Posted 31 марта 2017,, 16:49

Published 31 марта 2017,, 16:49

Modified 12 ноября 2022,, 08:03

Updated 12 ноября 2022,, 08:03

Волна детских суицидов – правда или миф?

31 марта 2017, 16:49
Волна детских суицидов – правда или миф?
Сюжет
Статьи

В Петрозаводске вчера прошёл круглый стол на тему «Профилактика детского суицида. Как не допустить трагедии». Специалисты по делам несовершеннолетних и журналисты обсуждали психологические причины самоубийств и отражение трагедий в СМИ.

За последние три года подростками в Карелии было совершено пять самоубийств – последнее произошло в январе 2017 года. Если в 2010 году в республике вследствие самоубийств погибли 213 человек, то в 2016 – 169 и можно наблюдать тенденцию на снижение суицидентов среди взрослого населения, то про несовершеннолетних так пока сказать нельзя. С другой стороны, по словам представителя из прокуратуры какая-либо информация о массовых склонениях несовершеннолетних к совершению суицидных поступков, либо информация, которая бы побуждала несовершеннолетних к причинению вреда жизни и здоровью в 15, 16 и 17 годах не поступала.

Год назад общественность заговорила о «группах смерти», которые начали активно вести свою пропаганду среди подростков. И так как в России детей активных пользователей интернета 84%, они сразу попали под влияние групп. «Синий кит», «Тихий дом», «f57», «f58», «Разбуди меня в 4.20» – в такие и подобные группы активно вступали школьники, писали на своих страницах в социальных сетях определённые хэштеги, чтобы на них вышел куратор, зачастую их сверстник, и начал давать задания, последнее из которых было покончить жизнь самоубийством. На выполнение заданий давалось 50 дней.

За 2 месяца 2017 года Роскомнадзором было заблокировано более 4000 «групп смерти». В среднем в сутки блокируется около 70 таких сообществ. По информации «Новой газеты» с ноября 2015-го по апрель 2016 года в России произошло 130 суицидов детей, — почти все они были членами одних и тех же групп в интернете. Администраторы умудряются вновь создавать группы с подобным контентом после блокирования, дети по-прежнему пытаются попасть в игру. Не обязательно, что они хотят совершить роковой шаг, достаточно обычного любопытства, ведь подросткам так интересно всё таинственное и запретное.

Мы провели собственное расследование - искали в социальной сети «ВКонтакте» вышеупомянутые группы, где ранее состояли десятки тысяч подростков. И удостоверились, что тех самых групп уже нет, но есть подобные, в которых участников чуть больше тысячи и контент не такой удручающий, скорее даже наоборот. Тем не менее, панические, грустные статусы, стихи, фотографии, которые то и дело где-то можно обнаружить, оставляют даже на взрослого сильное впечатление.

В Карелии пока известен только один неудачный, к счастью, случай суицидента в Калевальском районе, который связан с «группами смерти». Всерьёз обеспокоены педагоги Калевальской средней школы, которые утверждают, что сегодня около десяти подростков находятся под подозрением в участии в таких играх. В процесс уже вмешались правоохранительные органы и районная прокуратура.

В Петрозаводске о популярности «групп смерти» среди подростков пока нет информации, однако показательно то, что надписи с использованием слов «кит» или «синий кит» уже обнаружили на здании на Лесном проспекте. Фотографии, по этическим причинам, мы не можем выложить.

По данным федерального проекта «МедиаГвардия» в «группах смерти» сегодня состоит более 70 тысяч подростков. На территории Украины называется цифра 35 тысяч. Эксперты отмечают, что эти группы набирают популярность и обороты в странах, где велика доля русскоговорящего населения.

Что же происходит с подростками? Это активно обсуждали участники круглого стола. Возможно, дети заинтересовались этой темой после бурного обсуждения в СМИ. «Тема синего кита раздута» - выступил директор МУ «Молодёжный центр «Смена» Денис Довольнов. Да, СМИ зачастую что-то преувеличивает, мусолит одну и ту же тему так, что и читать не хочется. Игры в самоубийства отчасти стали популярны из-за паники взрослых.

Однако беседа участников круглого стола свелась к тому, что в Карелии действительно есть проблемы в плане детского досуга. В районах Карелии детям просто некуда ходить: закрываются библиотеки и клубы. Отдавать детей в культуру или спорт – затратно. Легче оплачивать ежемесячно интернет.

В некоторых районах в школах нет психологов, которые могли бы помочь детям. Да что там районы, даже в нескольких школах Петрозаводска их нет!

- В результате оптимизации в школах республики остались только 41 процент психологов и 51 процент социальных педагогов, - рассказала заместитель министра образования Карелии Наталья Волкова.

Тогда к кому идти за советом, если возникла проблема с друзьями, в семье или с оценками в школе? Дети сами не знают, как их решить, потому что не сталкивались с подобным раннее. Причём речь идёт о ребёнке, который растёт не в социально неблагополучной семье, а во вполне внешне благополучной, но с нехваткой внимания.

Ведущий специалист по медицинскому обеспечению Главного управления МЧС России по РК Наталья Самарина рассказала, что суицид – болезнь:

«Это не то, с чем можно бороться с помощью интернета, группы будут создаваться заново. Если ребёнок задумает – он это сделает, если у него не будет ощущения безопасности. Если у вас есть проблема – вы во всём будете её замечать – в других людях, в вещах и т.д, у детей тоже самое. Ребёнок никогда не совершит суицид перед этим, не оповестив «у меня есть проблемы». Даже в тех же школьных сочинениях, дети пишут странные сочинения, к примеру, «Как здорово летать на небе». И здорово, когда педагоги обращают на это внимание. Но если у ребёнка до 11 лет не было поддержки в семье, его никто не слушал, он не придёт за помощью к родителям».

При этом родитель тоже должен правильно отреагировать, если он узнал, что его ребёнок решил что-то с собой совершить. Отобрать телефон, планшет, выключить интернет не будет решением проблемы. Да, может подросток забудет о том, что его так тревожило на полгода, на год, но потом всё опять может всплыть. Ведь никому не известно, сколько было совершено неудачных самоубийств – родители просят сотрудников органов это не разглашать.

Затаскать к психологу, как считает Наталья Самарина, тоже не всегда выход из ситуации. Ребёнку, в первую очередь, нужно как можно чаще говорить, как любишь его, обнимать, хвалить, а не только ругать. Услышав, что ребёнок состоит в «группе смерти» его надо в первую очередь выслушать и не давать оценок.

В идеале, с детства быть ребёнку другом, проводить с ним больше времени и тогда обо всём, что его беспокоит сын или дочка в первую очередь расскажет родителю и ни в какие «группы смерти» вступать не будет.

"