Posted 14 ноября 2017,, 10:07

Published 14 ноября 2017,, 10:07

Modified 12 ноября 2022,, 07:51

Updated 12 ноября 2022,, 07:51

Большой урожай зерна обернулся катастрофой для Сибири

14 ноября 2017, 10:07
Большой урожай зерна обернулся катастрофой для Сибири

В России в этом году небывалый урожай зерна. Порты и железная дорога, отправляющие зерно на экспорт, начиная с августа ставят исторические рекорды по объемом перевалки и перевозки урожая

При себестоимости на юге в 4-5 тысяч рублей за тонну, удается отгружать на экспорт по 8-9 рублей. Объемы экспорта Краснодарского края и Ставропольского края - примыкающих к портовым областям на первое ноября составили около 14 млн. т.

Совсем другая Ситуация складывается в Сибири, где производители столкнулись с проблемой затоваренности зерном. Предложение зерна на рынке в начале сезона формирует не только поступающее зерно нового урожая, но и переходящие запасы. В них и кроется проблема, предопределившая большие потери сибирских аграриев в текущем сезоне, сообщают Новый известия.

По данным Росстата на 1 августа 2017 г. совокупные запасы зерна в СФО составляли 2,97 млн. т, а на 1 августа 2016 г. – 1,99 млн. т зерна. Таким образом, с началом новой уборочной кампании инфраструктура хранения зерна в Сибири изначально была готова принять на 1 млн. т меньше, чем год назад. Проблема излишних интервенционных запасов, мешающих сибирскому рынку, возникала и осенью 2016 г. Но тогда, он выдержал. В этом же году придется продавать интервенционное зерно по низким ценам, что помимо вреда просевшему рынку принесет убыток для государственного бюджета. Очевидно, что из довольно сложной прошлогодней ситуации Департамент регулирования рынков АПК Минсельхоза России, координирующий интервенционную кампанию, не сделал никаких выводов и провел новые закупочные интервенции, которые продолжались с 19 сентября 2016 г. по 14 декабря 2016 года. Только в Сибири тогда было закуплено 237 тыс. т зерна

Проблема сельхозпроизводителей сибирского региона осложняется также тем, что по заложенному на хранение государственному зерну, не происходит своевременная оплата. Долг по ней постоянно растет. Проблема обострилась еще весной-летом, когда хранителям потребовались финансовые ресурсы для проведения сезонных работ. Заложив зерно в интервенционный фонд и не обеспечив это хранение оплатой, обрекли элеваторы на заведомо плохую готовность к приемке нового урожая. В результате пострадали все звенья производственно-сбытовой цепи.

К концу первой декады ноября 2017 г. уборка зерновых в Сибири уже практически завершена. Обмолочено 98% площадей. Официальные данные Минсельхоза России свидетельствуют о росте намолотов в основных зернопроизводящих регионах – Новосибирской области (особенно заметный рост – 18,5%), Омской области, Алтайском крае по сравнению с аналогичной датой прошлого года.

Однако в целом успешные итоги сбора урожая теперь не вызывают оптимизма ни у кого из участников рынка. Сельхозпроизводители не могут поставить убранное зерно на элеваторы, хранители не способны его принять и разместить, трейдеры не имеют возможности реализовать. Зерно лежит в полях и на току. Это и есть наглядные фактические потери. Из-за накапливающихся токсинов его нельзя будет использовать даже на фуражные цели. При текущих ценах EXW на пшеницу хозяйства не имеют стимулов и возможностей для завершения уборки.

Экспортные перспективы у сибирского зерна в текущем сезоне также туманны. Регион удален от основных экспортных каналов поставки на Юге и Северо-Западе страны. Дальневосточный коридор, равно как и прямые поставки в соседние азиатские страны, уже много лет являются перспективными, но не развитыми направлениями. Значит, сибирское зерно останется, по сути, замкнутым в собственных границах, необеспеченное адекватными мощностями хранения в отсутствии перспектив сбыта.

Вопрос развития экспорта из регионов с наиболее низкой рентабельностью реализации зерна должен являться приоритетом государственной политики, уверено издание Комсомольская правда. В собственности государства 1500 вагонов зерновозов, способных вывозить до 100 000 тонн зерна ежемесячно. Они сейчас работают в Ставропольском и Краснодарском крае, так как на Юге они могут принести в два раза больше средств своим оператором, за счет высокой оборачиваемости.

Есть у государства доли в портах и зерновых терминалах. Есть оператор рынка призванный «стабилизировать ситуацию», Есть ГИФ способный продать на экспорт зерно прошлого урожая по рыночной цене и закупить зерно этого урожая у Крестьян Сибири. Но нет пока главного - желания выстроить в единую цепочку государственные возможности. Ведь для того, чтобы спасти производителей Сибири, надо отказаться от высокорентабельный операций, а это приведет к потере бонусов и премий. Но в ближайшее время, скорее всего это произойдет, или государству придется признать, что потеряло рычаги управления государственным имуществом. Все полторы тысячи вагонов, управляются частниками, элеваторы забиты зерном которое никогда и никто не купит, квоты в портах распроданы, денег на хранение нет - и Сибирским аграриям остается рассчитывать только на собственные силы.

"