Posted 3 сентября 2013,, 05:04

Published 3 сентября 2013,, 05:04

Modified 12 ноября 2022,, 09:10

Updated 12 ноября 2022,, 09:10

Пирожников за столичный статус Петрозаводска

3 сентября 2013, 05:04
Пирожников за столичный статус Петрозаводска
Сюжет
ЛДПР

Сергей Пирожников, депутат Законодательного собрания Карелии (фракция ЛДПР): Каждый районный центр Карелии должен получить дополнительно из республиканского бюджета примерно по 100 миллионов рублей. Такой законопроект готовят депутаты фракции ЛДПР парламента республики.

Предложение губернатора республики Александра Худилайнена принять закон «О столице Карелии» еще на дальних подступах к его рассмотрению в парламенте вызвало общественную дискуссию. Смысл спора не в том, что кто-то возражает против придания Петрозаводску столичного статуса, а в том какая сумма денег должна быть перечислена из республиканского бюджета в казну Петрозаводска на исполнение столичных функций. Без дополнительного перечисления денег в бюджет Петрозаводского городского округа бессмысленным становится сам разговор о столичном статусе. Петрозаводск уже имеет статус столицы Карелии, и никто на него не покушается. В Уставе Петрозаводского городского округа зафиксировано, что город Петрозаводск является столицей Республики Карелия. И тут, в общем-то, нет предмета для дискуссий. Они начинаются, когда возникают конкретные суммы, необходимые на функционирование столицы. Поскольку сама идея о придании Петрозаводску статуса столицы обсуждается давно, то разработчики её посчитали, что для исполнения столичных функций Петрозаводску понадобится примерно пятьсот миллионов рублей. И сейчас этой цифрой оперируют все, рассуждая о предполагаемой финансовой нагрузке проекта закона «О столице» на бюджет республики.

Однако, наша парламентская фракция ЛДПР, изучив ожидаемые столичные финансовые потребности Петрозаводска, пришла к выводу, что сумму, которую уже озвучили наши коллеги из фракции «Единая Россия» придётся удваивать. По нашим расчётам не менее миллиарда понадобится. Первая реакция у оппонентов на нашу инициативу – это, дескать, популизм. Желать, мол, можно чего угодно, и два миллиарда не помешали бы Петрозаводску, но если бюджет республики дефицитный, то чего тогда фантазировать? Соглашусь, это серьёзный аргумент, который действительно ставит под сомнение любую инициативу, не имеющую финансового обеспечения. В текущем году дефицит республиканского бюджета запланирован в размере почти 3,6 миллиардов рублей. Но значит ли это, что предложение нашей парламентской фракции не исполнимо? Мы считаем оно реализуемо (чуть ниже я это на цифрах поясню), и, рискуя вызвать на себя шквал критики, заявляю: проект закона о столице республики следует дополнить такой же финансовой поддержкой районных центров Карелии.

Нужен республиканский законодательный акт, который установил бы, что каждый районный центр получает ежегодно из бюджета Карелии примерно по сто миллионов рублей. Если в этой связке рассматривать два законопроекта (о столице и райцентрах), то депутаты Законодательного собрания, представляющие муниципальные районы, охотно поддержат губернаторскую инициативу. То есть к прогнозируемому миллиарду (в редакции ЛДПР) следует добавить примерно ещё 1,5 - 1,7 миллиарда для райцентров, которые пойдут на решение коммунальных проблем районных городов и городских поселений. Теперь о самом главном – о деньгах, откуда их брать. Для начала напомню о не столь давней по времени дискуссии, развернувшейся в Карелии, когда наша республика была поставлена перед фактом, что Костомукшский горно-обогатительный комбинат, пользуясь новыми фискальными нормами, предпочёл значительную часть налогов платить не в Карелии, а вывести эту сумму, равную примерно трём миллиардам, в тот субъект Федерации, куда собственникам комбината было выгоднее. Подчеркну, это была законная финансовая операция (федеральный центр дал на нее добро), но не учитывающая интересов жителей Карелии.

В результате вывода налога Костомукшского ГОКа республика не досчиталась более 10 процентов ожидаемых годовых доходов. Зато ОАО «Карельский окатыш» отчитался, что прибыль предприятия по итогам 2011 г. составила 21,3 миллиарда рублей. Собственники компании «Северсталь», в состав которой входит Костомукшский ГОК, радовались, а жители Карелии нет. Образно говоря, сладкий плод достался «консолидированному налогоплательщику» (ради них разработана была новая схема сбора налогов), а отходы производства (погубленная природа, ухудшение экологии и проч.) сбросили на нас, жителей республики. Правительство Карелии пыталось возражать против этого, письма писало в федеральные органы власти, но результат – нулевой. Вот эти три миллиарда и нужно вернуть Карелии, и их вполне хватит нам, чтобы финансово обеспечить функционирование столицы Карелии и её районных центров (в сумме где-то 2,7 миллиарда, если по максимуму брать).

Скептики скажут на это, что федеральный центр в очередной раз проигнорирует наше требование компенсировать налоговую потерю. Наверное, так оно и будет, если не требовать этого, как то делает, например, Чеченская республика. Не так давно было обнародовано, что Чечня надеется получить на свое развитие от федерального центра до 2025 г. 498 миллиардов рублей. Если исходить, что это план на 12-13 лет, то выходит, что ежегодно руководство Чечни планирует получать из федерального бюджета 45,2 миллиардов рублей. Это, к слову сказать, в семь раз больше годового дохода республики (при консолидированном бюджете Чечни в 61,4 млрд. руб., собственные ее доходы составляют всего 6,4 миллиарда).

Сравните, Карелия зарабатывает более 25 миллиардов рублей, это прогнозный показатель нашего с вами дохода в текущем году, из этой суммы чуть более пяти миллиардов получим в виде трансфертов из федерального центра. А Чечня зарабатывает 6,4 миллиарда, а выгребает из федеральной казны, не скромничая. Есть такое понятие, как фактическая бюджетная обеспеченность населения, под этим имеется в виду отношение доходов регионального бюджета (с учетом федеральных дотаций) в расчете на одного жителя к среднероссийскому показателю. По данным Минфина России фактический уровень бюджетной обеспеченности Чечни в 2010 г. составлял 174%, в 2011 году — 115%, в 2012 году — 107%.

Даже если иметь в виду то обстоятельство, что часть этих денег идет на программу строительства жилья, разрушенного в ходе «чеченской войны», то и тогда эти цифры впечатляют. Будем говорить, откровенно, в Карелии без всякой защиты конституционного строя, что происходило в Чечне во время войны, практически разрушена за последние десять лет экономика. По некоторым данным промышленная инфраструктура нашей республики ликвидирована процентов на семьдесят. И мы сегодня даже больше нуждаемся в помощи федерального центра, потому что в той же Чечне демографический рост наблюдается, а наше население вымирает. Для меня лично нет вопроса, кто больше нуждается в финансовой поддержке со стороны федерального центра. Когда лидер ЛДПР В. Жириновский заявил, что жители республик Северного Кавказа живут за счет федеральной казны, сами ничего в нее не привнося, то на него обрушились с руганью руководители Северного Кавказа. Но разве это не правда? Правда. Чтобы убедиться в том достаточно посмотреть официальные данные Росстата.

И поддержка эта должна быть многоканальной: правительство России, распределяя бюджетные деньги, обязано сделать так, чтобы на душу населения мы получали не меньше, чем жители Чечни. И в рамках этой же задачи правительство должно изменить собственную фискальную политику, заставив предприятия выплачивать налоги там, где они непосредственно работают. Костомукшский ГОК налоги должен платить в бюджет Карелии. 3 миллиарда рублей должны работать на жителей республики.

Я понимаю, что губернатору А. Худилайнену, назначенному на эту должность президентом страны, невозможно ничего требовать (он интегрирован в вертикаль власти), но никто не запрещает депутатам формулировать любые требования к федеральному центру, в том числе настаивая и на равном финансовом обеспечении всех граждан страны. Жители Карелии не должны обделяться финансово, все граждане России должны быть в равном положении.

Поэтому с уже отклоненной просьбой – а на запросы правительства Карелии нет никакой реакции - нужно снова и снова идти к руководству страны, используя для этого возможности нашего Законодательного собрания. Наша фракция будет инициировать такой запрос на имя президента В. Путина, будем обращаться с ним же в Государственную Думу и Совет Федерации. Уверен, мы сумеем доказать свою правоту. Потому законопроекты о столице Карелии и финансовой поддержке районных муниципальных центров следует принимать на одной из осенних сессии Законодательного собрания Карелии уже в этом году.

Материал подготовлен Пресс-службы ЛДПР.

"