Posted 5 марта 2014,, 13:03

Published 5 марта 2014,, 13:03

Modified 12 ноября 2022,, 09:03

Updated 12 ноября 2022,, 09:03

Что мешает карельским предпринимателям?

5 марта 2014, 13:03
Что мешает карельским предпринимателям?

Сколько жалоб и обращений поступило к Вам в прошлом году и в начале этого?

За 10 месяцев работы Уполномоченного в Карелии поступило более 200 обращений, треть из которых – официальные жалобы.

Много это или мало, по Вашему мнению?

Не все предприниматели оформляют официальные заявления, письменные обращения. Многие приходят или звонят, чтобы получить консультацию по тому или иному вопросу, советуются, как лучше поступить или узнают о нормах права. Много это или мало? Я не ставлю перед собой задачу оценивать количество. Моя задача – оказать помощь и обеспечить соблюдение прав предпринимателей.

Кого Вам, как правило, приходится защищать (какие сегменты бизнес – деятельности нуждаются в наибольшей защите)?

В помощи нуждается и малый, и средний, и крупный бизнес. Но из всех обратившихся ко мне – 40% индивидуальные предприниматели. К сожалению, они сейчас находятся в самом уязвимом положении: у них отсутствуют не только юридические службы, зачастую нет даже бухгалтера.

С какими проблемами чаще всего обращаются предприниматели?

Чаще всего жалобы предпринимателей касаются сферы земельных и имущественных отношений. Это не удивительно, поскольку нередко бизнесмены жалуются на повышение ставки аренды земельных участков. Такая ситуация сложилась на фоне кадастровой оценки земель и в связи с принятием регионального Закона №1712-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».

Все дело в том, что это закон дал муниципалитетам право определять коэффициенты ставок для аренды и продажи земельных участков. А муниципалитеты, в свою очередь, подняв арендные ставки, не учли, что это ухудшит экономическое состояние арендаторов. Более того, в самих муниципалитетах практически нет экспертов должного уровня, которые могли бы спрогнозировать влияние данных нормативно-правовых актов на развитие предпринимательства. К сожалению, этот закон принимался поспешно, без консультаций с предпринимательским сообществом, в итоге – в ряде муниципальных районов арендная стоимость земли поднялась в несколько раз. Многие предприниматели арендовали земли под строительство, а сейчас большая часть бизнес-проектов приостановлены, особенно тяжелая обстановка в моногородах.

Каковы вообще проблемы у предпринимателей в муниципальных районах?

Чтобы выявить системные проблемы, мы провели специальное анкетирование среди предпринимателей по всей Карелии. Большинство респондентов указали, что развитию их бизнеса мешают: высокие тарифы на электроэнергию, высокие административные штрафы, повышение арендной платы за имущество и землю, постоянное изменение законодательства и принятие нормативных актов, ухудшающих существующее положение предпринимателей. Владельцы бизнеса из удалённых северных районов отметили, отсутствие дорог и инфраструктуры, засилие сетевых магазинов. Также видна тенденция по угнетению мелкорозничной торговли, которая не выдерживает конкуренции с сетевиками, излишней административной нагрузки. Требования к мелким и крупным магазинам у Роспотребнадзора едины, в случае невозможности их выполнения, штрафы достигают таких размеров, что мелкому бизнесу впору закрыться. Также предприниматели в районах обращают внимание на процветание нелегального бизнеса. На глазах у правоохранительных органов и представителей муниципальной администрации происходит незаконная торговля, авторемонтные работы, извоз. Такие «бизнесмены» не регистрируются, а, соответственно, не платят налоги и не несут ответственности за качество работы, что негативно сказывается на развитии легального и законопослушного предпринимательства.

В своей работе на кого вы можете опереться, кто вам помогает?

Конечно, прежде всего, на общественные организации предпринимателей. Также подписаны соглашения с Прокуратурой Республики Карелия, УФАС Карелии, МВД Карелии. По тем сигналам, которые поступили от предпринимателей, ведутся проверки правоохранительными органами. К сложным случаям подключаются эксперты федерального Уполномоченного при Президенте РФ.

Как относятся к Вам и вашей деятельности представители власти?

По-разному, некоторые представители муниципальной власти считали и считают себя «хозяевами» территории, и не всегда готовы прислушаться к мнению предпринимателей и сигналам Уполномоченного. Надо сказать, что более всего предприниматели как раз жалуются на местную власть.

В прошлом году после долгой подготовки была объявлена предпринимательская амнистия. Как Вы относитесь к этой амнистии? Каких результатов Вы от нее ожидали?

На свободу по экономической амнистии вышло уже более 1 600 человек, и при этом бюджет страны пополнился на 1,7 миллиарда рублей. Постановление об объявлении экономической амнистии Госдума приняла 2 июля 2013 года, исполнить предписанное в нем следовало в течение полугода. Как мы помним, главным условием амнистии было то, что осужденный, подозреваемый или обвиняемый предприниматель должен возместить убытки потерпевшей стороне до окончания действия постановления. Возможно, не такое, как ожидалось, большое число амнистированных связано как раз с невозможностью или нежеланием возмещать ущерб. Также изначально предполагалось, что под амнистию должны попасть осужденные более чем по 50 статьям, в итоговом варианте документа осталось 27 статей.

Как, с Вашей точки зрения, повлияет эта амнистия на дальнейшие дела предпринимателей?

Главное, преодолеть сложившуюся систему в правоохранительных органах расценивать предпринимателей как потенциальных преступников. И, конечно, этого не добиться без помощи СМИ. Нельзя решать хозяйственный спор при помощи Уголовного кодекса. Безусловно, реальных мошенников необходимо наказывать. Но большинство дел, с которыми мы сталкиваемся, можно урегулировать в гражданском порядке. Необходимо расширять практику разрешения споров при помощи медиации — примирения сторон во внесудебном порядке с помощью профессиональных посредников. По закону это возможно, даже если одна из сторон — государственное или бюджетное учреждение. Институт Уполномоченного во главе с Борисом Титовым предлагает принципиально изменить процесс возбуждения, расследования и рассмотрения судом уголовных дел по экономическим статьям. Таким образом, следствие будет заниматься только сбором вещественных доказательств, а суд сможет проводить опрос свидетелей. Конечно, должны учитываться и характер взаимоотношений между субъектами предпринимательства, предпринимательские риски и форс-мажорные обстоятельства, которые в бизнесе встречаются довольно часто.

Как вы считаете, каковы основные причины возникновения коррупционных схем в отношениях между предпринимателями и должностными лицами?

Коррупционные схемы — это дорога с двусторонним движением: "обоюдовыгодность" является её отличительной чертой. Чтобы исключить «выгодность» обращения предпринимателя к чиновнику, необходимо внедрить жесткие регламенты на оказание услуг, короткие сроки ответа, минимум необходимых документов и возможность получение услуги в электронном виде.

Насколько распространено в нашем регионе рейдерство?

Какую роль в нем играют представители власти?

Из поступивших ко мне обращений всего 4% касались вопросов рейдерства и коррупции. Наша общая победа — по одной из жалоб возбуждено уголовное дело, а некоторые вопросы взаимоотношений хозяйствующих субъектов рассматриваются сейчас в арбитражном суде.

Что, с Вашей точки зрения, должно делать государство для реального развития бизнеса?

Государство должно, прежде всего, перестать издавать большое количество взаимоисключающих законов, которые мешают или затрудняют развитие предпринимательства. Очевидно, что невозможно работать в обстановке постоянно меняющихся правил игры: бизнесу сегодня нужны четкие правила, которые останутся неизменными достаточно долгий промежуток времени. Тогда предприниматели смогут планировать развитие своей компании.

Те нормативно-правовые акты, которые принимаются на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и имеют отношение к предпринимательской деятельности, должны проходить обязательную общественную экспертизу и оценку регулирующего воздействия на развитие предпринимательства.

Микробизнес надо освободить от налогов, ввести ежегодный патент с символической ценой по виду деятельности. Сейчас патенты существуют, но они невыгодны для мелкого бизнеса из-за неоправданно высокой цены, институт Уполномоченного при Президенте выступает за минимизацию стоимости патентов и расширении сферы видов деятельности. Сейчас такой законопроект уже разработан. Также стоит рассмотреть вопрос о введении в Административный кодекс такой административной меры, как предупреждение, а также снижении шкалы административных штрафов и дифференцированного подхода для микро-, малого, среднего и крупного бизнеса. Необходимо заинтересовывать муниципалитеты в развитии бизнеса на территории, как социально значимой деятельности. Предприниматели развивают ту территорию, где работают, создают рабочие места, снижают социальную напряжённость. Экономически активных людей надо поддерживать, стимулировать и поощрять их деятельность.

И последнее: есть ли вопрос, на который Вы сами хотели бы ответить, но я его не задал? Если да, то задайте его сами и дайте на него ответ.

Обобщить сказанное можно словами одного из предпринимателей, который написал в анкете следующее:

«Что мешает вам осуществлять предпринимательскую деятельность? - Постоянный страх, что завтра придут и все «заберут» либо налоговая инспекция, либо чиновники. Налоговое законодательство позволяет налоговой сначала «накрыть» бизнес, и только потом предприниматель уже доказывает в суде, что государственный орган, возможно, не прав. И очень часто, в этом уже нет смысла, т.к. наложенные штрафы, выемка документов, блокирование счетов, приводят к тому, что бизнес больше не функционирует. Именно в этой сфере, почему-то не работает основной принцип правового государства - презумпция невиновности, т.е. у предпринимателя вина вменена изначально».

"