Posted 2 октября 2012,, 08:43

Published 2 октября 2012,, 08:43

Modified 12 ноября 2022,, 09:20

Updated 12 ноября 2022,, 09:20

В бизнес-инкубаторе изучили опыт вековой давности

2 октября 2012, 08:43
В бизнес-инкубаторе изучили опыт вековой давности

В октябре в Студенческом бизнес-инкубаторе ПетрГУ пройдут мастер-классы, которые проведут петербургские журналисты Татьяна Хмельник и Александр Потравнов, руководители культурно-исторических проектов «Регионавтика Северо-Запад».

Приглашаются все желающие – историки, экономисты, геологи, горняки, экономисты, менеджеры, все, кому интересна история архитектурных, промышленных, исторических проектов не только Карелии, но и всего Северо-Запада.

Мы решили создать молодёжно-инновационные центры при факультетах. Одним из таких центров стала Лаборатория истории промышленных технологий при историческом факультете, – которую возглавил доцент, кандидат исторических наук Олег Игоревич Кулагин, рассказывает директор СБИ ПетрГУ Александр Петрович Коновалов. – Историки владеют методиками исследований, умеют работать с архивными документами, но нередко им не хватает, как говорится, «фактуры», выезда на место, увидеть воочию исторические объекты, найти опровергающие или подтверждающие факты того, что есть в культурно-исторических местах Карелии. Поэтому мы решили разработать такую обучающую программу для историков, чтобы они были не только теоретиками, но и практиками. Подумали, что нужно внедрить систему открытых лекций ведущих ученых Петрозаводского университета, Карелии и Санкт-Петербурга. Кроме лекций, мы планируем проводить мастер-классы, выезды студентов на малоизученные исторические объекты.

И первый ознакомительный выезд уже состоялся.

Объектом для знакомства стал Тулмозерский чугунно-плавильный завод у деревни Колатсельга в Пряжинском районе. Сегодня – это памятник горно-заводской промышленности конца 19-начала 20 веков. Завод проработал всего 4 года. С того времени прошло более 100 лет, но брошенные заводские корпуса, а также наземные и подземные выработки сырья для этого завода остались, правда сегодня они находятся разрушенном состоянии.

Вот у меня на столе копия документов, бизнес-план, утвержденной Акционерным Обществом «Сталь» строительства в 19 веке Тулмозерского завода в Олонецкой губернии. Здесь представлен баланс, видна вся структура документов – активы, пассивы, все как сегодня, очень похожие с современными документами при строительстве крупных заводов. В данном случае – эти документы пример того, как некачественно и неудачно может быть составлен бизнес план, маркетинговый план, не просчитаны рынки сбыта производимой продукции, – рассказывает Александр Коновалов.

Такого же мнения придерживаются Татьяна Хмельник и Александр Потравнов, руководители культурно-исторических проектов «Регионавтика Северо-Запад»:

На наш взгляд, пример Тулмозерского завода надо преподавать в современных бизнес-школах, чтобы показать, к чему приводит составление оптимистичных бизнес-планов, которые пишутся в отрыве от повседневной практики, при неграмотном анализе рынков и конкурентной среды, в условиях явной недооценки рисков.

Мы привыкли Карелию воспринимать как некий заповедник архаики. Карелия в нашем восприятии – это остров Кижи, иконы, старинные обряды, крестьянские дома, рыболовство, охота, природа. Но Карелия всегда была территорией, где впервые в России возникали некие технические инновации. В начале 17 века в Карелии появились металлургические заводы, крестьяне добывали руду, выплавляли железо, изготавливали железные изделия, которые вывозились даже за границу. Карелия была краем технологических, промышленных инноваций. Карелия - модернизировалась постоянно. Петровские заводы, и Александровский завод, Тулмозерский завод- все это часть индустриального наследия, и, на мой взгляд, это надо непременно изучать, – считает доцент, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории дореволюционной России Александр Михайлович Пашков.

Из архивных документов: «С самого начала планировалось, что домны в Тулмозерском заводе будут работать на древесном угле, как это было принято на Олонецких и Уральских заводах, в других странах, например, в Швеции. Чугун, который получался при таком производстве, был самого лучшего качества – он хорошо ковался и был слабо подвержен коррозии. Практически все известные кованые изделия из чугуна (решетки, ограды, памятники, колонны) были сделаны из чугуна, выплавленного на древесном угле. Дело в том, что при такой плавке в чугун не попадали вредные примеси – сера, фосфор и т.д. А вот чугун, который производили в домнах на угле или коксе, наполнялся этими примесями, поэтому он был хрупок и не ковался».

Кстати, о прочности чугуна, производимого на Тулмозерском заводе говорят некоторые предметы, сохранившиеся до сегодняшнего времени в этих местах.

Промышленная революция конца XIX века в России вызвала повышенный спрос на чугун и железо. Но почему получилось так, что планам развития завода не суждено было реализоваться? Почему завод не был запущен в дальнейшем? Можно ли организовать экологические, туристические туры в малоизученных исторических местах? Об этом и о многом другом можно будет узнать на мастер-классах, которые состоятся 20 октября 2012 года в 201 кабинете СБИ ПетрГУ с участием Александра Потравнова и Татьяны Хмельник:

Мы надеемся, что у студентов появится интерес к своей земле, которой они, как правило, практически не знают. Дети Интернета, они больше наслышаны о Гондурасе или Антарктиде, нежели о том, что у них под ногами. Беда в том, что многие современные студенты не умеют работать с территорией, они не знают, что для объекта важно, что - второстепенно, не могут проводить параллелей во времени и на различных территориях (а не только по Карелии) по сходным признакам. С этой бедой можно справиться исключительно силой убеждения, не жалея времени, сил и знаний. Что мы и стараемся делать.

О Татьяне Хмельник и Александре Потравнове смотрите .

"