Posted 13 декабря 2016,, 09:10

Published 13 декабря 2016,, 09:10

Modified 12 ноября 2022,, 08:09

Updated 12 ноября 2022,, 08:09

Яблочный уксус

13 декабря 2016, 09:10
Яблочный уксус

В середине 90-х познакомился с авторитетным в ту пору «яблочником», до сих пор весьма знающим. Чем, кроме человеческих качеств, он меня привлёк? Прежде всего, здравым смыслом, который по определению не может быть партийно-ангажированным. Но главное, на что рассчитывали тогдашние «яблочники», это пример гражданской ответственности – в пику интриганству других. Собственно я бы и сейчас подписался под многим, во что он тогда верил. Но вера – верой, а жизнь – жизнью… Сегодня я хотел подвести итоги карельского года, рассказать о том, что обнадёживает и что настораживает. Но, видно, пока – не судьба: взгляд зацепился за очередной пассаж, который, казалось бы, иллюстрирует заботу политика о простых согражданах. Но уже скоро открыл блокнот с номерами не часто вспоминаемых телефонов.

Впрочем, всё по порядку, хотя и без нюансов. На известном общероссийском финансовом фоне Карелии всё-таки повезло. Федеральный центр выделил ей дополнительные полтора миллиарда рублей. Их-то, разумеется, в увязке с другими статьями расходов, распределяли депутаты республиканского парламента. В ходе обсуждения столкнулись сторонники двух подходов. Первый – «распылить» эту сумму тонким слоем по всем нуждающимся, тем более что в таковых недостатка нет. Второй - направить её на уже готовые проекты – чтобы с места в карьер их продвинуть, а лучше – завершить. В итоге «победили» вторые. Вполне понятны доводы и реакция «первых»: их депутатская задача состоит в поддержке, прежде всего, своих избирателей. В частности, в Сегеже, где действительно необходимо реконструировать детскую поликлинику, фактически отстроить её заново. Повторим, депутату здесь действительно есть, чем заняться. Например, привести такие доводы, которые учли бы те, кто принимает решение. А лучше – найти дополнительные деньги, попутно мобилизовав муниципальные власти на преодоление своей дистанции к цели. Но если «сегежские аргументы» не «перебивают» общекарельские, а дополнительных средств никто не предложил, то прими во внимание позицию с тобой не согласных - они что, враги народа?!

Подчеркнём: никто о поликлинике не забыл. И данные на этот счёт обещания - в силе. Ещё летом этого года по сегежскому объекту заключён госконтракт с проектной организацией. Разработанные ею документы уже в ноябре представлены для заключения государственной экспертизы. Госэкспертизой названа предварительная стоимость работ - 60 млн. рублей. Для ясности повторим: окончательно утверждённой проектно-сметной документации по сегежской поликлинике пока нет. Следовательно, нет основания для выделения денег, в том числе, символических. Иными словами, работа идёт, работа осмысленная, насколько позволяет бюджет. И ходе 2017 года она может существенно подвинуться. Большего ни один ответственный начальник не гарантирует, ибо выбирать приходится в пользу тех строек, которые можно сдать. А как на месте этого начальника поступали бы вы?

Но в нашем парламентском случае нашёлся депутат, который с этой логикой не согласился. Сначала он объявил, что начнёт голодовку, и даже пригрозил поселиться на раскладушке в вестибюле здания правительства Карелии. Потом наступила череда интернет-флешмобов на всю ту же тему: даёшь поликлинику! Разумеется, на всё это отреагировали, прежде всего, СМИ, тем более, что депутат принадлежит к оппозиционной «яблочной» фракции. Здесь самое время прервать диалектическое единство «почему?» и «зачем?», то есть, между объяснением причин и раскрытием намерений.

Вот и пришлось обратиться к давешнему «яблочному» знакомцу. Собеседник ничего не знает о Сегеже, совсем мало - о депутате, но кое-что - о «яблочной» кухне. По его сведениям, руководство партии весьма болезненно отнеслось к результатам сентябрьских выборов. Есть такие, кто считает, что ответственность за них следует возложить на председателя партии Эмилию Слабунову. А ведь её избранием в прошлом декабре рассчитывали продемонстрировать не только «столичное», но общероссийское (то есть, «глубинное») «укоренение» партии. А женское (материнское, учительское) лицо «яблочников» (в отличие, например, от псковского и мужского) должно было привлечь традиционно более отзывчивый женский электорат. Но получилось, как получилось. И дело тут в системном сбое, а не только в не полученных 3 процентах голосов, обеспечивающих партийный бюджет госсредствами. На кону - перспективы фактического лидера партии Григория Явлинского, уже включившегося в президентскую кампанию, во всяком случае, заявившем о себе как претенденте. Не менее существенно, что карельская «глубинка», выдвинувшая г-жу Слабунову в председатели, не дала и половины голосов, на которые «социологически» рассчитывали руководители партии. Прочие, порой более яркие обстоятельства анализировать не будем, хотя почему бы их не упомянуть? Это и не самые сложившиеся отношения Эмилии Эдгардовны с целым рядом лиц, важных для «яблочников» (чаще упоминают Председателя ЦИК Эллу Памфилову), и не самые убедительные телевыступления «яблочного» председателя, и политическая двусмысленность ряда её заявлений, скажем, «итоги выборов не признаём, но в региональных парламентах, куда мы прошли, останемся». Перечень не просто неполный и даже «щадящий».

Есть и такое, о чём вслух не говорят, но прекрасно понимают на «яблочном» (и не только) верху. Дело в том, что неистовость г-жи Слабуновой в низвержении нынешнего главы Карелии наводит на мысль о «некритическом» подходе к «питерским». К которым принадлежит и… В то же время сколько-нибудь прогнозируемые перспективы партии и её лидера – Григория Явлинского – связывают не с абстрактным политическим полем России, а со статус-кво, которое никто из серьёзных политиков не намерен расшатывать. Таким же «романтизмом», повторим, веет и от регулярных мантр-предвосхищений отставки карельского губернатора.

Увы, межличностый расклад на «яблочном олимпе» не позволяет дать полный назад к декабрю 15-го. По прогнозу моего собеседника, Эмилии Эдгардовне дадут «партийное поручение» - выставить свою кандидатуру на выборах карельского главы: победите – честь вам и хвала – поддержим, поможем, будем гордиться… Нет – что ж, партийный «олимп» - не место для утешений. Но сама г-жа Слабунова, по всей видимости, не торопится с таким, вот, возвращением в Птз, ибо шансов на избрание… сами понимаете.

На волне таких раздумий и возник замысел создать в заксобрании региона «Оппозиционный блок «Карельский объединённый фронт в защиту интересов жителей Карелии». Возник у того, кто сам баллотироваться, как мы догадываемся, не хочет. А он, этот блок, в свою очередь, должен выдвинуть беспартийного кандидата (раз уж фронт-то межфракционный!) А раз так, то на память приходят две «околояблочные», но формально внепартийные кандидатуры – во-первых, Андрей Рогалевич, тот самый сегежский депутат, и известная в Птз Галина Ширшина. Правда, отношение к ней даже на «яблочной кухне», скажем так, не однозначное. Хотя бы потому, что её знают лучше, чем Андрея Сергеевича. Победителей из них вряд ли вырастишь. Но авторитет «Яблока», по крайней мере, одного из партийных лидеров при этом вроде бы не пострадает. Однако подчеркнём: в «яблочной» верхушке мнения на этот счёт расходятся. Хотя кто откажется от известности – пусть и про запас?

Если сказанное принять на веру, то Андрею Сергеевичу действительно выпал шанс пропиариться, причём в общероссийском, если повезёт, масштабе. Только причём здесь поликлиника с госэкспертизой?

"