Posted 3 марта 2017,, 07:14

Published 3 марта 2017,, 07:14

Modified 12 ноября 2022,, 08:05

Updated 12 ноября 2022,, 08:05

Нет желающих?

3 марта 2017, 07:14
Нет желающих?
Сюжет
Статьи

До выборов главы Карелии осталось чуть больше полугода. 10 сентября 2017 года в республике будет избран новый губернатор, с которым затем нам предстоит прожить следующую пятилетку. Удивительно, но по сию пору ни один кандидат на должность главы Карелии не заявил о своих политических амбициях. Присланный президентом страны В. Путиным в Карелию бывший главный судебный пристав России Артур Парфенчиков, ныне исполняющий губернаторские обязанности, — не в счёт. Разумеется, его фамилия будет в бюллетене для голосования, партия власти уже отрядила его для участия в губернаторских выборах. А кто ещё, кроме него? Полгода осталось, а ни одна политическая партия даже не обозначила своего кандидата в губернаторы.

А ведь бороться за пост главы Карелии смогут только партии. Таков закон. Лишь партиям предоставлено право выдвижения кандидатов в губернаторы. Если представить, что все парламентские партии, имеющие свои отделения в Карелии, в конце концов решатся на участие в губернаторской гонке, то кандидатов тогда будет пятеро: от «Единой России» (её кандидат известен – это Артур Парфенчиков), от ЛДПР, КПРФ, «Справедливой России» и «Яблока» — не известно кто рискнёт заявиться. Потому о других выдвиженцах приходится говорить в предположительном тоне, как о возможных участниках предвыборной гонки. Скажем, при наличии авторитетных партийных лидеров в региональных отделениях, могли бы побороться за исполнительную власть первые лица партийных советов и комитетов. Но ни одна партия не имеет в Карелии популярных в обществе вождей, чтобы побеждать с ними на губернаторских выборах (эта оценка относится и к региональному отделению «Единая России»). Потому участие руководителей республиканских парторганизаций будет скорее формальное, если вообще такое произойдёт. Таким образом партии обозначат своё политическое присутствие в Карелии, а бороться станут отнюдь не за губернаторство («единороссы» с Парфенчиковым тут исключение из правил), а за расширение числа своих сторонников в республике, имея в виду какие-то иные избирательные кампании.

И второй возможный вариант – это когда руководство парламентских партий направит статусных государственных деятелей, например, депутатов Госдумы, на выборы в Карелию, но опять же в целях расширения послезавтрашних электоральных ресурсов.

Закон о выборах главы Карелии — пока в проектном его виде, но концептуально он не изменится — не предполагает участия в губернаторской гонке кандидатов-самовыдвиженцев. Когда одноканальная модель выдвижения кандидатов (только партиями) узаконивалась, то желалось таким образом стимулировать развитие политической многопартийной системы. Задайтесь вопросом, способен ли любой гражданин, проживающий в республике, реально бороться за губернаторскую власть? Допустим, что институт самовыдвиженчества существовал бы, и кто тогда мог им воспользоваться? На наш взгляд, это по силам либо партиям, имеющим организационные структуры и деньги, либо бизнесу, готовому вкладывать средства в организацию предвыборной кампании. Соответственно, только крупный бизнес смог бы заявиться со своим кандидатом, якобы самовыдвиженцем, на губернаторских выборах, конкурируя с партиями. Хотя практика прямых выборов глав регионов вернулась в Россию относительно недавно, но нет примеров в стране, когда бы «деньги», образно говоря, бросали вызов «власти».

А если станем умозрительно рассуждать и представим, что закон допустил кандидатов-самовыдвиженцев до участия в выборах, то, выходит, что они оказались бы тогда не в равных условиях с партийными кандидатами, потому как им пришлось бы собирать подписи депутатов и глав муниципальных образований (преодолевать так называемый семипроцентный «муниципальный фильтр»), а потом ещё потребовалось бы для своей регистрации собирать подписи избирателей. Модельная нормативная база по организации выборов глав в субъектах Федерации предполагает, что число таких подписей может варьироваться от 0,5% до 2% от численности избирателей, для Карелии это означало бы заручиться поддержкой от 2700 до 10800 человек.

Так что присутствие или отсутствие кандидатов-самовыдвиженцев в губернаторы и не демократизирует выборы, и не является признаком их недемократичности.

Самой дискуссионной темой остаётся необходимость прохождения кандидатами в губернаторы «муниципального отбора». Чтобы зарегистрироваться кандидатом на пост главы Карелии необходимо собрать семь процентов подписей от списочного состава депутатов и глав муниципальных образований (по предварительным подсчётам потребуется 88 подписей). Вроде бы и немного, если иметь в виду, что общее количество депутатов и глав поселений порядка 1220 человек (цифра эта плавающая, поскольку от выборов к выборам меняется количественное представительство в органах местной власти, например, в нынешнем мае в ряде районов состоятся довыборы и, следовательно, ещё десять мандатов добавятся). Однако, собрать 88 нотариально заверенных подписей депутатов и глав поселений будет не просто, потому что по своей партийной принадлежности эти представители местной власти либо члены партии «Единая Россия» (65%) либо прислонены к ним как самовыдвиженцы (здесь статистический ряд смутен числом, но, полагаем, не менее 70-75% из списка побеждавших на местных выборах можно смело включать в «единороссовский» актив). И это означает, что собрать требуемые 88 подписей, причём обязательно на территории как минимум 14 районов и городских округов, без доброй воли на то руководства «Единой России» практически невозможно.

И надо понимать, что это не карельские законодатели установили такие драконовские правила регистрации кандидатов в губернаторы. Во-первых, это федеральное установление, имеющее смыслом своим понудить партии бороться за местную власть. Ведь понятно, если партия не представлена на муниципальном уровне, то ей и не стоит рассчитывать на участие в губернаторских выборах. А, во-вторых, депутаты Заксобрания Карелии, ещё прежнего созыва, в котором у «единороссов» не было большинства мандатов, проголосовали за минимальный для российского Северо-Запада процент «муниципального порога» — в 7% (хотя позволительно было федеральным законом и 5% установить). Из одиннадцати регионов Северо-Западного федерального округа в шести субъектах Федерации депутаты парламентов остановились на семипроцентной проходной муниципальной норме для регистрации кандидатов на должности глав регионов: Вологодская, Ленинградская, Псковская, Калининградская, Мурманская области и Карелия. На восьми процентном «муниципальном фильтре» остановились в Архангельской области, и четыре региона выбрали для себя наивысший барьер в 10% (Новгородская область, Коми, Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ).

В течение марта-мая партии должны подготовить предвыборную инфраструктуру, потому как 1 июня принято будет решение о назначении выборы на пост главы Карелии. Как только это случится, у партий возникает необходимость – из тех, кто желает участвовать в губернаторских выборах – начинать действия по выдвижению кандидатов, на что отводится 30 дней, а само это действие (выдвижение) можно будет осуществить хоть прямо в день опубликования решения о назначении выборов.

Партия выдвигает кандидата, а дальше он с пакетом документов для регистрации приходит в Центризбирком Карелии, сдаёт их, ему разрешают открыть избирательный счёт для организации собственных выборов и он получает право на проведение сбора подписей (исполнение муниципальной семипроцентной повинности). Максимально можно 40 дней заниматься сбором подписей. После того как данный этап будет преодолён, кандидат после его регистрации в Центризбиркоме, получит статус зарегистрированного кандидата на пост главы Карелии. И тогда уже – прямая дорога к победе открывается.

"