Posted 5 ноября 2013,, 05:06

Published 5 ноября 2013,, 05:06

Modified 12 ноября 2022,, 09:08

Updated 12 ноября 2022,, 09:08

Спасая озера, спасем себя

5 ноября 2013, 05:06
Спасая озера, спасем себя

Заместитель Председателя Законодательного Собрания Карелии Ирина Петеляева провела заседание Рабочей группы по подготовке проекта федерального закона «Об охране Ладожского и Онежского озер».

После заседания мы поговорили с Ириной Владимировной о том, почему, вообще, тема защиты озер стоит сегодня так остро.

– Не хочу впадать в излишнюю патетику, но защита Ладоги и Онего – это защита будущего Северо-Запада России, в том числе и Карелии. Вокруг водных систем этих озер, без преувеличения, идет вся жизнь людей во всем регионе. Есть основания смотреть и несколько шире: наши озера – крупнейшие пресные водоемы Европы, это стратегический водный ресурс целого континента. Не случайно, многие ученые сегодня считают, что законодательство о защите Ладоги и Онего следовало бы разработать даже раньше, чем закон о защите Байкала, поскольку проблем тут накопилось значительно больше. Как несравнимо больше и население, которое живет под влиянием этих проблем. Поэтому сегодня мы форсируем работу над законопроектом.

– С детства мы читали в книгах о родном крае, что наши огромные озера – «самые чистые». Судя по тому, что говорилось в выступлениях на заседании Рабочей группы, это далеко не так…

– К большому сожалению. Действительно, в первой половине 20-го века вода Онего и Ладоги считалась эталоном чистоты воды во всей Европе. Но начиная с 60-х годов ученые констатируют стремительные и во многом катастрофические изменения качества воды, связанные с развитием промышленности, сельского хозяйства, необдуманного использования водных ресурсов. Никто не может точно сосчитать даже несанкционированные свалки промышленного, бытового и другого мусора и отходов, которыми отравлены все берега. Здесь огромное количество бытовых, промышленных, военных загрязнителей. Страдают и деградируют не только озера и их обитатели. Медицинская статистика констатирует настоящий взрыв заболеваемости, особенно онкопатологии, в Карелии, в Ленинградской области и в Санкт-Петербурге. По детской онкологии – цифры страшные! И ученые напрямую связывают это с изменением качества воды, которую наши регионы черпают из водной системы озер. В конечном счете, спасая наши озера, мы спасаем самих себя, своих детей и внуков.

– Ирина Владимировна, существуют уже несколько вариантов законопроекта на эту тему. Причем часть инициаторов ратует за закон только по Ладожскому озеру, другие говорят об Онежском… Нужен ли, вообще, некий единый федеральный закон? Нельзя ли обойтись региональными законами и нормативными актами?

– Водосборная система озер находится на территории семи субъектов федерации. Как тут «обойтись»? В том и суть, что все мы – население и власти семи регионов – должны в совместной работе обосновать и доказать федеральному центру необходимость особой защиты наших жизненных интересов. Я очень рада, что губернаторы всех семи регионов, в том числе Александр Худилайнен, региональные парламентарии, ученые, общественность – все поддержали наши усилия.

Мне кажется, нам нужен федеральный и именно единый закон, решающий проблемы Онежского и Ладожского озер. Точно так же, как США и Канада договорились о едином режиме использования и защиты Великих озер. Ладога и Онего – это единая водная система с общими проблемами, для чего их разделять?

Собственно, для того и создана наша межрегиональная рабочая группа, чтобы аккумулировать силы всех регионов, их идеи, учесть все интересы – и выйти на устраивающий всех законопроект, который мы вместе будем отстаивать в Москве.

"