Posted 16 марта 2004,, 05:58

Published 16 марта 2004,, 05:58

Modified 12 ноября 2022,, 13:50

Updated 12 ноября 2022,, 13:50

Триста плюс триста = 300

16 марта 2004, 05:58
Триста плюс триста = 300

В 2003 году два города, две столицы - Санкт-Петербург и Петрозаводск - отмечали юбилейную дату - 300 летие со для основания. Созданные в один год по воле великого Петра, вознесшего Россию в ранг морской державы, они во многом похожи друг на друга -по красоте архитектурной застройки, прибрежному расположению, богатству исторической памяти. Они похожи -как брат на брата -и, как братья, всегда рядом - в праздники, в будни, в военное лихолетье и в дни торжеств. Идут рядом сквозь века и делами своими преумножают славу Отечества.

Кормовое поместье барабанщика карельских драгун

Основать крепость в устье Невы первым предложил парю, как гласят предания, генерал-адмирал Головин. «А что, государь, - сказал он, - место удобное. Гавань для кораблей превосходная, и город укрепленный основать возможно при ней. Со всеми странами торговал, будем отсюда, а кроншлотские (кронштадтские) пушки не позволят неприятелю скрытно к пристаням подойти». Зело разумно говорил адмирал.

На благодатную почву легли сказанные слова. Царь оцепил масштабность адмиральской идеи. 16 мая 1703 года на острове Заячий в день святой Троицы начались первые работы по сооружению крепости Санктъ-Питербурх. Большинство первоначальных построек возводилось легкого временного типа - в ближних морских водах постоянно крейсировала сильная морская эскадра шведского адмирала Нуммерса. И только когда слава Полтавской виктории разнеслась по свету, окончательно утвердилось -городу на Балтике быть! В 1712 году Санкт-Петербург стал новой столицей России.

Даже спустя сто лет исполнение столь могучего замысла приводило в изумление современников. «Вид этого города, – писал один из путешественников, - вызывает странное чувство удивления и досады в сердце шведа. Едва столетие прошло с того времени, как владела Швеция простором на восток по берегам Невы. Васильевский остров был тогда кормовым поместьем барабанщика карельских драгун, как значится в списках, хранящихся в архивах шведской военной коллегии. ...Где все было пусто, подъемлются великолепные дворцы - и на все это нужно было не более одного века».

Капризную Неву царь Петр оковал гранитными набережными и заставил служить государственным интересам державы.

Но люди на невских берегах, как следует из вышеприведенной цитаты, жили значительно раньше. Раньше - это сколько? Триста лет назад или три тысячи?

Сколько лет реке Неве?

Рождение местности, ныне занимаемой Карелией, ученые относят к 8-10 тысячелетиям до н.э. В тот период огромные пространства Скандинавии, Финляндии, Кольского полуострова, Карелии, Прибалтики, севера Белоруссии, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей покрывал ледниковый панцирь. Последующее изменение климата вызвало таяние снежных масс и способствовало образованию Балтийского моря и великих европейских озер -Ладожского, Онежского, Сайиенского, Чудского, Ильмень-озера.

Земная кора, прогнувшаяся от тяжести ледников, начала постепенно выправляться, т.е. начался процесс поднятия суши. Реки и озера обмелели, кое-где вовсе пересохли, зато увеличилась площадь лесных и сельскохозяйственных угодий. При этом в Северном Приладожье земная кора поднималась быстрее, чем в южных местностях, расположенных на Восточно-Европейской плите.

Из-за увеличившегося притока воды в Ладогу уровень озерных вод начал повышаться, а когда отметка достигла 21-22 метров над уровнем моря, волны перехлестнули береговой барьер и, как из переполненной чаши, выплеснулись на прибрежные земли, устремились по водоразделу рек Тосна и Мга к Балтийскому морю. Так родилась река Нева.

По оценкам ученых, произошло это событие около 4 тыс. лет назад.

Первоначально река Нева исправно служила карельским и новгородским купцам-мореплавателям. После многочисленных воин она перешла под владычество шведской короны. Новые хозяева прочно закрепили за собой право распоряжаться ее течением. На истоке реки из Ладожского озера шведы возвели крепость Нотебург, а в устье построили крепость Ниеншанц.

За возвращение реки Невы России начал войну Петр I.

Небываемое бывает

Еще до начала военных действий царь распорядился разузнать у местных жителей сведения о возможных путях, как водных, так и сухопутных, ведущих к Неве и далее, к Балтике.

После ряда побед на прибалтийских землях он принял решение взять город Нотебург (Орешек) штурмом. Крепость считалась неприступной. Гарнизон насчитывал 450 человек и имел на вооружении 150 пушек. Петр I, находившийся в Архангельске, в августе 1702 года на вновь построенных кораблях высадился с гвардией у деревни Нюхча. Суда волоком тащили до Повенца через топкие леса и болота. В Повенце к ним добавились корабли, построенные на местной верфи, и по Онежскому озеру и реке Свирь эскадра вышла к Ладожским берегам. После мощного артиллерийского обстрела 11 ноября 1702 года Нотебург (Орешек) был взят. «Зело жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен». В честь победы Петр I переименовал его в Шлиссельбург – «ключ-город».

Через полгода, 1 мая 1703 года, русские войска заняли Ниен-шанц, расположенный в устье Невы и названный Петром I Шлотбургом - «замок-городом». И «ключ» и «замок» нужны были царю, чтобы открыть морские врата России. На памятной медали, посвященной взятию города, выбиты всего два слова «Небываемое бывает».

Брат для брата

Для закрепления успеха необходимо было прочно закрепиться на балтийских берегах. Понимая стратегическую важность этой задачи, 16 мая 1703 года Петр I в дельте Невы на небольшом острове заложил новую русскую крепость Санкть-Питербурх и в этом же году, пройдя водным путем с берегов Балтики до Онежского озера, в устье реки Лососинки приказал построить завод, ставший родоначальником Петрозаводска.

Олонецкие Петровские заводы, первым среди которых по праву стал Александровский, выпускали оружие, пушки, снаряды, якоря. Ружья, изготовленные в Петрозаводске, отличались высоким качеством. В 1706 году Петр I распорядился по полкам их не раздавать, а приберечь для гвардии. Карельские пушки также высоко ценились в артиллерийских полках - тонкостенные стволы значительно уменьшили вес конструкции и сделали орудия более маневренными.

В 1703 году Олонецкий край представлял собой крупный военно-промышленный округ, в состав которого входили не только металлургические заводы, но и Лодейнопольская верфь.

Место для верфи, по распоряжению царя, Меншиков выбирал лично. Он вдоль и поперек объездил при ладожские земли, пока не нашел достойного участка на реке Свирь, где «леса росло зело изрядно», и был тот лес для корабельного дела пригоден. Не теряя времени, Петр I приказал заложить здесь Лодейнопольскую верфь. Под царским оком и с помощью царского топора начато было незамедлительно строительство: 7 фрегатов, 5 шняв, 7 галер, 13 полугалер, 1 галиота и 13 бригантин. Создавался новый флот по голландским и английским чертежам, н имели корабли те строгий и красивый вид. Постройкой судов занимались в большинстве своем олонецкие плотники, знающие толк в корабельном деле.

Всего за годы Северной войны на Лодейнопольской верфи было построено 109 судов, заложивших основу будущего Балтийского флота.

Возраст молодости

Петр I строил корабли для военных баталий, а для людей, испокон веков живущих на карельских землях, лодки и озерные суда являлись промысловым инвентарем. Если трактовать слово «флот» как совокупность всех видов судов страны, то российский флот сразу обретет достаточно солидный возраст - наскальные рисунки первобытных художников донесли до нас изображения древней карельской флотилии. Даже у самого закоренелого скептика не возникнет сомнений - 5 тысяч лет!

Но ученые - люди дотошные. Вот цитата из книги карельского археолога Кочкуркиной С. И. «Народы Карелии» (рукопись): «Самой интересной древней находке, найденной археологами на Карельском перешейке, 9300 лет. Это рыболовная сеть, сплетенная из ивовой бечевки узелковым способом. Длина сети 27-30м, высота 1,5м. Поплавки сделаны из сосновой коры, грузила - каменные.»

Эта знаменитая находка имеет свою историю. В 1914 году финляндский археолог Сакари Пяльси на глубине чуть меньше метра, в торфе, который прекрасно сохраняет органические остатки, выявил следы произошедшего около 10 тысяч лет назад несчастного случая, постигшего рыбака, который плыл в лодке с сетью и рыболовными принадлежностями по древнему проливу между Балтийским морем и Ладогой. Сам рыбак спасся, а снасти его стали удачей археологов».

Хранится уникальная рыболовная сеть в одном из музеев Финляндии. Рассматривать эту находку можно не только как редкий экспонат, но и как убедительное материальное доказательство существования в те времена первобытного морского флота.

Кореляне - люди флотские

Обучением моряков Петр I начал заниматься еще в 1697 году. Он распорядился отправить на обучение в Венецию, Амстердам и Голландию несколько групп молодых людей, а при возвращении их на родину «к великому удовольствию его величества и всех бояр» лично устроил публичную «экзерцию».

По первому государственному набору 1702 года «в матросы» было записано 1300 призывников. 354 человека сверх того числа в возрасте от 12 до 20 лет изъявили желание служить добровольно. Еще через год царь распорядился всех иноземцев, русских, пленных татар и турок, «которые в морском хождении на галерах свычные», перевести из Азова в Олонец. Таким образом к 1720 году в матросах служило 7205 человек, и среди них уже не было ни одного иноземца.

За годы Северной войны Петр I воспитал целую плеяду замечательных мореплавателей, офицеров, командиров, обладавших чувством собственного достоинства, любви и уважения к Отечеству, - в их числе немало наших земляков, жителей карельских мест.

Как память о событиях тех лет в Карелии прижились и распространились «морские» фамилии - Флотские, Матросовы и Шкиперовы.

С опорой на старшего брата

Великим ратным трудом и неисчислимыми трудностями для «тяглового» населения доставались России победы в Северной войне, непосильными налогами ложились затраты на возведение и обустройство новой столицы. Рабочих сгоняли со всей страны по одному с 11 домов, да сверх того обязывали уплатить в казну от 8 до 11 рублей на каждого работника. С 1712 по 1716 год прислано было в Санкт-Петербург около пятнадцати тысяч рабочих и собрано более миллиона рублей. От тех поборов по всей Руси слышался «превеликий народный вопль».

Необходимость заставила Петра I искать пути оснащения производств механизмами, обратить внимание на передовые западные технологии, на разработку нетронутых еще природных богатств. «Наше Российское государство перед многими иными землями преизобилует и потребными металлами и минералами благословенно есть, которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы».

Много сил и стараний положил царь на организацию поиска новых месторождений с тем, чтобы «божие благословение под землей втуне не осталось». Познакомившись в молодые годы с экономическим устройством европейских государств, Петр I накрепко усвоил основное экономическое правило процветания страны - вывоз товара за границу должен превышать его ввоз. И добился-таки своего - через два года после его смерти объем продажи изделий российских производителей составил 2400 тыс. рублей, а закупа только 1600 тыс. рублей. И здесь сказал свое веское слово торговый Санкт-Петербург.

Сегодня северная столица -один из крупнейших научно-промышленных центров России, выпускающий около 50% продукции Северо-Западного региона. Своими достижениями город щедро делится с младшим братом своим и трехсотлетним помощником - Петрозаводском, столицей Республики Карелия.

Рода нашего железо

История знает немало примеров, когда немногочисленные народы изумляли мир произведениями народного творчества. Знаменитый эпос карельского и финского народов «Калевала» занимает достойное место среди шедевров мировой культуры. В античной литературе значительное место уделяется деяниям богов. В отличие от «Илиады», «Одиссеи» и других произведений великих авторов главные герои эпоса «Калевала» - работники , труженики, простые люди. Пахарь Вяйномейнен, кузнец Илмаринен, весельчак Лямменкяйнен заняты каждый своим ремеслом. Если предпринять смелую попытку фантазийного трактования имен главных героев «Калевалы», то в имени Вяйномейнен можно услышать созвучие со словом «Вения» -именно так называется на некоторых европейских языках Россия. Страна, где живет Вейно.

Глубокие древние корни обнаруживаются в имени Илмаринен.

« Рода нашего железо» - строка из «Калевалы», из руны № 33. Тот факт, что греческий бог Вулкан и герой «Калевалы» Илмаринен - кузнецы, не просто совпадение профессий. По мнению многих ученых, очаги древних цивилизаций зарождались именно в местах добычи железа. Народ, научившийся работать с железом, развивался быстрее. Карельская земля издавна богата железными рудами, это общеизвестно. Люди, живущие здесь, умели и любили работать с железом. Они изготавливали для своих нужд топоры, воинское снаряжение, домашнюю утварь. Появление железных плугов позволило распахивать земли, ранее к земледелию не приспособленные. Карельские кузнецы освоили особую технологию так называемого «трехслойного пакета», научились делать самозатачивающиеся ножи и топоры. Изделия получались очень качественными. Постепенно их начали изготавливать на продажу, а торговля, как известно, двигатель прогресса. Она невозможна без запоминания и записывания большого количества информации. Появился алфавит, появилась письменность.

Земледелие, работа с железом и торговля - эти три составляющие постепенно формировали мировоззрение людей, живущих на одной территории, сплотили их в единую народность. Культура высокого духовного накала карел создала эпос «Калевала».

Древняя корела от Балтики до Баренцева моря

Кричное железо (железо в крицах) впервые научились плавить на Балканах. Внук одного из библейских героев, изобретатель и ковач металлических изделий, звался Балкан (Вулкан). Карельский кузнец, герой «Калевалы», носит имя Илмаринен. Слово «илма» в карельском языке очень многопланово, оно аналогично понятию «весь белый свет». Ему созвучно географическое название знаменитого Ильмень-озера и карельского озера Илма, расположенного недалеко от поселка Куркиеки.

Можно проследить, как в географических названиях сохранились границы влияния древних карел. Южное направление (на Новгород) обозначено Ильмень-озером. Северные территории простирались до города Оулу и города Кеми, соединявшихся в давние времена водным путем, составной частью которого являлась река Оулонка-еки. Река, имеющая такое же название, - Олонка - одарила именем бывшую столицу Карелии - город Олонец.

Направление к Белому морю, узловым пунктом которого являлся Каргополь, отмечено населенным пунктом Малые Корелы, расположенным возле Архангельска, а слово «Малые» предполагает, что где-то невдалеке есть и «Большая Корела».

На Волге есть город Весьегонск, название которого можно трактовать как «весь товар гонит».

Итак, пять крупных торговых дорог. Невольно вспоминаются пять родов «карельских детей» - рокульцы, вальдольцы, карго-польцы, тиврульцы, вымольцы, - упоминаемые в древнейшем летописном произведении «Повесть временных лет». Может быть, каргопольцам отдан был путь на Архангельск, тиврульцам - на Оулу, вымольцам - на Выборг, рокульцам - на Волгу, вымольцам -на Новгород.

Несмотря на то, что фантазии способны увести очень далеко от реально происходящей действительности, придет время, и наука отделит домыслы от реально существовавших событий, приведет веские аргументы в пользу своих утверждений, и тогда истина будет окончательно установлена.

Королевская крепость на карельской земле

Я хочу высказать еще одно предположение. При изучении памятников прошлого рождается смелая догадка, что поселок Куркиеки Лахденпохского района в давние времена играл роль центрального пункта формирующейся карельской национальности. Два факта привлекают внимание.

Первое - это то, что Куркиеки расположен на берегу реки Ра-халанийоки, что в переводе означает «денежная река». Задумайтесь - «денежная река»! В древние времена она была судоходной и являлась составной частью Великого торгового пути, начинающегося на Крайнем Севере и доходящего до экватора! А Куркиеки был не мелким заурядным городком, а главным северо-западным перекрестком Европы. Археологами здесь найдено большое количество монет разных стран и эпох. Второе. В 1651 году, когда обширные карельские территории находились под шведским владычеством, королева Кристина преобразовала земли Куркийокского погоста в графство и пожаловала их графу Туру Габриэлю Оксенштерне. 20 мая 1668 года Курки-йоки получил статус торгового города и новое название - Кронборг (Королевская крепость). Это ли не отголоски былого величия!

Древние кореляне были сильны и влиятельны. Народ, умеющий работать с металлом и изготавливать оружие, способен добывать воинские победы. Карелия защищает порубежье России почти тысячу лет! Как из песни слова не выбросишь, так из ткани развития мировых цивилизаций невозможно изъять деяния древних карел - эти величественные и славные страницы о подвигах и заслугах наших предков. Трехсотлетний юбилей столицы республики - прекрасный повод вспомнить об этом.

"