Posted 27 сентября 2013,, 10:46

Published 27 сентября 2013,, 10:46

Modified 12 ноября 2022,, 09:09

Updated 12 ноября 2022,, 09:09

Сергей Пирожников о концепции развития Кижей

27 сентября 2013, 10:46
Сергей Пирожников о концепции развития Кижей

Директор музея-заповедника «Кижи» Андрей Нелидов сдержал слово, данное им общественности при вступлении в должность, как и обещал, он подготовил проект концепции развития музея. Тут надо вспомнить сколь драматично заступал А. Нелидов в должность директора музея «Кижи», когда представители петрозаводской культурной общественности устраивали акции протеста в связи с решением Министерства культуры России о назначении бывшего главы Карелии директором музея. В парламенте Карелии по инициативе депутатской фракции «Справедливая Россия» проводилось даже экстренное расширенное заседание профильного комитета по культуре, участники которого требовали от федерального министра В. Мединского отменить принятое им кадровое решение. Тогда затравленный А. Нелидов прилюдно пообещал, что ни дня не задержится на должности, если через полгода, то есть в нынешнем сентябре, увидит, что музейный коллектив его не принял, что концепция развития музея, которую он напишет вместе со специалистами, будет отвергнута экспертами.

Эти полгода стали для бывшего губернатора настоящим испытанием. Редко кто не попрекал его в непрофессионализме (а он, действительно, не музейщик), в парламенте республики по инициативе депутатов-эсеров не раз всплывала тема недоверия в отношении А. Нелидова уже работавшего директором музея. На июньскую сессию по инициативе фракции «Справедливая Россия» вносилось обращение в адрес Генеральной прокуратуры, в котором высказывалась просьба о проведении проверки деятельности А. Нелидова в его новой директорской должности. Депутаты, внёсшие данный документ на рассмотрение парламента, считали правильным продублировать ряд вопросов, которые им в свою очередь адресовали общественники, обличая директора А. Нелидова в нарушении законодательства. Большинством голосов предложение было отклонено, однако группа депутатов от своего имени направила всё же обращение в Генпрокуратуру, правда, благоразумно учтя прозвучавшие критические замечания и удалив из текста клеветнические характеристики в адрес А. Нелидова. А в документе, который предлагалось от имени законодательного органа республики направить в Москву, директора музея голословно называли вором. Я на той сессии выступал против принятия обращения, которое не просто не соответствовало действительности, но и было оскорбительным по отношению к А. Нелидову. Объяснив свою позицию, я предложил не к директору музея претензии предъявлять, а требовать наказания за клевету авторов обращения.

К слову сказать, надзорный орган провёл проверку по депутатскому запросу, и ничего незаконного в действиях А. Нелидова не обнаружил. Хорош был бы депутатский корпус Законодательного собрания Карелии, согласись мы тогда с бездоказательной и агрессивной атакой клеветников на А. Нелидова. Оказалось, что написанное в письме если и требует реагирования, то судебного и в отношении самих его авторов. Что и случилось в сентябре, когда А. Нелидов обратился в суд за защитой чести и достоинства.

Столь подробно я вспоминаю недавнюю историю с единственной целью: показать насколько и общественность бывает необъективной, увлекаясь травлей человека. Правды никто не ищет, жаждут лишь наказать заподозренного.

Когда только разгорелась дискуссия о судьбе музея-заповедника «Кижи» и на Нелидова обрушились за его высказывание относительно того, что музей должен не только охранять исторические ценности, но и зарабатывать, экспонируя их, я в одной из своих статей эту мысль поддержал, сравнив музей «Кижи» с французским музеем Лувром. Идея моя была простая: на экономику Кижского музея надо смотреть не с точки зрения его регионального местонахождения (в Карелии располагается памятник деревянного зодчества), а воспринимать его именно как уникальный деревянный памятник, расположенный в России, и подобных которому нет больше на свете. Картинных галерей много, в каждой столице мира вы их найдете, а вот такого уникального объекта мировой культуры как Кижи больше нигде нет. Эта его единственность и определяет как историко-культурную ценность объекта, так подсказывает и экономическую стратегию развития музея-заповедника «Кижи». В европейских странах окупаемость музея рассчитывают исходя из того какое число людей он задерживает в городе на один день. Так нужно оценивать и музей «Кижи»: сколько приезжают в Россию из-за рубежа туристов, чтобы увидеть Кижскую жемчужину? Сколько россиян едут в Карелию, чтобы восхититься памятником всемирного значения? Все траты туристов при передвижении (транспорт, еда, гостинцы и проч.) - и есть доходная часть музея «Кижи». Графу эту трудно до копейки просчитать, но существует методика, позволяющая экспертно оценить доходность музея.

Мое сравнение российского музея «Кижи» и французским Лувром, когда я его употребил, высмеяли. Я, не считая себя специалистом в столь специфической сфере как музейная экономика, не стал вступать тогда в полемику. Но сейчас, участвуя в слушаниях по проекту концепции развития музея «Кижи», услышал от специалистов, в частности говорил об этом советник министра культуры России Завен Мусаелян, что нельзя рассматривать Кижский музей как региональный культурно-архитектурный объект. Мне показались интересными его рассуждения на тему о том, что две позиции, одну из которых во время обсуждения представил я, а другую директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг, нужно в равной мере использовать в музейной работе. Повторюсь, я говорил об экономике музейного дела, а М. Гольденберг о его специфике, когда перед музеем как учреждением стоит задача сохранять и оберегать материальные и духовные объекты истории. Надо заметить, что, в целом положительно отзываясь на предложенный Нелидовым проект концепции развития музея, М. Гольденберг осторожно, но покритиковал его за то, что тот так и не разобрался в специфике музейного дела, по причине чего неверно формулирует и ряд задач. В частности при обсуждении документа речь зашла о роли музейных фондов (запасниках) и как ими правильно пользоваться. Было замечено, что в Эрмитаже экспонируется только 8 процентов объектов из его фондов (время от времени идёт их ротация, чтобы люди больше историко-культурных предметов увидели). По словам М. Гольденберга в Карельском национальном музее и вообще только 2,5 процентов имеющихся объектов экспонируются, а хотелось хотя бы до 4 процентов данный показатель довести, помечтал Михаил Гольденберг. Но всё равно все фонды общедоступными быть не могут, и перед музеем не стоит такой задачи распахнуть все двери настежь. Большинство предметов существуют именно для сохранения, для изучения их специалистами. Хотя время от времени они, естественно, могут становиться объектом для публичного показа.

В проекте концепции, которую изложил собравшимся директор музея «Кижи» А. Нелидов, значительное место уделено специфической для музея теме – его доступности для туристов. Как было сказано из 12 месяцев в году только четыре приходятся на фазу активной посещаемости Кижи. В этот период примерно 140 тысяч туристов приплывают на остров. В остальные восемь месяцев (особенно в зимнее время) самое большее 4 тысячи добираются с материка до острова. Если будет внедрена новая транспортная схема, которую предлагает А. Нелидов, то число туристов может вырасти до 250 тысяч в год.

В новой модели развития Кижского музея вообще много внимания уделено всему, что касается музейной инфраструктуры. И это верный подход. Доступность музея многократно увеличит его уникальную привлекательность.

Участники рабочего совещания, прошедшего на острове Кижи, поддержали проект концепции развития музея «Кижи». Даже обычно критически настроенная депутат Законодательного собрания Карелии Ирина Петеляева на этот раз расхвалила документ, предложенный А. Нелидовым, признав публично, что была неправа, когда резко отзывалась о директоре музея А. Нелидове. Теперь проект требуется защитить перед более требовательной публикой – перед музейщиками профессионалами. Если всё пройдет благополучно и министерство культуры России, эксперты поддержат концепцию, то в ближайшие годы на её развитие музей-заповедник «Кижи» получит почти 7 миллиардов рублей на своё развитие.

"