Posted 15 марта 2015,, 14:16

Published 15 марта 2015,, 14:16

Modified 12 ноября 2022,, 08:45

Updated 12 ноября 2022,, 08:45

Закономерное разнообразие проявлений индивидуальности художника Аркадия Морозова

15 марта 2015, 14:16
Закономерное разнообразие проявлений индивидуальности художника Аркадия Морозова

Аркадий Морозов - график, живописец, член Союза художников России, член Международной Федерации художников ЮНЕСКО, заслуженный деятель искусств Республики Карелия, создатель общедоступной Графической мастерской в Петрозаводске, постоянный участник и куратор международных, региональных выставок и конкурсов.

Аркадий Морозов художник-визионер, неутомимый исследователь, смотрящий на мир широко открытыми глазами. В начале жизненного пути судьба сыграла с ним злую шутку, когда в возрасте шести лет он подорвался на противопехотной мине, однако страшные последствия этого события не стали приговором для мастера. Волевой характер и фантастическая работоспособность, желание не просто быть, а являться истинным творцом, художником, выражающим себя до конца, определили его место в мире. Осознав в раннем возрасте свое желание заниматься искусством, Аркадий Морозов уверенно шел по избранному пути. В 1968 году он поступил на графическое отделение Петрозаводского Педагогического училища №2, затем продолжил огранять свой талант в одном из лучших художественных институтов страны –Санкт-Петербургском Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (Императорская Академия Художеств). В 1982 мастер возвратился в родной Петрозаводск, где довольно скоро зарекомендовал себя как активный, незаурядный художник и выдающийся педагог (среди его многочисленных учеников: С. Тервинская, Т. Юфа, В. Громова, Н. Егорова, И. Фомин и другие).

Прежде всего, Аркадий Морозов известен широкому кругу как непревзойденный мастер станковой и книжной графики. Сопротивление материала, физическое усилие и ограничения технических возможностей этого вида искусства делают его недоступным, отталкивающим для многих художников. Зрителей же наоборот подобные работы всегда притягивают, заставляют остановиться и рассмотреть их более подробно.

Графическое наследие Аркадия Морозова можно условно разделить на три периода, в каждом из которых есть своя основа, стержень, вокруг которого разрастаются ветви и крона.

Первый этап ложится на восьмидесятые годы (до 1989): в работах этого периода стоит отметить преобладание мелких деталей, «створчатые», многочастные композиции, доминирование темной цветовой гаммы, наличие ярко выраженной сюжетной линии и повествования. В сохранившихся эстампах, выполненных в первые годы после получения диплома, в технике линогравюры («Горицы» 1983), чувствуется влияние В. Фаворского и некоторая скованность.

«Горицы»

Вероятно, и сам чувствуя слабость подобных работ, Аркадий Морозов надолго отказывается от мягкого материала и продолжает работать исключительно в офорте (классический травленый и акватинта). В большой серии «Заонежье» (1982-1990) художник разрабатывает темы жизни и быта Северной деревни («Бойня» 1985, «В избе» 1986, «Крик» 1988), природы Карельского края («Пейзаж с рыбой» 1985, «Дом в лесу» 1986). Постепенно мастер начинает уделять больше внимания нестабильным, переходным состояниям, происходящем как в душе отдельного человека (размышление), так и в окружающем мире (напр. смена времен года). Так, ближе к концу 1980-х годов были созданы произведения впитавшие в себя атмосферу сновидения, миг затишья перед надвигающейся бурей, сложные отношения природы и человека («Мальчик с яблоком» 1987, «Пейзаж с почтовым ящиком» 1987, «Недоступное глазу» 1987).

«В избе»

Следующий импульс, вносящий кардинальные перемены в работы Аркадия Морозова, появляется на рубеже 1980-90х годов. На эстампах этого периода (1990е годы) заметен переход от частного к общему, усиление геометрии и роли линии, работа с фактурой и решительный шаг в сторону поэтизации действительности. Темы работ становятся очень широкими, общечеловеческими, что дает возможность мастеру выявить законы жизни и попытаться определить место человека в сложной системе мироздания («Кончезеро. Лето» 1990, «Май. Птицелов» 1993). Отталкиваясь от поисков микрокосма В. Кандинского и Ж. Миро («Фигура по зонтиком» 1989, «Похищение Европы» 1992), опытов дадаистов и сюрреалистов («Птица» 1991, «Распятие» 1993), художник находит подлинное вдохновение в наскальной живописи, древних петроглифах, рунических письменах и восточной каллиграфии («Знаки 1988», «Студеная вода» 1991, «Время ноль» 1993).

«Кончезеро»

К третьему периоду относятся работы созданные Аркадием Морозовым в последние годы (2014-2015) в технике гравюры на картоне с авторскими доработками, а также заново открытой линогравюры. В этих эстампах стоит отметить преобладание крупного плана, особую живописность (продуманный, зачастую смелый колорит в сочетании с ярко выраженной фактурой), выразительность и цельность первого впечатления, акцент на ритм линий и локальных цветовых пятен.

Художник активно использует открытый цвет и старается максимально лаконично передать сложную гамму чувств. Здесь наиболее очевидны два направления: серия голов, где мастер исследует возможности передачи настроения и состояния как конкретной личности («Антуанетта» 2014, «Маленький принц» 2014), так и человека вообще («Настроение» 2014, «Мужской портрет» 2014, «Лицо» 2014), и, обращение к теме первородного греха («Ева-3» 2014, «Адам и Ева» 2015).

«Мужской портрет»

С другой стороны художественной жизни Аркадия Морозова находится живопись и артобъекты, исполненные в технике ассамбляжа. Художник много экспериментирует с материалом, размером, содержанием и рождает произведения, способные отразить не только жизненные впечатления отдельного человека, но и дух времени. Несмотря на невероятное разнообразие работ мастера, они все же поддаются некоторой классификации, которая поможет зрителю разобраться в творческом наследии Аркадия Морозова и лучше понять его искусство.

Одним из основных направлений, в которых движется мастер, является обращение к чувственному, эмоциональному началу, ощущениям и впечатлениям от реальной жизни. Наибольшее внимание художник уделяет отношениям мужчины и женщины («Пигмалион» 1998, «Легкая походка Юдифи» 1999, «Двое в городе» 2012), теме матери прародительницы («Словить Венеру», «Материнство» 1996) и периоду детства, наиболее чистому, искреннему взгляду на мир («Всадник» 2000, «Здравствуйте персонаж Миро!» 2012, «Победитель» 2012). Сюда же можно отнести опыты близкие поп-арту (серия «Инфо-головы» 2008-2012), в которых художник выражает силу информационного потока и его влияние на жизнь человека, а также своеобычные портреты современников и автопортреты («Портрет Александра Каштанова» 1998, «Мужской портрет» 2003).

«Легкая походка Юдифи»

Второй путь, по которому движется Аркадий Морозов, - это рациональное, аналитическое начало. Здесь будет уместно упомянуть о большом интересе художника к философским учениям Канта, Бердяева, Ницше, Фуко, психологии Фрейда и Юнга, которые послужили отправной точкой для размышлений мастера о времени и пространстве, коллективном бессознательном, законах мироустройства, связи природного начала и технических инноваций.

Наиболее полно эта концепция находит выражение в удивительной, невероятно разнообразной и выразительной абстрактной живописи (серия «Скупое сияние» 1998, «Без названия» 2008, «Композиция в красном» 2010) и работах с преобладанием метафизики и сюрреалистического начала (серия «Мифологемы» 1996, «Свидетель» 2001, «Здесь и теперь» 2002).

«Мифологема»

Искусство Аркадия Морозова поистине грандиозно и многообразно: в своих работах он выявляет связи и отношения, вибрации и внутренний свет вещей и явлений. В поисках структуры и законов мироздания мастер зачастую выходит за грани привычных рамок человеческого восприятия, то есть изображает на своих произведениях не прозаичную действительность, а исследует, воспринимает мир во всей его полноте, чтобы затем поделиться своими открытиями со зрителем.

Фото: Арсений Морозов (Петрозаводск)

Текст: искусствовед Екатерина Михатова (Санкт-Петербург)

"