Posted 4 июня 2018,, 06:51

Published 4 июня 2018,, 06:51

Modified 30 октября 2022,, 19:12

Updated 30 октября 2022,, 19:12

Дети – непредсказуемый народ: как научить правилам электробезопасности

4 июня 2018, 06:51
В «Карелэнерго» большое внимание уделяют безопасности энергообъектов: ограждения, запорные устройства, предупреждающие знаки, – всё это говорит о необратимых для человека последствиях при нарушении охранных зон линий электропередачи и подстанций.

Круглогодично персонал предприятия проводит познавательные уроки по электробезопасности для школьников и студентов Республики Карелия. Правила поведения вблизи энергообъектов настоящие энергетики рассказывают в игровой форме. Основная задача – убедить слушателей в необходимости неукоснительного соблюдения этих правил, цена нарушений которых – жизнь.

Мы беседуем с несколькими сотрудниками «Карелэнерго», активно участвующими в программе профилактики детского электротравматизма. Их советы могут пригодиться каждому.

Ирина Лезова, психолог сектора психофизиологической надежности персонала управления по работе с персоналом «Карелэнерго»:

– Весь наш персонал мы обучаем приёмам оказания помощи при несчастных случаях. Не только тех, что связаны с электротравмой, мы рассматриваем все варианты, что могут произойти с человеком на работе или в быту: порезы, переломы, укус змеи, обмороки. Мы учим, как помочь пострадавшему до приезда скорой помощи. Главное, не испугаться и не навредить ему. При регулярном повторении приёмы помощи запоминаются, и люди могут в нужный момент психологически собраться и произвести нужные действия.

Энергетики подготовлены, они осознают, как безопасно работать, как минимизировать риски. Дети – совсем другое. Убедить их в серьёзной опасности электричества, без которого в современном мире уже никуда не денешься, – тут особый подход надо найти. Даже к так называемым «трудным», потому что в первую очередь, они всё равно – дети. Необходимо смотреть по ситуации, привлекать наиболее активных учеников к непосредственному участию в уроке, который практически всегда проходит в интерактивной форме, работать совместно с учителем.

Конечно, немаловажную роль играет подбор материала. Зачастую дети просят: «Покажите трэш!», – но мы строго ориентируемся на возраст учеников, понимая, каким возрастным категориям можно адресовать фотографии из жизни, а кому о несчастных случаях достаточно просто рассказывать. В любом случае, главное, заинтересовать слушателя.

Детей надо призывать к сознательности. Они сами должны понять, стоит ли жизни минутная популярность. Быть мёртвым не круто. Смерть – это реальность, то, что может произойти на самом деле.

Ирина Лизевич, специалист по охране труда службы производственной безопасности и производственного контроля ПО «Западно-Карельские электрические сети»:

– Целесообразнее проводить уроки в начальной школе: какие знания до 12 лет дашь ребенку, что он усвоит до этого момента, то и сохранит навсегда. Дети с 1 по 4 класс – самый благодарный слушатель. Потом, конечно, необходимо периодически напоминать об опасностях электричества, но основа осознанного самосохранения закладывается в этом возрасте.

Взрослые должны помнить: дети – непредсказуемый народ, всю информацию они проверяют опытным путем. И, несмотря на все запреты, пролезают туда, куда, казалось бы, невозможно пролезть.

У нас на предприятии уже сложился коллектив активистов, с которыми мы ходим в образовательные учреждения и проводим уроки. И хотя для всех это дополнительная нагрузка, никто из нас никогда не отказывается. Учителя к таким беседам относятся очень хорошо – намного эффективнее и интереснее детям, когда правила безопасного поведения рассказывают люди в спецодежде, каждый день работающие на энергообъектах. Нам легко подстроиться под учебный план: можем провести целый урок или тематический классный час, а если есть всего 20 свободных минут, то проведем короткую беседу. Используем любую возможность, чтобы напомнить детям, их родителям и учителям о необходимости соблюдения простых правил электробезопасности.

Нередко современные мультфильмы вводят детей в заблуждение. И они спрашивают, что нужно сделать, чтобы волосы дыбом встали, как у мультяшных персонажей, когда их бьёт током. Дети, к сожалению, так часто видят этот сюжет, что убедить их в опасности подобных действий очень сложно, но любое взаимодействие с током опасно для жизни.

Стараемся донести информацию доступно, наглядно. И после уроков у ребят практически нет вопросов, но они наперебой рассказывают, где видели нарушения. Рассказывают про открытые электрощиты в домах, заброшенную на провода линий электропередачи обувь, про родителей, которые, как выясняется порой в процессе урока, не соблюдают элементарные меры предосторожности при работе с электричеством дома.

Для ребят постарше проводим экскурсии на подстанции с инструктажем и последующим строгим соблюдением всех правил безопасности для находящихся на энергообъекте. Для школьников из выпускных классов у нас разработаны профориентационные встречи, на которых рассказываем, какие специальности есть в энергетике, куда можно поступить, чтобы потом прийти к нам работать. Мы готовы брать молодёжь и учить её с самого начала – это лучше, чем переучивать.

Сергей Лазутин, начальник отдела материально-технического снабжения ПО «Северные электрические сети»:

– Хотя в мои должностные обязанности проведение уроков не входит, не могу оставаться в стороне: я живу в этом регионе и хочу, чтобы люди, которые живут рядом, знали сами и донесли до своих близких эту простую и такую важную информацию: электричество, энергообъекты – смертельно опасны. Даже если проведёшь урок только для десяти ребят, а они потом поделятся полученными знаниями с родителями, родными, друзьями, то проинформированных будет значительно больше.

Мне важно достучаться до всех, но в первую очередь выбираю отдаленные школы и детские приюты. Дети, лишенные родительской заботы, особенно нуждаются в дополнительном внимании. Они должны знать, где ждёт опасность. Электричество не враг, но требует повышенной осторожности. Младшим ребятам больше рассказываю о мерах предосторожности в быту: как правильно и безопасно пользоваться чайником, феном, как заряжать телефон. Детям нравится примерять и просто подержать в руках настоящие защитные средства энергетиков: каски, диэлектрические перчатки, сигнализаторы напряжения. Старшим можно более серьёзный материал дать. И обязательно приглашаю на урок взрослых. Родители показывают детям безопасную дорогу до школы, также должны показать, где безопасно играть или гулять, если рядом энергообъекты. И если что-то не так, то нужно срочно звать взрослых, ничего не предпринимать самому.

Очень важно донести до ребенка, что нельзя бежать за улетевшим шариком или мячом, за сбежавшей собакой, если они попадают на территорию энергообъекта. А также уберечь от опрометчивого поступка друга. Предупреждающие знаки, осознание опасности должны останавливать каждого.

Энергообъекты есть везде, в любом населённом пункте, поэтому в дальнейшем и я, и мои коллеги обязательно продолжим проводить беседы по энергобезопасности.

"