Posted 14 сентября 2015,, 09:36

Published 14 сентября 2015,, 09:36

Modified 12 ноября 2022,, 08:36

Updated 12 ноября 2022,, 08:36

Так не доставайся же ты никому

14 сентября 2015, 09:36
Так не доставайся же ты никому
Сюжет
Статьи

Парадоксом ознаменовалась нынешняя выборная кампания в селе Шелтозеро Прионежского района, где жители в минувшее воскресенье проголосовали «против всех». В самом факте такого протестного голосования, возможно, ничего удивительного нет. Оно в той или иной степени всегда является реакцией населения на действия того уровня власти, который им предлагается выбрать. Проще говоря, мотивация такая: «Да пошли они все подальше». В шелтозерской ситуации поразительно другое: подобный протест активно инспирировала… первое лицо этой самой местной власти. А именно глава поселения Ирина Сафонова.

С организацией выборов 13 сентября в Шелтозере изначально все не было гладко. Прокуратуре пришлось через суд добиваться того, чтобы они вообще состоялись, ибо местная администрация отказывалась выделять необходимую сумму. Ирина Сафонова тогда мотивировала это тем, что, мол, бюджет поселения бедный, для него такие деньги – 55 тысяч рублей – непосильная нагрузка. Но суд эти доводы не воспринял: то, что очередные выборы, когда заканчивается срок полномочий, неизбежны, местные власти прекрасно знают. И по закону предусмотреть средства на это обязаны.

Поэтому столь явное противодействие выглядело как минимум странным. Да, Шелтозеро, как и все поселения, в деньгах, конечно, не купается. Но ситуация здесь получше, чем во многих других муниципальных образованиях, поскольку помогает статус национального, то есть вепсского, поселения. К Шелтозеро как к месту компактного проживания коренного населения всегда было повышенное внимание республиканских властей. Село постоянно участвует в различных программах: за последние 10 лет з десь было построено несколько современных объектов, появились новая школа, современный детский сад, отремонтирован Вепсский этнографический музей. Летом этого года по программе поддержки местных инициатив открыли игровые площадки у школы и детского сады, на это региональный бюджет выделил почти полмиллиона рублей. Мог бы появиться и комплекс уличных тренажеров, за что жители Шелтозера проголосовали на народном сходе. Но местная администрация, как сообщали СМИ, на сей раз не подала документы для участия в программе. Впрочем, все шансы есть в 2016 году.

В общем, перечислять, что сделано при помощи района и республики (и на что у местных властей, конечно, объективно никогда бы не хватило денег) можно долго. В своей агиткампании, забегая вперед скажем, Ирина Сафонова как-то очень лихо приписала все достижения себе лично и своей администрации. Ну да ладно, речь не об этом. А о действиях местной администрации, которые фактически были направлены на срыв выборов – а как еще назвать отказ выделять деньги на проведение голосования? Зачем это понадобилось решившей остаться еще на один срок в кресле главы Ирине Сафоновой? Боялась, что земляки по каким-то причинам за нее не проголосуют, что ли?

Как бы то ни было, ясно было, что подобный саботаж, скажем так, ничего не даст, суд, естественно, обязал профинансировать организацию выборов. Тогда Ирина Сафонова включилась в предвыборную гонку и начала строить свою агитацию на конфликтной позиции с районными властями. Поводом, в частности, стало предложение руководства шелтозерской школы переселить местную администрацию из здания учебного учреждения в другое. Школе нужны эти площади, чтобы построить на них две квартиры для приехавших в село учителей. А чиновникам был предложен иной вариант: переехать в муниципальную квартиру, как это сделала, например, администрация Деревянки… Шелтозерским чиновникам это не понравилось и даже некоторые республиканские СМИ рассказали, как «забижают» сельскую власть. На самом деле, неглупый ход, рассчитанный на то, что местные жители пожалеют «своих» чиновников, якобы притесняемых «чужими», районными. А про то, сколько помощи от района, от республики, от федерального центра пришло, как уже было сказано, за эти годы в село, не вспомнят.

Но агитационные усилия главы поселения грозили пропасть втуне, поскольку Прионежский районный суд отменил ее регистрацию в качестве кандидата. Причем решение это подтвердил Верховный суд Карелии, где Сафонова пыталась обжаловать вердикт районного суда. Хотя основания для отмены регистрации были действительно неоспоримыми: кандидат не указала в подписных листах, что является депутатом Совета Прионежского муниципального района. Здесь, надо полагать, никакого умысла не было: невнимательность, возможно, плохо сработали специалисты, готовившие документы Сафоновой. А сама глава поселения, не исключено, настолько увлеклась уже к тому моменту своей агиткампанией, что таких «мелких» нюансов не заметила. Но закон есть закон, а он трактует подобное как недостоверные сведения о кандидате. И никакого иного решения, кроме как отказать в регистрации, Прионежский районный суд и Верховный суд Карелии принять не могли.

И что тогда делает Ирина Сафонова? Начинает действовать в духе «так не доставайся же ты (должность главы поселения, то есть) никому». Никому – в смысле из зарегистрированных кандидатов. Глава поселения переориентирует свою агитацию. Шелтозерцев начинают бомбардировать призывами голосовать против всех (по крайней мере, в газете, издаваемой местной администрацией, все подается именно в таком контексте). За несколько дней до выборов в Шелтозеро были распространены официальные приглашения участковой избирательной комиссии, на которых неизвестным лицом был размещен соответствующий призыв – не отдавать свой голос никому из кандидатов. Сейчас правоохранительные органы, насколько известно, проводят проверку. Проверяются и другие сведения: о том, как уже непосредственно сама Сафонова в день голосования убеждала земляков голосовать против всех. Если это найдет свое подтверждение, то налицо будет факт откровенно незаконной агитации в день выборов.

Но суть даже не в этом. Сафонова добилась, по сути, одного: того, что бюджету Шелтозера придется раскошелиться на проведение еще одних выборов, и в самое ближайшее время. То есть вначале, получается, глава поселения сетовала, что даже на одну «плановую», так сказать, избирательную кампанию денег в местной казне нет. А теперь поставила Шелтозеро перед необходимостью искать еще несколько десятков тысяч рублей. Очень любопытная «забота» о бюджете и о народе…

Да, есть, конечно, в этой ситуации и вина районных властей, которым, видимо, следовало все-таки объяснить жителям, что агитаторы «против всех» совсем не против всех агитируют, а за то, чтобы местная чиновница хоть мытьем, хоть катаньем сохранила свой пост. И что никто, кроме Ирины Сафоновой, не виноват в том, что она не смогла должным образом оформить свои документы на регистрацию в качестве кандидата. И теперь она, пользуясь своим административным ресурсом, по сути, ставит земляков в положение заложников – хотя могла бы, если бы внимательнее отнеслась ко всем процедурам, нормально участвовать в предвыборной кампании и на деле проверить, поддерживают ли ее жители. Но случилось так, как случилось. Теперь шелтозерцам надо готовиться к новым выборам, уже через пару, видимо, месяцев. И какие расходные статьи – содержание дорог, уборку мусора или еще какие-либо – придется урезать, чтобы провести новое голосование, пока неясно. Судя по всему, получится, что глава поселения в итоге наказала рублем своих же избирателей.

"