Posted 13 марта 2017,, 06:43

Published 13 марта 2017,, 06:43

Modified 12 ноября 2022,, 08:05

Updated 12 ноября 2022,, 08:05

Возвратный кредит для бизнеса

13 марта 2017, 06:43
Возвратный кредит для бизнеса
Сюжет
Статьи

На федеральном уровне происходит реформирование системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. В этом году отменены гранты начинающим предпринимателям. Прямое финансирование будет заменено возвратными формами поддержки. О том, как это скажется на развитии бизнеса в Карелии, и какие шаги предпринимает Правительство республики в изменившихся условиях, мы беседуем с и.о. Министра экономического развития и промышленности Евгением ЖИРНЕЛЕМ.

- В ежегодную заявку, сформированную в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации на формы государственной поддержки, которые мы считаем востребованными в регионе, мы включили создание микрофинансовой организации. Если раньше начинающие предприниматели на конкурсной основе получали гранты на открытие собственного дела, то теперь ее нет. Видимо, в условиях оптимизации бюджетных средств были выбраны те формы поддержки, которые являются наиболее эффективными. Одна из них – создание региональной микрофинансовой организации.

В ряде регионов они уже существуют. Понятно, что в каждой территории своя специфика и поэтому разная эффективность от внедрения возвратной формы поддержки. Вместе с тем, это хороший опыт, заслуживающий широкого распространения.

- Сейчас, вероятно, больше вопросов, чем ответов?

- Когда идет речь о льготной процентной ставке, мы должны понимать, кто может претендовать на этот кредит. Механизм выдачи грантов на открытие своего дела был отработан. В условиях небольшого бюджета микрокредитной организации, на этот год заложено 36 миллионов рублей, необходимо четко представлять, кто может претендовать на эту форму поддержки.

Сегодня объявить об этом мы не можем, работа ведется, идет подготовка нормативно-правовой базы для функционирования микрокредитной организации, которая возложена на Гарантийный фонд Карелии. Этот финансовый инструмент был создан в республике несколько лет назад, доказал свою эффективность. Там работают профессиональные сотрудники, хорошо ориентирующиеся в рынке финансовых услуг, имеющие опыт работы с банковским сектором.

Сейчас вносим изменения в Устав Фонда, меняем его название для того, чтобы он, в том числе, выполнял функции микрокредитной организации. По мере того, как у нас будет появляться понимание по конкретным условиям предоставления кредитов по льготной ставке, мы будем информировать об этом предпринимательское сообщество. По нашим оценкам ставка должна быть в районе 10 процентов.

Все наши решения мы максимально освещаем, представляем на обсуждение бизнес-сообщества, пока каких-либо принципиальных возражений от предпринимателей по поводу этой меры поддержки не слышали. Во втором полугодии 2017 года микрокредитная организация должна начать свою работу. Гарантийный фонд остается, это будет новым направлением в его работе.

- Капитал организации на этот год 36 миллионов рублей, в каком соотношении он будет складываться?

- Семь процентов – средства бюджета республики и 93 процента – из федерального.

- По всей видимости, в дальнейшем первоначальная сумма будет расти?

- По аналогии с Гарантийным фондом, капитал которого прирастает. Фонд зарабатывает деньги. При взвешенной политике, правильной оценке рисков подобная финансовая организация может увеличивать свой капитал. Мы же не зря пошли по пути Гарантийного фонда, если микрофинансовая организация также благополучно будет развиваться, то ее возможности с каждым годом будут больше.

- Понятно, что еще рано говорить о деталях выдачи кредитов, но какой предполагается максимальная сумма кредита и на какой период?

- До 3 миллионов рублей, на срок до 36 месяцев.

- Какие-то предложения от бизнеса по условиям выдачи кредитов поступают?

- Мы сейчас готовим свою нормативную базу по заданным лекалам федеральной. В части, доступной для нашей региональной специфики, мы, конечно же, будем советоваться с предпринимательским сообществом, чтобы все было комфортно для них. Предприниматель, когда обращается за мерами государственной поддержки, должен получать их в комфортном режиме, чтобы помощь от государства не превращалась в проблему. Не должно быть лишних бумаг, бюрократических процедур.

- Евгений Викторович, на ваш взгляд, какая форма поддержки предпочтительнее: гранты или микрокредиты?

- Когда на федеральном уровне анализируется эффективность различных форм поддержки, то берется опыт всех субъектов, которые в этом участвуют. Речь идет о какой-то статистике, цифрах. Например, об освоении или не освоении финансовых средств, о том, сколько проектов было реализовано или не реализовано. Когда же мы на уровне субъекта этим занимаемся, тем более такого маленького, как Карелия, для нас каждый проект, предприниматель - на виду. Если 50 начинающих предпринимателей получили гранты, отследить судьбу каждого из них не так сложно. Если мы добросовестно относимся к своему делу, то можем и грант сделать эффективной мерой поддержки, совместно с предпринимателями прийти к тому, чтобы это были работающие проекты, и микрофинансовую организацию можем превратить в действенный инструмент.

Преимущество нашего региона заключается в малом масштабе, который позволяет нам при добросовестном отношении к делу и правильной организации процесса помочь предпринимателям реализовать проекты так, чтобы государство четко понимало, что вложенные деньги не пропали даром. Работать можно с любой формой поддержки, у каждой есть свои плюсы и минусы, но при заинтересованности чиновников в конечном результате, а не просто в освоении финансов, каждый инструмент может приносить пользу предпринимателям.

Беседу вел

Наиль ШАБИЕВ

Мнения экспертов

Игорь Баришевский, руководитель ООО «ЛДК»Карелюглес»:

- С интересом узнал о том, что в Карелии в ближайшее время будет создаваться микрофинансовая организация. Это позволит сделать прорыв в развитии малого и среднего предпринимательства. Три миллиона рублей, которые можно будет получить под льготный кредит, - существенное подспорье для действующего бизнеса и хороший стартап.

В этом году предполагается капитал микрофинансовой организации в 36 миллионов рублей. Конечно, хотелось бы больше, чтобы в каждом районе можно было бы на эти средства реализовать, как минимум, один-два проекта. Процентная ставка 10 процентов – это, безусловно, хорошо, но хотелось бы еще меньше. Слышал, что сельском хозяйстве планируют кредиты под 3-5 процентов.

Государственная поддержка в любой форме, безусловно, - шаг вперед в продвижении бизнеса. Мы это испытали на себе, выиграв конкурс на субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.

Наше малое предприятие действует с конца 2014 года. Мы занимаемся заготовкой и углубленной переработкой древесины, производим технологическую щепу и пиломатериалы. Так что полученная по итогам 2015-2016 годов субсидия нам здорово помогла в развитии бизнеса.

Денис Андреев, директор ООО «Вирго» (ТЕПЛО-ХОЛОД):

- Для бюджета заём однозначно полезнее и эффективнее гранта. Заём средств в МФО подразумевает ответственность за расходование на цели развития своего бизнеса, а грант скорее – оценка первых успешных шагов начинающего предпринимателя, соответственно материальной ответственности у получателя гранта нет.

Объем финансирования нельзя назвать большим для республики в целом, но возможно это только начало. Надеюсь, что полученные средства будут использованы предпринимателями максимально эффективно.

Когда наша фирма на протяжении последних нескольких лет только планировала привлечение заёмных средств для нового этапа развития – открытия собственного производства воздуховодов и фасонных деталей для систем вентиляции, о подобном займе, не говоря уже о субсидировании части затрат, не было и речи. Безусловно, государство думает о необходимости развития малого бизнеса, и это радует. Правильный вывод услышал в этом интервью от Евгения Викторовича: «Не должно быть лишних бумаг, бюрократических процедур». И мы с этим столкнулись при получении субсидии, так как даже в определенном приказе Министерства экономического развития Республики Карелия существуют юридически размытые формулировки требований к претенденту, позволяющие чиновнику трактовать приказ по своему усмотрению. В стране все нормативные документы публикуются в открытом доступе, поэтому, чтобы избежать ошибок, необходимо изучать и перенимать лучшее в других, более развитых регионах России.

Так как главным потребителем данной услуги являются микро-предприятия и индивидуальные предприниматели, необходимо ясно определить критерии отбора претендентов, доступность контроля и прозрачность данной процедуры в информационном поле. Например: кого выберет комиссия из двух претендентов? Допустим, один желает увеличить оборотный капитал в торговле «second hand», второй – фермер, которому необходимы средства на посевную. Для коммерческой кредитной организации ответ однозначен, деньги – торговцу. Там доход обеспечен, а у фермера и неурожай, и непогода, падеж скота и т.д. и т.п. В итоге, всё зависит от того, удастся ли данной финансовой структуре усидеть на двух стульях. Полагаю, что если цель МФО не получение 100% возврата средств с прибылью, а постепенное развитие малого бизнеса, то и приоритеты надо выбирать соответствующие. И 10% - это вообще не потолок, очень жаль, что у нас эту цифру можно назвать льготной. Будем надеяться, что снижение этой ставки станет тенденцией.

"