Posted 16 октября 2014,, 08:28

Published 16 октября 2014,, 08:28

Modified 12 ноября 2022,, 08:51

Updated 12 ноября 2022,, 08:51

Как строить демократию, а не просто быть в тренде

16 октября 2014, 08:28
Как строить демократию, а не просто быть в тренде
Сюжет
РАНХиГС

Четвертый год подряд в Карельском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы проходят мероприятия, приуроченные к Европейской неделе демократии. В этом году 15 октября студенты Карельского филиала Президентской академии и Петрозаводского техникума городского хозяйства приняли участие в круглом столе «Демократия участия: современные действия, предложения, решения».

Участников круглого стола приветствовал директор филиала РАНХиГС Роман Пивненко. Он отметил, что Карельский филиал первым из структурных подразделений академии присоединился к мероприятиям Европейской недели демократии. Постепенно число филиалов, участвующих в этом мероприятии, увеличивалось, в прошлом году их было уже двадцать.

Главная идея всех мероприятий Европейской недели демократии - донести новые идеи, обсудить проблемы и ход изменений в процессах управления, в первую очередь, на местном уровне. Действительно ли они носят демократический характер? Какими мерами, законодательными актами, структурными изменениями они обеспечиваются?Для студентов третьего и четвертого курсов очной формы направления «Государственное и муниципальное управление» подобные вопросы особенно актуальны. Во встрече приняли участие также студенты Петрозаводского техникума городского хозяйства.

Модератором круглого стола стал ВикторБогданов, кандидат исторических наук, заведующийкафедрой государственного регионального управления Карельского филиала РАНХиГС. По его мнению, сегодня важно не просто «быть в тренде». Важно понимание демократии и целей демократических изменений.

Важно знание тех возможностей и инструментов, без которых не состоится демократия в обществе, не изменится качественно жизнь на местах. Когда мы говорим о демократии, это целый комплекс проблем, подходов, анализ опыта и ошибок, отметил Виктор Богданов. Органы местного самоуправления, в первую очередь, соприкасаются и решают вопросы человека, проживающего на конкретной территории.

Первый вопрос круглого стола: что показали итоги муниципальных выборов 2014 года в органы местного самоуправления Республики Карелия? Детально о том, в каких муниципальных округах они прошли, о численном и качественном составе выбранных руководителей муниципальных образований, рассказал председатель Государственного комитета Республики Карелия по взаимодействию с органами местного самоуправления Виктор Мудель.

Одна их позитивных особенностей прошедших выборов, по мнению Виктора Муделя, в том, что избиратели проголосовали за ряд кандидатов, которые повторно баллотировался в своих округах. «Каждый раз начинать с нуля новому человека в муниципальном самоуправлении – трудно для всех. В этом смысле можно приветствовать преемственность, продолжение работы людей опытных, знающих законы и особенности своей территории», сказал он. 55 глав муниципальных образований повторно шли на выборы и избиратели их поддержали.

В наших муниципальных выборах активнее, чем мужчины, реализуют свое пассивное право (быть избранными) женщины. Закон предоставляет право выдвигаться на выборах и кандидатам, не проживающим на территории муниципалитета. Но жители, как показывает голосование, отдают голоса за тех, кого знают по делам, по профессиональной и общественной деятельности, знают деловые и моральные качества кандидатов.

Председатель Комитета по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики Законодательного Собрания Республики Карелия Виктор Позерн посчитал актуальным рассказать о собственном опыте. Он рассказал об участии в муниципальных выборах и работе выборных муниципальных органов Лахденпохского района Республики Карелия. Будучи предпринимателем, онпоследние десять лет активно участвует в общественной и политической жизни.

Виктор Позерн убежден, что качество жизни на местах, качество и состав команд, которые выигрывают на муниципальных выборах, сегодня очень зависят он факторов внешних. От поддержки регионального уровня, от управляемости и готовности к компромиссам конкретных кандидатов. А кардинальное средство усиления местного самоуправления, по мнению Виктора Позерна, в изменении межбюджетных отношений, в иной структуре построения налоговых отчислений и поступлений на территории.

Не все просто в сфере муниципального управления и в соседней с нами Финляндии. В Суоми начат проект реформирования местного самоуправления, который планируется завершить в 2017 году.

Как рассказал Виктор Богданов, финны не просто задались целью сократить число муниципалитетов (хотя и эта задача поставлена). Важнейший аспект: качество муниципальных услуг не должно разниться ни в столице страны, ни на хуторе в отдаленной северной коммуне. Жители коммун должны иметь рабочие места на своей территории. Значит, правовые реформы и экономическое развитие не должны противоречить друг другу.

Опыт Финляндии интересен для Карелии, как сопредельной территории. В то же время, своеобразие, особенности российской государственности, законодательства и исторического периода, подсказывают: прежде чем перенимать опыт, его надо досконально изучить и внедрять осмысленно. Подобные вопросы вполне могут стать темами рефератов и курсовых работ студентов, дипломными работами, кандидатскими исследованиями.

Демократия дает право голоса, право принимать и осуществлять решения. И в то же время демократия – огромная ответственность всех, кто принимает демократические правила.

Нелли Ушакова.

"