Posted 3 сентября 2015,, 08:30

Published 3 сентября 2015,, 08:30

Modified 26 октября 2022,, 07:36

Updated 26 октября 2022,, 07:36

Явка с повинной?

3 сентября 2015, 08:30
Явка с повинной?
Сюжет
Статьи

«Яблочницы» Попова фактически признались в приводе голосовальщиков на довыборах в Петросовет. А что им еще оставалось делать, если босс и спонсор отправил их на скамью подсудимых?

История двух женщин, много лет работавших на избирательную машину Василия Попова, очередной, но очень яркий пример, как «яблочный» спонсор относится к картам в своей колоде. Будь ты хоть дама, хоть валет, хоть шестерка – играешь не ты, играют тобой. Но любая игра рано или поздно заканчивается. Для Галины Карасовой и Нины Васильевой на сей раз затеянная Поповым игра вышла боком.

«Люди из команды мэра»

Напомним, что «яблочницы» обвиняются в предвыборных махинациях во время голосования на довыборах в Петросовет в сентябре прошлого года. Тогда предстояло избрать двух депутатов на образовавшиеся вакантные места. И Попов выставил целый десант своих кандидатов: и основных, и технических. Силы были брошены серьезные, «яблочному» спонсору, у которого дела шли все хуже, в том числе в его бывших вотчинах вроде Прионежья и Олонца, надо было во чтобы то ни стало продемонстрировать, что списывать его «агитационную армию» со счетов еще рано. Мы вам, дескать, еще всем покажем.

Но чем ближе был день голосования, тем яснее становилось, что показать ничего не получится. Какой фактор стал решающим в отторжении кандидатов от Попова избирателями (выборы были, напомним, проиграны с феерическим треском)? Может быть, сомнительные моменты в биографиях некоторых членов этого десанта – например, Светланы Чечиль, сестры Попова, уже засветившейся к тому моменту в уголовной истории о распоряжении землей в Прионежье, где она некогда возглавляла местную администрацию. Сыграли роль, очевидно, и непродуманные попытки активно привязать этих кандидатов к мэру Галине Ширшиной. В поповском избирательном штабе почему-то посчитали, что ярлык «люди из команды мэра» сыграет «яблочному» десанту на руку. Но вышло совсем наоборот: во-первых, к Ширшиной у горожан к тому времени уже накопилось слишком много претензий. В том числе и то, что вместо городского хозяйства градоначальница с головой ушла в «политику». Очередное подтверждение тому в виде «яблочной» избирательной кампании, где Ширшину пытались прицепить, можно сказать, паровозом, вызвало только еще большее раздражение у петрозаводчан. Во-вторых, выглядело это все так, что формально беспартийный мэр (исполнительная власть) пропихивает в депутатские кресла (представительную власть, которая должна, в том числе, мэрию контролировать) своих людей. Совершенно неприкрыто. Какая могла быть на это реакция избирателей? Конечно, только отторжение.

Почему этого не учли в поповском избирательном штабе, в принципе, понятно. Они же привыкли эксплуатировать тему, что являются якобы «оппозицией». Но, проведя в мэры своего кандидата Ширшину, после волны эйфории обнаружили побочные эффекты: власть – это, оказывается, не только пить и есть всласть. Надо еще хоть как-то управлять городским хозяйством, хотя бы пытаться решать ворох городских проблем. И нести за это ответственность, которую ни на кого не свалишь. А они не могут, не обучены-с…

Вот только поняли это «яблочники» Попова слишком поздно, и в рядах началась паника – когда стало ясно, что мимо депутатских кресел их кандидаты с большой вероятностью пролетают. И вот тогда Попов засуетился. Вначале «яблочный» спонсор лично (тогда он еще не был в бегах за границей) прибежал в территориальную избирательную комиссию и, выражаясь официальным языком, пытался «пристально выяснить» некоторые вопросы ее деятельности. Что стоит за этой обтекаемой формулировкой, думается, всем понятно. Потом в комиссию пришла мэр Ширшина. Удалились они (несолоно хлебавши?) вместе.

А затем произошло то, что и стало в итоге предметом уголовного разбирательства. Обратимся к сути обвинения. Как считает следствие, во время выборов в Петросовет 8-9 сентября 2014 года (в преддверии Единого дня голосования), будучи руководителем предвыборного штаба партии «Яблоко», Галина Карасова намеренно саботировала работу избирательного участка и фактически сорвала на нём досрочное голосование. Символично, что участок этот располагался в здании мэрии по адресу проспект Ленина, 2.

«За свою «работу» провокаторы тогда получили солидное денежное вознаграждение. В результате многие жители Петрозаводска так и не смогли реализовать свое гражданское право. Кроме всего прочего в ходе следствия были выявлены факты прямого подкупа координаторами «яблочного» штаба потенциальных избирателей, которым они по её приказу предлагали и выплачивали денежное вознаграждение за голоса, отданные в пользу кандидата от партии «Яблока», - сообщалось в СМИ.

Сейчас уголовное дело, в рамках которого было собрано множество видеоматериалов, аудиозаписей и получено 53 свидетельских показания, уже рассматривается в Петрозаводском городском суде. Учитывая доказательную базу, неудивительно, что сами обвиняемые «яблочницы», Карасова с Васильевой, отрицать, что организовывали массовый приход голосовальщиков, не посмели. Как написало подконтрольное Попову СМИ, «стали звонить своим знакомым, избирателям, поддерживающим кандидатов от карельского «Яблока». Те пришли, чтобы проголосовать, заняли очередь…» При этом поповское окружение пытается оправдаться, что хотело якобы «предотвратить скупку голосов» какими-то другими неустановленными людьми.

«Подкупная кампания»

Ага. Наверное, так же «предотвратить», как, например, в 2002 году в Пудоже. Тогда сам Попов рвался в депутаты Заксобрания. И даже дорвался, но ненадолго. Вскоре он с позором лишился депутатского мандата, поскольку Верховный суд России (!) признал, что добыл его «яблочный» спонсор с помощью откровенного подкупа избирателей. Подконтрольная ему газета под предлогом якобы «подписной кампании» (проводившейся исключительно в тех населенных пунктах, которые входили в избирательный округ, где баллотировался Попов) организовывала застолья для местных жителей с чаем и чем покрепче (то есть практически спаивала свой потенциальный электорат?). И щедро дарила, так сказать, «подарки». Естественно, ноу-хау «яблочники» не изобрели, но по масштабу и циничности «подкупная кампания» настолько превзошла все нарушения, которые когда-либо имели место, что скандал вылился на общероссийский уровень, о нем писали даже федеральные СМИ.

Спустя несколько лет разгорелся еще более громкий скандал, когда стало известно, что Попов на выборах в Заксобрание уже следующего созыва торговался со своим конкурентом. «Яблочный» спонсор вел тогда своего кандидата в парламент, но за 300 тысяч долларов обещал его снять с предвыборной гонки. Ну и заодно прекратить вал дискредитирующих конкурента статей в своих СМИ. Было возбуждено уголовное дело, суд признал Попова виновным в вымогательстве и приговорил к семи годам лишения свободы условно (то есть легко тогда отделался «яблочный» спонсор).

А выборы мэра Петрозаводска, на которые, как сам Попов признавался, он потратил миллион долларов? Тогда по квартирам горожан активно ходили агитаторы за «яблочного» кандидата Эмилию Слабунову (которая впоследствии по суду была снята с выборов за нарушения в финансовой документации). Работавшие на Попова-Слабунову люди принялись собирать подписи в поддержку своего кандидата. Хотя «яблочнице», как партийному выдвиженцу, это было совершенно не нужно – закон таких кандидатов от сбора подписей освобождает. Зачем это было затеяно, прояснилось быстро. Когда другие кандидаты, которым подписи как раз необходимо было собрать, пошли по тем же квартирам, многие горожане (особенно не разбирающиеся в тонкостях предвыборного законодательства бабушки) оказались убеждены, что они теперь… обязаны голосовать за Слабунову.

«То, что подписная кампания является не только инструментом агитации, но ещё и способом подкупа избирателей – тоже известно. В нашем «чёрном» списке уже несколько петрозаводских домов, куда приходившие агитаторы, собиравшие здесь подписи, доверительно предлагали гражданам немного подзаработать (такса – 500 рублей за голос). Тех, кто соглашался, вписывали в отдельную «авансовую ведомость», предлагая за «сотрудничество» энную сумму, а работа не хлопотная – самому прийти в день голосования на избирательный участок и ещё несколько избирателей с собой привести», - писал тогда сайт politika-karelia.ru

Словом, методы работы «яблочной» команды все упомянутые истории (можно вспомнить еще и скандал с черной кассой Попова иллюстрируют ярко. И «лепет оправдания», что, мол, это Карасова с Васильевой так чистоту выборов блюли, слышать даже не смешно. А если еще учесть настоящий информационный террор, который поповские СМИ развернули против избирателей, пришедших проголосовать за других кандидатов... Этих людей публично как только не обзывали (и продолжают обзывать). «Алкаши»… «В глазах читалось отсутствие гражданской позиции...» (убойное «доказательство». А в глазах приведенных Карасовой и Васильевой голосовальщиков что читалось, интересно?) Размещали их фото с соответствующими комментариями в духе - пригвоздить к доске позора этих отщепенцев. То есть давление было просто беспрецедентным, нарушающим уже не законодательство даже, а все элементарные этические нормы. А ведь кому-то из этих людей еще предстоит решиться давать показания в суде – учитывая, какой грязью их обольют в очередной раз «яблочные» СМИ…

Но вся эта истерика в «яблочных» газетах-интернетах – в общем-то, только потому, что наконец-то поймали за руку. И отпереться никак не получается. Может, пора все-таки брошенному своим спонсором «яблочному» окружению вспомнить, что чистосердечное признание и раскаяние облегчает участь? И что таскать для Попова каштаны из огня – дело в итоге, выходит, неблагодарное?

"