Posted 15 октября 2014,, 04:40

Published 15 октября 2014,, 04:40

Modified 12 ноября 2022,, 08:52

Updated 12 ноября 2022,, 08:52

Благополучие детей двух Карелий обсудили в Петрозаводске

15 октября 2014, 04:40
Благополучие детей двух Карелий обсудили в Петрозаводске
Сюжет
ПетрГУ

В течение 2013–2014 гг. в Республике Карелия и Финляндии реализуется международный проект Финляндия – Карелия «В стремлении к равенству состояния здоровья детей и молодежи двух Карелий (АНIC)». Главная цель проекта - способствовать благополучию детей и подростков путем формирования здорового образа жизни. Для достижения данной цели необходимы не только знания, но и взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни детей.

Проект реализовался при содействии Университета Восточной Финляндии, Института спорта, физической культуры и туризма ПетрГУ, Министерства образования РК, Карельского фонда развития образования РК. Апробация проекта проходила на базе 2-х образовательных учреждений в РК и 2-х – в Финляндии. В проекте участвовали школьники 11-12 лет, их родителя и учителя. В рабочую группу проекта входили: директор проекта, профессор Керту Тоссавайнен, руководитель проекта Кирси Быкачев, исследователь, доктор здравоохранения Марйорита Сормунен; с российской стороны – руководитель, директор ИФКСиТ, канд. биол. наук, доцент В.М. Кирилина, канд. мед. наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности и здоровьесберегающих технологий» С.В. Горанская и учителя школ г. Петрозаводска и Кондопоги.

Первый этап проекта состоял в создании анкет для школьников, их родителей и учителей и в проведении опроса для выявления факторов риска в состоянии здоровья детей.

На основании анкетирования были определены потребности школьников, родителей и учителей в сохранении благополучия детей и подростков, которые стали основой для дальнейшего проведения проекта.

На основании опроса школьников, родителей и учителей в РК наибольшее беспокойство вызывало интенсивное влияние медиа-ресурсов, нездоровое питание, нарушение режима дня, гиподинамия. Родителей, кроме вышеперечисленных рисков в состоянии здоровья, волновали происходящие изменения в период полового созревания, стресс в школе, гигиена ротовой полости, а школьников – большая нагрузка в школе и проблемы с весом. Оказалось, что и у финских школьников, их родителей и учителей такие же проблемы.

Вторым этапом реализации проекта было обучение школьников, родителей и учителей формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья: проведение лекций, бесед, тренингов. Были подготовлены брошюры, буклеты, посвященные сохранению здоровья. Для проведения занятий со школьниками были созданы специальные тетради, где предоставлена информация по определенной теме и задания. Например, «Поговорим о переходном возрасте», «Улыбаться легко» и другие.

Реализация проекта позволила определить взаимодействие школы и семьи в вопросах формирования здорового образа жизни и сохранения здоровья.

Интересным аспектом проекта явилась подготовка волонтеров-школьников - «послов здоровья», которые будут передавать свои знания, полученные в результате обучения своим сверстникам.

Для подведения промежуточных итогов проделанной работы были проведены конференции в Петрозаводске и Куопио. На конференциях были представлены доклады участников проекта. Данные проекта были также представлены: на конференции европейской сети «Здоровые школы Европы» в Дании, IV Всероссийском конгрессе по школьной и университетской медицине с международным участием в Санкт-Петербурге, IV Международном конгрессе учителей физической культуры в Петрозаводске, на Европейской конференции по вопросам исследований в области образования в Португалии.

Проект «АНIC» дал новую информацию о рисках в состоянии здоровья детей в изменяющемся мире, на основании которой были созданы методические материалы для целевых групп проекта, определены точки роста.

У нас общие проблемы в состоянии здоровья детей - значит и общие пути решения этих проблем.

С.В Горанская, В.М. Кирилина, Е. Гореликова,

Институт спорта, физической культуры и туризма ПетрГУ

"