практики; с другой, о некоторой размытости границ лесного законодательства.

В первом случае примером может служить практика, когда суды обязуют возмещать ущерб и высаживать леса … в тундре. Вторая позиция (о размытости) очевидна всем, кто знает сложный комплекс нормативных актов, в совокупности направленный на решение экологических задач. А ведь есть еще один пласт нормативов, регулирующих предпринимательскую деятельность в лесах.

По мнению Ю. Шуплецовой, из зарубежного опыта россиянам стоит присматриваться к законодательству и правоприменительной практике двух стран – Финляндии и Германии. Хотя в каждой из этих стран масса правовых особенностей, но финнам и немцам удается формировать работающий комплекс правовых норм.

Один из факторов, затрудняющих деятельность и лесопользователей, и контролирующих органов, - дублирование лесного и земельного надзоров. Какими методами можно «развести» накладки? Содержательное сообщение о том, как реализуются контрольно-надзорные полномочия Управлением Росреестра по Республике Карелия в сфере земельного законодательства, сделала Янина Свидская, заместитель руководителя Управления Росреестра по РК. С 2015 года внесен ряд изменений в порядок проведения надзорных мероприятий, параллельно ведомство имеет возможность пользоваться все большим объемом оцифрованной информации, слоями кадастровых и других планов на ресурсе MapInfo. На повестке – организация общественного земельного контроля, более активное использование административных штрафов (они значительно возросли для физических и юридических лиц).

По мнению Сергея Пластинина, в республике не наблюдается ощутимых изменений к лучшему в деле охраны окружающей среды. Шесть крупных населенных пунктов остаются по-прежнему без водных очистных сооружений. В Медвежьегорске, например, забор воды идет из того же места, куда сбрасываются городские стоки. Управление Росприроднадзора по Республике Карелия постоянно инициирует проведение практических мероприятий, внесение изменений в нормативные акты. Пока в нашем распоряжении уникальные природные ресурсы и их надо сохранить для потомков.

О некоторых аспектах законодательного регулирования административной ответственности за правонарушения в лесной сфере рассказала участникам семинара председатель судебного состава Арбитражного суда РК, член квалификационной коллегии судей Республики Карелия Анита Свидская.

В рамках конференции сделана попытка комплексно обсудить проблемы лесного, земельного, природоохранного законодательства, законодательства об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования, об отходах производства и потребления, права на благоприятную окружающую среду, участия граждан в формировании и реализации государственной экологической политики, вопросы применения уголовной ответственности за экологические преступления. Предложены правовые модели организации деятельности общественных инспекторов по охране природы.

По итогам конференции запланировано издать сборник материалов с предложениями авторов по совершенствованию действующего федерального и регионального законодательств по кругу затронутых проблем.

Людмила Мишина

"