Posted 3 марта 2017,, 08:07

Published 3 марта 2017,, 08:07

Modified 12 ноября 2022,, 08:05

Updated 12 ноября 2022,, 08:05

Молодое искусство Карелии

3 марта 2017, 08:07
Молодое искусство Карелии
Сюжет
Статьи

Зрителя, привыкшего искать историю в картине, это искусство может поставить в тупик. Многим становится неуютно. Человек, который хоть немного знаком с историей изобразительного искусства, скажет – это не ново. И будет прав. Правда, только отчасти. Уход от скрытой или явной литературности – явление уже не одного века. Но ведь и время меняется: человек и его ощущение окружающего пространства, мир вещей и идей. И первые это чувствуют художники. Они общаются с нами посредством своего творчества и так редко путем вербального диалога. Сегодня у нас есть возможность задать несколько вопросов молодому художнику Петрозаводска, члену молодежной секции союза художников России. Игорю Котукову.

- У вас интересный путь к искусству, расскажите, как все начиналось?

После школы я пошел учиться в Петрозаводский лесотехнический техникум на электрика. Но это было следование не мечте, а совету родителей. Тогда у меня не было определенных глобальных целей и планов на жизнь. Техникум я закончил и даже поступил в ПетрГУ на факультет «Энергообеспечение предприятий». Однако уже через полгода решительно порвал связь с электричеством. На тот момент у меня было только одно увлечение - рисование граффити.

- На заборах Петрозаводска?

И не только его (смеется). Следы моего творчества есть на Древлянке и вдоль Ключевского шоссе. Сейчас я понимаю, что граффити тогда был единственный способ попасть в искусство. Ведь я не ходил в художественную школу, да и до 20 лет в музее был всего раза два.

- В результате Вы получили художественное образование?

После ухода из университета я стал посещать Детскую художественную школу. С 8 до 17 часов работал на стройке, а вечером рисовал натюрморты. Меня поддержали Игорь Анатольевич Михайлов и Александр Сергеевич Белоусов, я им очень благодарен. После натюрмортов индивидуальные занятия по русскому языку, который у меня всегда был слаб. Старания дали результат. Успешная сдача всех экзаменов и я - студент факультета изобразительного искусства ПетрГУ.

- В этой сфере очень важна личность педагога. Кто стал проводником для Вас?

Мне повезло, я попал в группу по «Рисунку» к Артему Александровичу Стародубцеву. Именно он сформировал у меня интерес, познакомил и ввел в искусство. Еще один человек, который повлиял на меня - это Аркадий Иванович Морозов. Со временем пришло понимание, что я хочу заниматься именно становым искусством, а не графическим дизайном. Дизайн - работа в основном на заказ.

- То есть работа на заказ для вас недопустима?

Допустима в крайних случаях. Конечно, художник, как и любой человек, в финансовом плане должен жить нормально. Не думаю, что бедствование как-то положительно влияет на творчество. Мне приходится работать. Последняя моя работа - школа. Это тяжело: зарплата маленькая, с трудом сводишь концы с концами. Но есть положительная сторона для меня – достаточно свободный график: после уроков была возможность часа четыре свободно работать в мастерской. Однако любая посторонняя деятельность, особенно в школе, отнимает много интеллектуальных сил. Поэтому в идеале творчество должно приносит доход.

- Существует стереотип, то натура художника – тонкая и ранимая, а сам он весьма эмоционален

Для меня эмоции второстепенны. Любовь к математике спроецировалась и на творчество – мышление и логика в приоритете. Но в моем искусстве нет формул. Состояние стабильности – вдохновение и упади весьма редкие. Я практически всегда думаю об искусстве. Сейчас много читаю книг по теории изобразительного искусства и параллельно прорабатываю какие-то идеи, задумки работы в голове. Делаю эскизы, потом прихожу в мастерскую и уже претворяю их в свою работу.

- Можно утверждать, что художник должен знать историю искусств?

Однозначно, историю искусств знать стоит. Во-первых, художник должен постоянно насыщаться. В первую очередь через знакомство с культурой. Если проследить творчество значительных художников, даже авангардистов, мы увидим, что они хорошо знали предыдущие эпохи. Например, Жорж Брак: с одной стороны, это авангард, с другой стороны мы видим в нем и голландцев и Сезанна. Игнорирование предыдущего опыта, на мой взгляд, негативно влияет на творчество художника.

Моим главным источников вдохновения сейчас являются творчество других художников. На данный момент ключевые для меня, например, Пит Мондриан, Марк Ротко, Фрэнк Стелла, Казимир Малевич. Ранее я бы назвал Владимира Фаворского, Дмитрия Митрохина, Джорджо Моранди.

- Какие книги стали знаковыми для Вас?

«Уроки рисунка» Александра Леванова. В первую очередь чувствуешь, что он современный рисовальщик. Сильно повлияли на меня теоретические работы Владимира Фаворского. Любопытной показалась книга Сергея Даниэля «Искусство видеть».

- В разные времена понятие «художник» носило близкие, но различные значения. Тенденция сегодняшнего дня: взял кисть – художник, фотоаппарат – фотограф, ножницы - парикмахер-стилист… Смываются рамки профессионализма, ремесла и любительства. На ваш взгляд, кто же такой художник?

Художник знакомится с традициями, впитывает в себя предыдущие культуры, все это совмещает с современностью, интерпретирует и потом выражает. При этом если он график, но должен уметь рисовать, живописец - еще и колорист. Но если говорит о концептуальном искусстве, тут открытый вопрос, что он должен.

- Чем был обусловлен Ваш выбор графики?

Моими занятиями в открытой графической мастерской в Петрозаводске, которая была лучшим место для творчества с опытными наставниками.

- Расскажите подробнее о Графической мастерской

Это единственное место в городе, где встречаются, общаются на темы искусства и работают молодые художники, у которых нет личных мастерских. Основная цель – это воспитание молодого художника, а только обучение различным видам графики. Это явление уникальное. До появления мастерской станковая графика Карелии была мало представлена на экспозициях, не говоря уже о тиражной графике. Но сейчас мы участвуем во всевозможных выставках и проектах, сами выступаем организаторами выставок. На мой взгляд, графическая мастерская внесла серьезную лепту в изобразительное искусство нашей республики.

- Какие проекты, в которых участвовали художники мастерской, стали самыми запоминающимся?

Первый проект - «Баренц Бук». Выиграв грант, участники реализовывали проекты по теме «Белое море». Была осуществлена поездка на Белое море с целью сбора натурного материала. В итоге каждый представил свой результат – графические листы, художественные книги, видео-арт и арт-объекты. Получилось очень разнообразно и насыщено. Книга выставлялась в Москве, Петрозаводске и Архангельске на форуме Современного искусства, где ее увидели норвежцы и предложили сделать подобное для Баренцева моря. Так родился второй проект. Художники съездили в Териберку и Норвегию для сбора. Второй проект «Книга Баренцева моря» - это в основном графические работы, видео-работы.

Еще один проект был посвящено юбилею Карелии. Каждый предоставил серию открыток городов Карелии. Я выбрал город Сортавала - он обладает интересной архитектурой.

- Какую свою первую работу Вы можете выделить?

У меня есть серия работ, на которых изображения обувь. Первая мне кажется самой удачной. Обувь у всех всегда перед глазами, она разная, выразительная, каждая имеет свою историю.

- Какие идеи в изобразительном искусстве Вам близки?

Я стараюсь максимально отстраниться от литературности и сюжетности, мне интересны именно изобразительное как изобразительное. Работаю с визуальными вещами, не люблю находить какие-то третьи и четвертые смыслы: изображение говорит самого за себя. Восприятие образов, конечно, зависит от личного, культурного и визуального опыта зрителя.

- Над чем сейчас работаете?

Раньше я не понимал абстрактное искусство. Казалось, что чего-то не хватает. После знакомства с творчеством Марка Ротко мое сознание перевернулось. Эти два-три-четыре пятна, которые он клал на холст, выражают глубинную сущность, попадая точно в цель. Там ничего нет кроме них. В этих пятнах я увидел то, что ищу в искусстве. Но сейчас мое представление перевернулось. И я понял, что нет особо разницы между абстрактным и неабстрактным искусством.

- Можно ли объяснить Ваше искусство?

Когда художник работает с визуальными явлениями, он является самим собой, как только он пытается их вербализировать, сразу появляется искажение. Образ в моей голове и я его рисую, это нормально. Как только я пытаюсь объяснить словами, все теряется.

Игорь, спасибо Вам большое за интересную беседу. В свою очередь хочу напомнить, что до 4 марта 2017 в Медиа-центре «Vыход» проходит 2-ая выставка Графической мастерской, на которой представлены произведения пятнадцати художников Петрозаводска, Санкт-Петербурга и Москвы, в том числе и работы Игоря Котукова.

Фотографии предоставлены Игорем Котуковым

"