Posted 6 марта 2017,, 11:37

Published 6 марта 2017,, 11:37

Modified 12 ноября 2022,, 08:05

Updated 12 ноября 2022,, 08:05

Патент…ради престижа

6 марта 2017, 11:37
Патент…ради престижа
Сюжет
Статьи

Почему Россия не становится монополистом в производстве высокотехнологичных товаров

Российскую индустрию очень часто упрекают в отсталости. Доля России в мировом производстве высокотехнологичной продукции действительно составляет 0,3-0,4%, при доле в производстве мирового ВВП 2%. Нашу общественность постоянно свербят вопросы: «Почему мы такие отсталые? Что нам мешает сделать технологический прорыв?» Об этом мы беседуем с бывшим главным специалистом Министерства экономического развития и промышленности республики Алексеем Бархатовым.

- Алексей Васильевич, вы стояли у истоков инновационной деятельности в республике. И хотя сейчас не работаете в Министерстве, но продолжаете активно общаться не только с коллегами из Карельского научного центра РАН, но и учеными из других регионов. Внимательно следите за тем, что происходит в научных кругах мирового сообщества, какие тенденции существуют в настоящее время в инновационном развитии и производстве высокотехнологичной продукции.

- Да, вы правы, я стараюсь в меру возможностей быть в теме. Мы действительно отстаем. Скажем, на США приходится 35% производства высокотехнологичной продукции, страны ЕС-20-25%, Японию-10%, Южную Корею-8% и т.д. В настоящий период Россия находится в состоянии 3-4-5 технологических укладов - совокупности технологий для определения уровня производств. Индустрия развитых стран пребывает в основном в фазе 5 технологического уклада с переходом к 6-му.

- Почему так происходит?

- Ответов и объяснений появляется достаточно много. К сожалению, государство пока не может найти способ или способы поставить экономическое развитие на истинно инновационные перемены. Делаются попытки организоваться, но пока они не имеют значительного успеха.

На мой взгляд, существует целый комплекс причин. Это и слабое финансирование науки, в частности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, и социально-ориентированный бюджет, нежелание (неготовность) нашего бизнеса вкладывать собственные средства в развитие научно-технического прогресса, отдавая предпочтения трансферу зарубежных технологий. В их числе назвал бы и не всегда удачную деятельность созданных за счёт бюджета фондов, нацеленных на развитие технологических инициатив (Фонд Сколково, Фонд технологического развития, Фонд содействия инновациям и др.).

- Но ведь это не значит, что мы не можем или не умеем?

- Сразу хочется обратиться к истории и проследить, что всё-таки сделали россияне за последние полтора столетия, что придумали и изобрели. Начнем с лампочек накаливания изобретенных Лодыгиным и Яблочковым в 1874-1876 гг. Самолёт Можайского (1882 г.) Братья Райт (США) свой самолет направили в полёт только в 1903 г. К слову первые в мире вертолеты Юрьева, Сикорского появились в 1909-1911 годы.

Где россияне ещё были первыми? Изобретение радио Поповым в 1895 г., телевизоры Розинга и Зворыкина в двадцатые-тридцатые годы 20-го века. Первая в мире ЭВМ 1948-1950 г.г. Ранее в 1946 г. в США была создана ЭВМ, но электромеханического типа.

А где появился первый сотовый телефон? Угадайте! В СССР в 1958 году (разработчик Л.Куприянович) и только в 1973 году Купер (США) продемонстрировал свой сотовый, с которого и пошла массовая волна использования. А еще первая в мире атомная электростанция, атомные ледоколы, первый искусственный спутник и первый полет человека в космос.

Надо понимать, что невозможно быть всегда и во всем первыми. Но вопрос в другом. Почему мы, что-то активно изобретая, не становимся потом монополистами в производстве и насыщении мирового рынка высокотехнологичными товарами, имеющими, как правило, высокую добавленную стоимость?

- Действительно, почему?

- Ежегодно в России патентуется порядка 30 тыс. изобретений, полезных моделей. Выдается такое же количество свидетельств на программы ЭВМ, топологических схем и т.д. Таким образом, мысли россиян работают, что-то изобретается, создается, но воплощается в товарный продукт очень мало, единицы. К сожалению, подавляющее большинство изобретений не имеют экономического значения, или экономический эффект от них очень незначителен. Изобретатели в основном получают патенты ради собственного престижа, вполне осознавая, что сами не в состоянии достичь конечной цели изобретения, т.е. получить инновационный продукт.

Такая же ситуация и у нас в Карелии. Десятки получаемых патентов не имеют в итоге, как правило, применения в производственной деятельности.

- Практика продажи патентов в России практически отсутствует. В чем причина?

- На мой взгляд, в кадрах, т.к. институт инновационных менеджеров в России ещё плохо развит. Как показывает мировой опыт, доля успеха изобретателя в создании инновационного продукта оценивается в 1-5 %%, все остальное это усилия менеджеров, производственников, продавцов. Зачастую гордыня изобретателей мешает созданию и производству инновационных продуктов.

Сегодня в Силиконовой долине (США) - крупнейшем и продуктивнейшем технопарке мира работает одна треть русскоязычных специалистов. Один миллиардер признался, что когда нужно что-то изобрести, он поручает разработку русским, а когда доходит дело до внедрения – здесь незаменимы азиаты (китайцы, японцы, корейцы). Надо понимать, что это, по его представлениям, и есть две движущие силы технологического прогресса. Но это и странная особенность нашего менталитета.

- Каким видится выход из существующей ситуации замедленного роста технологической мощи нашей страны?

- Представляется, что перед научно-техническими разработчиками необходима постановка государственной цели и задач в рамках перечня приоритетов развития технологий. Наглядный пример, сегодня в США разрабатывается масштабная программа «Геном человека». 1 доллар вложений в эту программу, уже дает порядка 140 долларов отдачи.

Продажа высокотехнологичной продукции является объективным критерием научно-технического лидерства (прогресса) в мире, а вовсе не публикационная, патентная, диссертационная активность или погоня за рейтингами.

Существуют два близких на первый взгляд понятия «инновационный продукт» и «высокотехнологичный продукт». Если коротко определить первый продукт, то это - проданное новшество. Срок его жизни определен российской статистикой -3 года. Далее это обычный рыночный товар. Другое дело «высокотехнологичный продукт». Его параметром является техническая сложность товара. С этим связана и его цена, и соответственно добавленная стоимость. Согласитесь, что, выпуская, скажем суда или самолеты много лет, вы будете иметь достаточно репутационную и покупаемую продукцию, даже не внося существенных технологических новшеств и не называя товар инновационным.

В Карелии есть предприятия, выпускающие высокотехнологичную продукцию. Это филиал АО «АЭМ-технологии «Петрозаводскмаш», Онежский судостроительно-судоремонтный завод, ООО ДОК «Калевала» и другие. Или возьмем «Инженерный Центр пожарной робототехники «ЭФЭР». По отчетам он выпускает 30% инновационной продукции. А остальная? Это высокотехнологичная, выпускаемая более 3 лет, но продолжающая пользоваться несомненным спросом, хорошо востребованная продукция.

Вероятно, определенный толчок к выпуску у нас в Карелии высокотехнологичной продукции возникнет в связи с пуском промышленного парка в поселке Надвоицы, а также промплощадки в районе старого завода силикатного кирпича в Петрозаводске. Эти объекты, снабженные соответствующей инфраструктурой, позволят инвесторам сосредоточить в себе производства, выпускающие так необходимую высокотехнологичную продукцию.

Оценивая реалии сегодняшнего дня, можно отметить, что период санкций, а он вполне может оказаться неопределенно длительным, будет способствовать развитию ряда отечественных технологических направлений, что позволит торговать уникальной продукцией и идти противоположной стороне на определенные уступки. Сегодня США, несмотря ни на какие санкции, продолжают активно покупать наши ракетные двигатели, ведь для создания собственных подобного типа им потребуется порядка 10 лет.

Надо справляться с утратой технологического суверенитета, ориентировать создаваемую российскую инновационную систему на импортозамещение, но оно не должно быть слепым. Необходимо нацелить научно-технические силы на развитие прорывных технологий гражданского назначения и массового использования. Но главное - довести созданные разработки до выпуска высокотехнологичной продукции мирового класса. Тогда и будет проявлено наше лидерство. Яркий пример тому, создание в России современной военной техники.

Беседу вел

Наиль ШАБИЕВ

"