Posted 21 мая 2014,, 06:14

Published 21 мая 2014,, 06:14

Modified 12 ноября 2022,, 08:59

Updated 12 ноября 2022,, 08:59

В Петрозаводске студенты строят аналоги старинных кораблей

21 мая 2014, 06:14
В Петрозаводске студенты строят аналоги старинных кораблей
Сюжет
ПетрГУ

Создание старинных судов по уникальным чертежам. Такие дипломные работы выполняют студенты Института педагогики и психологии ПетрГУ, обучающиеся на кафедре технологического образования в лаборатории исторического и народного судостроения.

Строят корабли здесь по точным копиям исторических судов, традиции и опыт постройки которых был утрачен. Юные кораблестроители стараются соблюдать технологии до мельчайших деталей, чтобы копии соответствовали оригиналам. Для этого используются уникальные чертежи.

Каждый студент ПетрГУ, перед тем как приступить к созданию модели, тщательно изучает историю корабля, его особенности. В мастерской ПетрГУ налажен полный цикл создания лодок, начиная с изготовления гвоздей и шайб.

- Осенью мы планируем создать строительство полноразмерной модели. На стене в лаборатории есть чертеж листер-бота «Сумский Посад». В России сохранился лишь один экземпляр судна, подаренный в 1872 году жителям Сумского Посада Великим князем Алексеем Александровичем, сыном Александра II. Его мы и планируем воссоздать, – рассказал руководитель лаборатории исторического и народного судостроения Петрозаводского госуниверситета Тарас Тюпко.

Всего за время существования лаборатории с 2008 года создано 8 судов. Все они выдержали испытания волнами. Так «Святая Татьяна» преодолела тысячи километров водным путем: Белое море, Онежское и Ладожское озера. Его команда – сами студенты и научный руководитель. И, конечно, одно из испытаний – ежегодное участие в Кижской регате, которое им предстоит пройти и в этом году.

- Несомненно опыт полезен, работа с деревом – очень интересное занятие. На практике познаются свойства древесины, ее возможности. Кроме того, пройдя курс «народного судостроения», я открыл для себя новые возможности в саморазвитии и самореализации, - отметил Илья Черник, студент Института педагогики и психологии ПетрГУ. Сейчас он работает над дипломной работой на тему «Формирование технологической культуры студентов в процессе изучения курса «Народное судостроение».

Илья рассказал, что дисциплина «Народное судостроение» появилась как раз, когда он учился на третьем курсе.

- Свою первую модель я начал делать вместе с одногруппником на третьем курсе. Лодка была несложной конструкции, фанерная. Для своей дипломной работы я начал делать вторую лодку и уже из досок. При создании первой фанерной лодки я работал в команде под наблюдением нашего преподавателя Тараса Николаевича Тюпко. Вторую (дипломную) лодку я делаю по большей части один, но некоторые операции выполняем с Тарасом Николаевичем вдвоем, – сказал Илья. – Выбрав какую-то модель судна, изучаются его чертежи, подсчитывается количество необходимого материала для его создания, изучаются исторические события, в которых данное судно участвовало, его развитие.

Кстати, создание модели по чертежам – процесс кропотливый: изготавливаются корма – задняя оконечность судна, носовая часть – форштевень, киль — нижняя балка, проходящая посередине днища судна от носовой до кормовой его оконечности и шпангоуты – поперечные ребра корпуса судна (деревянные поперечные элементы жёсткости обшивки корпуса), на которые потом крепятся доски (обшивка).

По словам Ильи, у него есть идеал судна: «Самая любимая модель, пожалуй, японский парусный барк «Лебедь Тихого океана» («Ниппон-Мару»). Наткнулся на него совершенно случайно, когда бороздил просторы интернета в поисках информации о японской культуре. Пусть я видел только фотографии, но это судно показалось мне самым красивым из всех. Когда-нибудь, я построю такое же».

"