Posted 3 октября 2013,, 09:05

Published 3 октября 2013,, 09:05

Modified 12 ноября 2022,, 09:09

Updated 12 ноября 2022,, 09:09

Где корни крепкой семьи?

3 октября 2013, 09:05
Где корни крепкой семьи?
Сюжет
РАНХиГС

Семья – один из базовых институтов человечества - выстоял несмотря на войны, природные катаклизмы, смены политических режимов, экономические и прочие реформы, так что решают разовые меры? Часто весьма спорные, скудные, порой и вовсе декларативные? Семья была и остается фундаментом формирования и опорой личности. Вот если ставить вопрос так: что суть корни крепкой семьи? Как помочь семье справляться с вызовами времени? От постановки вопроса во многом зависит, в какую сторону устремятся размышления, какие последуют выводы и решения.

В Петрозаводске 24 сентября 2013 года собрались участники очередного семинара в рамках проекта «Крепкая семья. Научно-обоснованные модели работы с семьями в Республике Карелия и Финляндии». Его участники: представители ведомств, органов исполнительной власти (Петрозаводского городского округа и Прионежского муниципального района), ученые ПетрГУ, социальные работники, руководители общественных некоммерческих организаций.

С финской стороны мы имели возможность услышать ученых Университета Хельсинки, представителей Национального института здравоохранения и благосостояния Финляндии, узнать о последних исследованиях в области семейной социологии и особенностях практики в соседней стране.

Участников встречи приветствовала глава Прионежской районной администрации Светлана Чечиль. В семинаре приняла участие Уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия Марина Зверева. Важно, что проект дал возможность услышать мнения, оценки, обоснования различных методик специалистов различных структур из приграничных территорий двух стран.

Желанные или нежелательные?

Наши соотечественники и соотечественницы выезжают для создания семьи или воссоединения со своими семьями в Финляндии постоянно. Смешанные русско-финские браки – самые многочисленные из этой группы семей. Да и в целом русскоязычных мигрантов в Суоми больше, чем из других стран.

Профессор Хельсинкского университета Инга Ясинская-Лахти привела прогноз, основывающийся на исследовании PARAS, проведенном в 2007 году по заказу города Хельсинки. К 2020 году только в столичном регионе страны ожидается число мигрантов примерно 220-260 тысяч. Если принять во внимание, что русскоязычные иммигранты составляют примерно половину всего миграционного населения, то прирост именно русскоязычного населения в столичном регионе дойдет до 110 тысяч. (сейчас – около 60 тысяч). Значит, изучение самочувствия, проблем, особенностей развития как русскоязычных, так и смешанных семей, имеет важное государственное значение.

В целом к переселенцам из России у финнов сохраняется напряженное отношение. По степени симпатий – примерно такие же оценки как к мигрантам из арабских стран, сомалийцам. Хотя оговорка: конечно же, по ментальности, культурным предпочтениям русские, украинцы, белорусы понятней, ближе.

Терпимость, толерантность – признанные ценности Финляндии. Но надо быть готовым, что владельцы недвижимости обязательно поинтересуются, откуда родом желающие арендовать квартиру. Мигранты имеют больше сложностей при поиске квартиры в аренду, чем коренные жители.

Руководитель проекта «Крепкая семья» Симо Маннила (Национальный институт здравоохранения и благосостояния Финляндии) отмечает, что здоровье и продолжительность жизни каждого члена семьи – это особые ценности.

Среднестатистический русскоговорящий мужчина живет до 62 лет, финн – до 72. То есть понятно, в какой семье ближе перспектива вдовства и сиротства детей.

За последние годы в стране проводились массовые исследования показателей качества здоровья с контрольными замерами. Очень похоже на нашу диспансеризацию. Но по-фински скрупулёзно, с индивидуальными консультациями и назначениями для каждого обследованного.

Суоми – страна со стремительно стареющим коренным населением. Потому государство серьезно относится к программам поддержки семей с детьми, их экономической и социальной поддержке, защите прав детей. Социологи и демографы постоянно отслеживают индикаторы детского благополучия в их семьях и в среде сверстников. Интересно, что дети из русско-финских семей лучше относятся к товарищам по школе, более позитивно. Возможно, это одно из последствий факт, что они видят пример родителей, которым приходится ради согласия в семье быть более восприимчивыми, внимательными к супругу, супруге.

Русскоговорящие женщины часто отмечают, что поддержка и помощь со стороны отцов-финнов оказались выше ожидаемых до заключения брака и рождения детей.

Парадокс: нежелательный мигрант, но желательный прирост населения имеет разрешение - в пользу экономически выгодной социальной стратегии.

Безнадзорные: изначально конфликт с семье

Заведующая кафедрой социальной работой ПетрГУ Юлия Петровская представила коллегам сообщение о динамике безнадзорных детей в республике. К сожалению, проблема остается острой и причины ее все те же – отсутствие должной родительской ответственности за воспитание детей, алкоголизм, невозможность экономически обеспечить семью.

Отдельным пунктом выделяется заторможенность, отставание необходимых мер поддержки семьи и детей со стороны социальных и иных ведомств.

Опросы детей-беглецов показывают, что дети и подростки очень мало знают о том, куда они могут обратиться за помощью, не располагают информацией о службах психологической поддержки. То есть повтор координат служб доверия, центров экстренного реагирования должен быть регулярным.

Есть и огромный резерв возможностей в области законодательства. Российский Семейный кодекс не закрепляет пока многих позиций государственной поддержки семей, считают эксперты в данном вопросе. Меры, принимаемые в рамках отдельных проектов и программ, не могут заменить государственно гарантированные права.

Удастся ли построить свой дом?

Семья без собственного крова, без родного дома – незавидная участь. В Российской Федерации реализуется несколько программ, идея которых – поддержать строительство жилья для граждан.

«Обеспечение жильем молодых семей», «Развитие села», «Устойчивое развитие сельских территорий» - название данных программ на слуху. К сожалению, нуждающиеся в жилье молодые семьи должны преодолеть массу формальных барьеров, набраться терпения, рассказывает Валентина Скобелкина, главный специалист управления делами и социальной поддержки населения администрации Прионежского муниципального района.

Необеспеченная финансовым ресурсом программа становится некой ловушкой. Если очередники-супруги (даже один из них) за время ожидания своей очереди на получение субсидии перешагнут 35-летний рубеж – право на участие в программе для молодых семей потеряно.

То есть строительство доступного жилья, наличие обменного фонда – должно быть частью постоянной заботы на всех уровнях власти, если мы хотим реально поддерживать семьи.

Особенно запомнился гостям из Финляндии визит в рамках проекта в семью Кулаковых, живущую в построенном своими руками доме в Шуе. Это пример настоящей «функциональной» семьи, где отношения между родителями и детьми пронизаны любовью и уважением, есть место для развития талантов каждого. Елена — учитель начальных классов, воспитывает четверых детей, встает в шесть утра, доит козу, топит печь, кормит завтраком семью, старших сына и дочь отправляет в университет, мужа провожает на работу и к 8 утра торопится в школу, где ее ждет любимый класс. Это необычайно трудолюбивая семья: и дом, и все в доме сделано своими руками. У каждого из четверых детей есть свои обязанности. Несмотря на занятость, находится минутка и книги почитать, и музыку послушать, особенно в исполнении дочерей, закончивших музыкальную школу. Песня о любви к родной Карелии в исполнении Светланы и Марии заворожила слушателей. А пышные пироги с яблоками, калитки и домашнее сало дали возможность познакомиться с настоящей русской кухней. В этой семье столько тепла и любви, что хватит каждому: и своим, и гостям.

Острова надежды для особых детей

Каждый раз, общаясь с Натальей Неплохо, завидую ей по-хорошему: так вникнуть в свое дело и так уметь о нем рассказывать – дар. Наталья Петровна – директор Прионежского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.

Прионежский район имеет особую, крайне неудобную территориальную структуру, он с двух сторон от Петрозаводска. Семьи с детьми-инвалидами есть во всех крупных поселениях. Реабилитационный центр для детей расположен в поселке Деревянное. Как с двумя переездами наездятся туда-сюда специалисты, родители с больными детьми?

- Постоянный контакт с администрацией района, с районными специалистами, с родителями детей – на этом основывается наша мобильность, своевременное выполнение задач по реабилитации ребенка.- делится Наталья Неплохо.- Структурировать образовательные, досуговые программы, привлечь внимание волонтеров – моя задача как руководителя. У нас в центре немного сотрудников. Люди уходят, например, находят более высокую оплату. Но дети никогда не останутся без внимания, общения, игр, качественного своевременного питания.

Дети после реабилитационного центра восстанавливают не просто навыки, у них меняется самооценка. Есть деточки, которые смогли сделать серьезные успехи в общеобразовательной школе. Каждое такое изменение – дорогого стоит и ценится в каждой семье с особым ребенком, это и есть индикаторы качества социально-реабилитационной работы: ребенок пошел самостоятельно, овладел новым навыком, родители научились справляться со специфичными задачами организации быта...

По мнению Уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия Марины Зверевой, сегодня внимание к семье и детям – забота всего общества. И есть особая ответственность в этом огромном деле для тех, кто является специалистами, кто решает конкретные вопросы, анализирует ситуацию изнутри, разрабатывает рекомендации. Марина Михайловна поблагодарила всех участников семинара организаторов проекта за возможность профессионального диалога и обмена опытом.

Людмила Мишина

"