Posted 18 декабря 2013,, 08:55

Published 18 декабря 2013,, 08:55

Modified 12 ноября 2022,, 09:06

Updated 12 ноября 2022,, 09:06

О традициях празднования Рождества и Нового года расскажут в музее «Кижи»

18 декабря 2013, 08:55
О традициях празднования Рождества и Нового года расскажут в музее «Кижи»

20 декабря в 16:00 в Лекционно-выставочном комплексе музея-заповедника «Кижи» на ул. Федосовой, 19 открывается выставка из фондов музея, посвященная традициям празднования Рождества и Нового года, названием корой стала строчка из народной рождественской песни.

Рубеж XIX—XX веков в городской среде характеризуется влиянием западных традиций на праздник Рождества. В домах стали ставить нарядную ёлку, этот обычай был перенят от петербургских немцев, а вместе с ёлкой были восприняты и другие традиции, как например, рассказывание рождественских историй, дарение рождественских подарков.

Традиция рождественских подарков тесно связана с образом Николы Чудотворца, Sant Nikolas в европейской традиции, день празднования которого совпадает с днем зимнего солнцестояния. Потому особенно интересна огромная популярность образа Святителя Николая на всей территории Северной Европы.

В деревнях Карелии Рождество разграничивало Кривые Святки (25 декабря — 7 января) и Прямые Святки (7 января — 19 января). В Рождество по дворам ходили христославы, дети и старики, и пели специальные рождественские песни — христославия или, как их еще называли, тропари, в академической традиции православной церкви это кондак, тропарь и ирмос. Также в Поморье сохранились древние жанры святочных колядок и виноградий.

Следующий блок нашей выставки посвящен святочным гаданиям. Особенно гадать любила молодежь, каждой девушке хотелось узнать каков будет жених, богатый или бедный, работящий или ленивый, драчливый или спокойный, да и вообще, выйдет ли она замуж в этом году, парни тоже не уступали девушкам, взрослые гадали на урожай, на судьбу своих детей. Для молодых людей гадания были одновременно и страшным, серьезным занятием, и захватывающим развлечением.

Еще одним любимым зимним святочным увеселением были молодежные собрания в избе, в Заонежье их называли «игримые бесёды», девушки и парни приходили туда в самых богатых своих нарядах, играли и танцевали, тем самым знакомились друг с другом. Ход такой нерабочей бесёды представлял собой игру в свадьбу, игры шли друг за другом по канону, который никогда не нарушался и соответствовал порядку следования обрядов настоящей свадьбы.

На святочную беседу любили прийти и ряженные, да и сами участники бесёды могли тут же нарядиться и показать шуточные представления. Традиция ряжения имеет глубокие языческие корни, особенно распространенным было ряжение в медведя. Известно, что медведь для народов Севера — это первопредок, тотемное животное, таким образом, святочное представление с вождением медведя имеет глубокий смысл и является отголоском древних обрядов. Молодым людям на Святки положено было всячески безобразничать, закрыв лицо и превратившись в безликую куклу — хухольника, можно было и сажи в дом нанести, и костер разворотить, и дверь заморозить, такое поведение можно рассматривать как пережиток древнего обряда, посвященного божеству разрушительной энергии.

Заканчивались Святки Крещеньем, очистительным обрядом, когда все становиться на свои места, на полгода закрываются врата Того Мира, до летних Святок, приуроченных ко дню летнего солнцестояния.

Авторы выставки — сотрудники отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи» Полина Лёгкая и Дартя Пахомова.

Посещение выставки «Прикатило Рожжество восподину на крыльцо» включено в праздничную музейную программу «Северные святки». Выставка продолжит свою работу 19 января 2014 года.

Информация предоставлена музеем-заповедником «Кижи»

"