Posted 14 октября 2013,, 12:31

Published 14 октября 2013,, 12:31

Modified 12 ноября 2022,, 09:08

Updated 12 ноября 2022,, 09:08

За хлебом в Петербург

14 октября 2013, 12:31
За хлебом в Петербург

В Карелии работают 7 федеральных и 8 региональных торговых сетей. С одной стороны, это хорошо. Покупатели могут выбрать товары на разный вкус, ассортимент и волшебный кошелек. Однако приход сетевиков порождает и проблемы.

Как рассказал на совещании в правительстве заместитель главы Карелии, министр экономического развития Валентин Чмиль, торговые сети в своей работе руководствуются внутренними правилами, что не позволяет налаживать с ними полноценное взаимодействие. Для отрасли в целом имеют место случаи использования финансовых схем по уходу от налогов, выплата работникам заработной платы «в конвертах», текучесть кадров. Со стороны федеральных сетей допускаются нарушения санитарных правил, закона о защите прав потребителей, обсчет и обвес покупателей. Только выплаты в бюджет по налогу на доходы физических лиц сетевые магазины занижают на 35-40 процентов.

Но одна их самых главных проблем – выдавливание местных товаропроизводителей с торгового рынка. Поэтому закрываются традиционные магазины, и сокращается число участников малого бизнеса. Местным производителям просто некуда девать свою продукцию. Федеральные сети основную часть товаров завозят в республику и ставят заведомо невыполнимые условия перед карельскими товаропроизводителями. Все эти факторы фактически подрывают позиции местных молокозаводов, пекарен, производителей мяса, рыбы и овощей.

По информации министра сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Карелии Григория Мануйлова, федеральные магазины ставят местным товаропроизводителям такие условия, которые они не могут выполнить. Например, чтобы ассортимент какого-то хлебозавода смог попасть на прилавки, нужно поставлять его по всей территории Карелии и платить сетевикам премии, которые превышают рентабельность самого производства. Естественно, предприятия не в состоянии принять подобные условия и их товары не доходят до покупателей сетевых магазинов.

- Я никогда не пойму того, что хлеб привозится в республику за 500 километров, а молоко за 600-800 километров, - сказал глава Карелии Александр Худилайнен.

По его мнению, после года попыток наладить взаимодействие с торговыми сетями в этой сфере наблюдаются некоторые положительные изменения, но вопросов остается еще очень много. И далеко не все идут на контакт. Для многих все же привезти хлеб из Санкт-Петербурга предпочтительней, чем взять у местных пекарен.

Конечно, Карелия обеспечивает себя продовольственной продукцией собственного производства лишь на 20 процентов. Поэтому без привозных товаров не обойтись. Доля же оборота федеральных торговых сетей в общем объеме розничной торговли составляет 15,5 процента. И это не запредельная цифра. По закону о государственном регулировании торговой деятельности, этот показатель не должен превышать 25 процентов.

- Но это не означает, что нужно ориентироваться исключительно на привозные товары, - говорит вице-спикер Законодательного собрания Карелии Сергей Пирожников. – Нужно предоставлять торговые места для местных товаропроизводителей. Покупатели довольны качеством их продукции и отдают ей предпочтение. Своей продукции люди больше психологически доверяют. К тому же, такая поддержка необходима и самим предприятиям, ведь на них трудятся местные жители. Поэтому властям придется находить взаимовыгодные варианты сотрудничества, которые устроили бы обе стороны.

И, кстати, есть сетевики, которые работают с местными товаропроизводителями:

- Если местный товар востребован, то он обязательно представлен у нас на полке», - сказал представитель региональной сети Денис Коротков. - В результате, по многим группам товаров объемы продаж карельской продукции колеблются от 10 до 50 процентов. Помимо молочных продуктов, хлебобулочных изделий можно купить местную рыбу, мед, варенье и другие продукты.

Есть претензии и у сетевиков к местным производителям. Когда речь об этом заходит, то обычно вспоминают об отсутствии привлекательной упаковки, штрих-кодов, малые объемы продукции, нежелание менять ассортимент, неумение быстро подстраиваться под вкусы и потребности покупателей. Эти претензии должны республиканские товаропроизводители слушать и вносить коррективы в свою работу.

- Если ситуация не изменится, я не думаю, что представителям федеральных торговых сетей будет комфортно жить в Карелии. Сегодня есть опыт наведения порядка в Москве, в Санкт-Петербурге, так что мы в Карелии пойдем по проторенной дорожке, - пообещал глава республики Александр Худилайнен.

Поскольку уговаривать сетевиков бесполезно, они о прибыли своей прежде беспокоятся, рассуждает депутат С. Пирожников, то нужно инициировать изменения в российском законодательстве, предусматривая обязательное присутствие региональных производителей в федеральных торговых сетях.

Автор: Ирина Попова

"