Posted 26 мая 2014, 09:16
Published 26 мая 2014, 09:16
Modified 12 ноября 2022, 08:58
Updated 12 ноября 2022, 08:58
Неделя психологии, которая проходит ежегодно по установившейся традиции в Санкт-Петербурге, в этом году привлекла многих теоретиков и практиков роскошной программой докладов.
Владимир Егоров, доктор естественной психологии и преподаватель Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, стал участником и докладчиком на форуме психологов в городе на Неве. Владимир Николаевич известен многим петрозаводчанам и жителям районов Карелии благодаря его активной практике помощи больным алкоголизмом и другими зависимостями. В последние годы им накоплен уникальный опыт использования новых технологий для психологического аудита. Он рассказал, что сегодня обсуждают российские и зарубежные психологи, каковы их оценки состояния и проблемы психологического здоровья современного человека.
- Владимир Николаевич, можно ли сформулировать, выделить основные проблемы современного человека? Или их разнообразие столь широко, что не сводится к некому зауженному перечню?
- На открытии конференции, которая стала началом разговора и дискуссий на Петербургской недели психологии, известный российский психолог, автор многих исследований и книг Юрий Платонов выделил несколько задач, которые призвана и обязана разрешать психология. Коренным образом изменились условия жизни человека, усложнились связи человека с человеком, человека с обществом.
Мы видим, что не только людям старших поколений, но и молодым не просто адаптироваться, не просто находить свое место, органически развиваться, создавать семью, сохранять дружественность к обществу и природе. Это и определяет новые задачи для теоретиков и практиков психологии.
Но заглянем, так сказать, изнутри, в мир профессионалов-психологов. Ведь в нем сформировался спектр услуг, конкурентный рынок. Уникальность его в том, что востребованность, ответ на запросы общества и человека может произойти, если специалисты постоянно растут, их знания дополняются освоением новых технологий, которые используются корректно и эффективно.
Конечно, направлений, теорий, методов у психологов сегодня сотни. Так и должно быть. Психология в плане бурного развития и накопления знаний не уступает другим наукам.
- Одно из самых частых утверждений: психология – наука на стыке других дисциплин. Её гуманитарный и гуманистической характер и цели не оспариваются. Но справляется ли сегодня психологи с новыми вызовами гуманизму?
- Считаю, что один из самых интересных и значимых по сформулированным тезисам докладов сделал на конференции Михаил Решетников, доктор психологических наук, ректор Восточно-Европейского института психоанализа. Он назвал свой доклад «Массовая (национальная) психическая травма и ее передача следующему поколению».
Мы все сегодня, так или иначе, в той или иной форме задаемся вопросами: почему вокруг столько агрессии, ненависти? Почему столько настороженности, недоверия, нелюбви? Почему призыв «возлюби ближнего своего» стал еще более не воспринимаемым многими современниками?
Изучением механизмов формирования ненависти люди стали заниматься не вчера. Много осмыслено, написано, отслежено. Но беда-то в том, что мы не умеем работать с первопричинами вражды и ненависти.
Психотравмы в детском и более старших возрастах, унижения и обиды, насилия над людьми любого возраста суммируются в наш общее наследие, создают фон и содержание жизни. Здравый ум говорит, что это неверно, не во благо миру и человеку. Но процесс имеет некие глубинные причины, которые надо понять, и тогда можно будет намного эффективнее помогать конкретному человеку и обществу.
- О посттравматическом состоянии написано достаточно много. Нужны новые адекватные методики, способы реабилитации? Не хватает ресурсов, чтоб заниматься восстановлением психического здоровья всерьез?
- При желании решаются любые, самые сложные задачи. Но в начале – понимание, насколько обществу и государству важно сохранение здоровья человека, уникальные ресурсы личности, накопление позитивных изменений, которые меняют атмосферу в обществе. Это не общие фразы. Они имеют конкретное выражение в показателях здоровья!
Клинические наблюдения подтверждают рост шизоидной акцентуализации, клинических расстройств не только среди наших сограждан.
Один из всем понятных сегодня примеров: глубокая взаимосвязь между тем, какую политику проводят государства, например, в сфере межнациональных отношений, как эти вопросы освещаются в СМИ и каков действительный характер отношений между представителями различных наций и народов. На наших глазах разворачиваются события, которые демонстрируют, насколько серьезны травмирующие последствия несправедливых или насильственных решений. Сегодня эти взаимосвязи признают все. Психологи сегодня настаивают: вся совокупность этих обстоятельств скажется на особенностях психологии будущих поколениях, которые разделят груз психотравмирующие факторов.
С докладом Михаила Решетникова перекликалось выступление известного российского ученого, доктора психологических наук Виктора Аллахвердова. Он поделился размышлениями о психологии сознания, о том, что мы знаем о сознании и как его и изучаем. Процессы человеческого сознания изучают ученые многих дисциплин. Много известно о химии процессов. Но причины процессов, которые определяют уникальность человека, пока не раскрыты.
То есть и с этой стороны мы должны побеспокоиться о безопасности и гуманности. Слишком много любителей беспощадного вторжения в сферу неизвестного. Недаром появляются все новые гипотезы об обществе, где сознание индивида и общества может успешно моделироваться, читай – изменяться в любую сторону.
- Общеизвестно, что жители мегаполиса подвергается в разы большему количеству стрессов, чем жители небольших городов, сельской местности. Но урбанизация - по всем прогнозам - не отделима от современного развития цивилизации. Что считают необходимым сказать психологи?
- Есть очень актуальное направление – экологическая психология, у которого неоспоримое будущее. Лидия Смолова, доцент Санкт-Петербургского института психологии и социальной работы, опубликовала несколько книг на эту тему. На конференции она привела доказательные примеры, как, например, архитектурные решения, тип застройки влияет на выбор поведения и формирование местных сообществ.
В Англии отказались от застроек жилых микрорайонов высотками, например, в 11-ть и более этажей. В таких микрорайонах быстро формируются мало контролируемые группы, вырастает преступность. Англичане просто снесли высотки и вернулись к малоэтажной жилой застройке. Аналогичный опыт прошли города-многомиллионники в США.
То есть архитектура и все городская инфраструктура, радующая глаз и приближенная к человеку, способствует сохранению его физического и психического здоровья. Урбанизация может идти по-разному, города совсем не обязательно превращать в «бетонные джунгли» и не создавать, таким образом, условия для жизни по «законам джунглей».
Местные сообщества могут брать на себя многие функции регулирования, своевременно влиять на решения властей. Так и должно быть.
Очень хотелось бы, чтоб в ходе массовой активной, чаще высотной застройки, которая набирает темп в городах России, учитывались пожелания психологов.
- В программе конференции Ваш доклад анонсирован как об использовании новых технологий для психологического аудирования и консультирования содержал ответ. О чем говорит Ваша практика?
- Начну ответ с неожиданной стороны. На конференции у нас была возможность услышать о практической работе в центре реабилитации, которым руководит заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, священник Григорий Григорьев.
Его тема – духовная терапия и ремиссия, духовно ориентированная психотерапия зависимого поведения современного человека.
Аспектов, по которым оценивается формирование зависимостей много. Обращу внимание лишь на то, как усиленно формируются фармакологическим бизнесом установки на потребление препаратов, которые «решают проблемы». Объемы покупок мезимов, виагры, настоек боярышника, слабительных средств оцениваются в миллиарды рублей. «Решать проблемы», прибегая к внешним воздействиям, - продолжение выбора и алкоголя, наркотических средств. Как заметил доктор Григорьев, человек становиться как намагниченный. А как размагнитить? Как наилучшим образом помогать механизмам оздоровления, которые заложены в каждом человеке?
Мой доклад в какой-то части ответил на эти вопросы. Современные технологии позволяют не инвазивно, без травмирующих вмешательств произвести диагностику и оценить состояние органов и систем. Следующий этап: вместе с клиентом, посоветовавшись, принять решение, в какой последовательности осуществлять коррекцию. И по ходу ее отслеживать динамику изменений, обращаться для консультирования к другим специалистам.
В моей практике есть опыт проведения психологического аудита в бизнес-сообществах. Вот где стрессы и профессиональное сгорание стали общей участью! Но люди уже поняли, что мало хотеть просто зарабатывать деньги. Они стремятся работать в слаженном, творческом, производительном коллективе. Психологический аудит с использованием компьютерных технологий и дальнейшая выработка стратегий наилучшей кадровой политики – выполнимая задача.
Хорошо помню, как несколько лет назад в одном уважаемом учреждении пришлось услышать, мол, пользуясь компьютером можно любые схемы нарисовать, напечатать любые рекомендации. Но науку непозволительно приравнивать к шарлатанству. Сегодня мы видим, что прорывы происходят именно там, где технические возможности и запросы человеческие, человеческие нужды не разрываются. Не случайно в профессиональном сообществе психологов постоянный повышенный интерес к новым возможностям, новым компьютерным программам, результатам исследований с их применением.
Нелли Ушакова