Posted 15 февраля 2006,, 11:25

Published 15 февраля 2006,, 11:25

Modified 12 ноября 2022,, 09:55

Updated 12 ноября 2022,, 09:55

Думайте сами, решайте сами…

15 февраля 2006, 11:25
Думайте сами, решайте сами…

Еще в проекте федеральная реформа местного самоуправления вызывала множество нареканий. Как и следовало ожидать, с переходом от теории к практике вместо возражений зазвучали обвинения. Разумеется, первым делом претензии были предъявлены карельскому правительству. В частности, оппоненты республиканской власти считают, что администрация губернатора навязывает поселениям новый способ формирования районных органов местного самоуправления, для того чтобы вписать муниципалитеты в общую вертикаль власти. Прокомментировать эти утверждения мы попросили начальника организационного управления Администрации Главы Карелии Александра Темнышева, который был назван одним из главных участников административного «насилия».

Депутат или делегат

- Прежде всего, вопрос на понимание. В чем, собственно, заключается новый принцип формирования районных органов местного самоуправления?

- Российское законодательство предполагает два способа формирования районных советов. Депутатов можно выбирать путем прямого голосования или делегировать из поселенческих советов. Выбор одного из этих путей целиком зависит от поселений. По закону инициативу о переходе ко второму способу может выдвинуть любое поселение, но эту идею обязательно должны поддержать, как минимум, две трети поселений в районе, иначе инициатива не пройдет.

- Может быть, это и к лучшему?

- Вполне возможно. В любом случае, выбирать поселениям. Ни районные власти, ни правительство Карелии, ни Президент не могут повлиять на их решение. Существующее законодательство гарантирует местному самоуправлению самостоятельность.

- Тем не менее, пишут, что Вы объездили почти все районы Карелии и всюду агитировали за делегирование представителей поселений в районные советы.

- Я вхожу в состав рабочей группы по реализации муниципальной реформы на территории Карелии. Члены группы объездили не почти все, а все без исключения районы республики, и действительно говорили о способах формирования районных советов, как и о многих других вопросах местного самоуправления.

- Простите, но как начальник организационного управления губернаторской администрации связан с этими вопросами?

- Напрямую. Я представляю исполнительную власть, которая обязана обеспечивать исполнение российских законов на территории Карелии, в том числе, создать все условия для успешной реализации муниципальной реформы. Зачастую органы местного самоуправления, которые были избраны прошлой осенью, не имеют опыта работы, поэтому мы оказываем им организационную и методическую помощь: проводим курсы и семинары, даем разъяснения и рекомендации. Естественно, рассказали и о возможных вариантах формирования райсоветов.

- Есть мнение, что сейчас все равно нельзя делегировать депутатов из советов поселений в районные советы, поскольку закон допускает такую процедуру только после двух лет работы районного совета, избранного прямым голосованием.

- Эта норма справедлива только для Прионежского района, где райсовет был избран вместе с поселенческими органами местного самоуправления в октябре прошлого года. В других районах Карелии советы не переизбирались и действуют значительно дольше двух лет.

- Говорят, что, если в райсоветы будут делегировать представителей поселений, то количество районных депутатов не будет превышать 15 человек и некоторые поселения не будут представлены в новом органе.

- В федеральном законе записано, что количество депутатов в районном совете, сформированном из представителей поселений, не может быть меньше 15 человек, поэтому теоретически численность такого совета не ограничена. В него обязательно войдут главы всех поселений района и несколько депутатов от каждого поселения, причем каждое муниципальное образование будет представлено в совете равным количеством членов. Это количество должно быть заранее оговорено в инициативе о переходе к новому порядку формирования райсовета.

Глава и главы

- Правда ли, что в будущем главу районного самоуправления будет назначать Глава Карелии?

- Нет, но я могу пояснить, откуда берутся такие утверждения. Федеральный закон достаточно сложен и требует крайне внимательного чтения. Как я уже говорил, сегодня в Карелии есть только один муниципальный район, в котором действуют вновь избранные органы местного самоуправления – Прионежье. В других районах выборы не проводились, но уставы этих районов были приведены в соответствие с федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления.

Сейчас уставы всех районов Карелии предполагают прямые выборы главы местного самоуправления. При этом в уставах 4 районов записано, что следующий глава муниципального образования возглавит совет депутатов, а руководителя местной администрации район будет нанимать по конкурсу.

Выдвинуть свою кандидатуру на конкурс могут все желающие. Затем поступившие кандидатуры рассмотрит специальная конкурсная комиссия. В эту комиссию войдут депутаты районного совета и представители республиканских органов власти, причем последние понадобятся только в том случае, если на уровень района будет передано исполнение части государственных полномочий.

Во время работы первого созыва районного совета, действующего по новым правилам, количество представителей республики не должно превышать половину состава комиссии. В последствии доля представителей республиканской власти сократится до одной трети комиссии.

Кандидатов в члены конкурсной комиссии от региональных органов исполнительной власти будет выдвигать Глава Карелии, после чего предложенные кандидатуры должны будут пройти утверждение в Законодательном собрании Карелии.

Решение конкурсной комиссии о выборе руководителя районной администрации тоже не является окончательным, поскольку его кандидатуру должен утвердить совет муниципального района.

- Это касается только четырех районов Карелии. Как обстоят дела в остальных?

- В соответствие с действующими уставами в других районах глава местного самоуправления, как и прежде, будет возглавлять местную администрацию, а председателя райсовет будут выбирать депутаты.

- Ходят разговоры, что прямые выборы глав муниципальных районов вообще будут отменены.

- Федеральный закон действительно допускает выдвижение главы самоуправления из числа депутатов районного совета, но эту возможность райсоветы должны рассматривать самостоятельно. Если в том или ином районе будет принято такое решение, то глава самоуправления, избранный из числа депутатов, в обязательном порядке возглавит районный совет, а руководителя администрации будут принимать на работу по уже описанной схеме.

- Какие еще рычаги есть у республиканской власти для воздействия на местное самоуправление?

- О рычагах речи не идет. У нас два уровня местного самоуправления. На одном из них – районном – предполагается исполнение части государственных полномочий. За их исполнением обязана следить республиканская власть. Остальное - прерогатива местного самоуправления.

- А как насчет метода убеждения?

- Этот ресурс основной, поскольку разумное сотрудничество всегда эффективнее противостояния или слепого подчинения.

- Значит, правительство все же пытается агитировать за делегирование депутатов поселений в райсоветы и непрямые выборы глав районного самоуправления?

- Наша задача не в этом. Мы должны показать поселениям плюсы и минусы всех вариантов и дать им информацию для принятия осознанного, взвешенного решения. Каким оно будет, скажут депутаты всех уровней – районных, городских и сельских советов.

"