Posted 2 сентября 2015,, 09:00

Published 2 сентября 2015,, 09:00

Modified 12 ноября 2022,, 08:37

Updated 12 ноября 2022,, 08:37

Ложь такая прекрасная вещь, что не стоит ей злоупотреблять

2 сентября 2015, 09:00
Ложь такая прекрасная вещь, что не стоит ей злоупотреблять
Сюжет
Статьи

На днях известный карельский политик и бизнесмен Василий Попов порадовал читателей очередным интервью-посланием, весьма разнообразным по темам на сайте «Столица на Онего». Но так как «политика есть самое концентрированное выражение экономики» будет разумным уделить главное внимание рассуждениям господина Попова о текущем состоянии его бизнес-системы. А там, может быть, и про политику что-то станет пояснее.

Первое впечатление от знакомства с интервью – это ощущение, что интервьюер и интервьюируемый живут в каких-то разных мирах. Настолько различно они оценивают реальность. В той реальности, из которой Наталья Захарчук задаёт свои вопросы, бизнес Попова «переживает тяжёлые времена», магазины «Ленторга» «стали проигрывать конкуренцию федеральным торговым сетям», отчего «в «Ленторгах» чувствуется какой-то упадок». Наконец, учреждённая Поповым в Финляндии «фирма по рекламе – это же несерьёзно…»

Мир, в котором живёт господин Попов, устроен прямо противоположным образом. В этом мире у бизнеса не бывает тяжёлых времён, если, конечно, это бизнес Попова. Настолько, что он даже не понимает, о чём с ним говорят. А «кажущийся упадок» «Ленторга»? Просто приболели слегка…налоговыми проверками. Всё -- уже выздоровели! Уже всё хорошо, даже отлично!

Разумеется, два разных человека всегда имеют отличное мнение на одну и ту же тему. Но всему есть мера! Редактор столичного сайта вопросы, разумеется, брала не «с потолка», «абы чего-нибудь спросить». В её вопросах, несомненно, сформулированы бытующие в карельских предпринимательских и политических кругах представления о состоянии дел в системе Попова. То, с какой лёгкостью господин Попов отметает эти представления должно заставить серьёзно задуматься. И в первую очередь тех, кто, так или иначе, вовлечён в орбиту его деятельности.

Какой-то части легковерной публики может показаться, что Василий Анатольевич в последнем интервью приоткрыл перед нею бездну своей бизнес-премудрости. Про то, как гениально у него в бизнесе всё устроено: «Мой отъезд на бизнес точно никак не повлиял. Потому что я никогда сам им оперативно не управлял. Я и раньше, находясь в Петрозаводске, осуществлял только общее руководство. И сейчас мои директора ко мне приезжают, просто поговорить, обо всем, я их настраиваю – и они уезжают и дальше работают». Действительно, почему бы бизнесмену не жить по полгода за границей, в Финляндии, в Валенсии?

Но это выглядит гениально, пока читатель следует посылу – раньше, мол, «Василий Анатольевич сидел в кафе «Акварели» на Карла Маркса в Петрозаводске, а теперь точно также в Rosso в финском городе Йоэнсуу». Дела шли отлично раньше, а, значит, и дальше будут так же идти! Но ведь можно на эту логику взглянуть с противоположной стороны. Дела в бизнесе действительно не пойдут хуже от сидения в Rosso (или, даже, в Валенсии), если они уже достаточно плохи от сидения в кафе «Акварели» на Карла Маркса.

Каковы бы ни были возможности «дистанционного управления» и «общего руководства», а бизнес человека там, где он живёт. И, если сам своё дело не сделаешь, его никто за тебя как следует не сделает. Это общеизвестные истины. Может быть, они не относятся к таким уникальным личностям, как Василий Анатольевич? Но тогда как объяснить то, что обосновавшись в Йоэнсуу, господин Попов там же открывает рекламное агентство? Открыл бы его в Хельсинки или в любимой Валенсии. Там тоже предприниматели нуждаются в рекламе на российском рынке, а клиентов на порядок больше. Позвонил бы по телефону, договорился бы обо всём. Отправил бы туда директоров своих, которые «прекрасно справляются.»…

Как сказал Талейран, «язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли». Например, мысли о реальном состоянии дел в собственном бизнесе, которое господину Попову, конечно, известно лучше, чем кому-либо другому.

Разумеется, уже налаженный крупный бизнес имеет значительную инерцию и благодаря накопленным ресурсам, сложившимся взаимоотношениям, завоёванным позициям на рынке может какое-то время следовать однажды заданным курсом без всякого управления или в условиях недостаточного управления. Теряя надстройки и спасательные шлюпки, сталкиваясь с препятствиями, принимая воду в трюмы через нанесённые пробоины… Но ведь не про такую историю рассказывает господин Попов, живописуя в своём интервью возможности «дистанционного управления» и «общего руководства».

Но оставим на время российские перспективы Попова-бизнесмена и обратимся к перспективам его европейского бизнеса. Сам Попов следующими словами описывает свои планы на этом новом для него поприще: «Анализирую. Разрабатываю идеи новых бизнесов в Финляндии». Успехов, конечно, но что это за люди в Йоэнсуу, наши бывшие соотечественники которые, по словам Попова, «уже граждане Финляндии, но всё равно не адаптировались». Это явно не российские маргиналы каким-то чудом оказавшиеся в Евросоюзе. Наверняка это представители наших, так сказать, «лучших людей», наших высококлассных российских специалистов-западников, считавших в своё время, что они созданы для жизни в цивилизованной Европе, а не в «лапотной» России? Вот и Попов говорит, что «у них есть таланты, и темы есть», а между тем «у них очень высокая безработица – надо помогать в трудоустройстве».

Но какое отношение их европейская карьера имеет к перспективам Попова-бизнесмена? А самое прямое, ибо она напоминает нам о банальной истине, которую всегда следует иметь в виду – уровень конкуренции на российском рынке труда в разы ниже, чем в Европе. Учитывая это, да и возраст бизнесмена, а так же опыт таких ярких российских предпринимателей как Березовский или Чичваркин, так и не сумевших создать на Западе хоть сколько-нибудь заметный успешный бизнес говорит практически со стопроцентной вероятностью о том, что господин Попов окажется элементарно неконкурентоспособным на Западе в качестве предпринимателя.

Да, но был ли владелец «Ленторга» конкурентоспособным в качестве бизнесмена хотя бы по российским меркам? Казалось бы, вопрос странен, но не торопитесь с ответом!

В интервью Попова интервьюер замечает, что магазины «Ленторга» «стали проигрывать конкуренцию федеральным торговым сетям», что это «видно по ассортименту и ценам», что, наконец, в «Ленторгах» чувствуется какой-то упадок». Разумеется, Попов отметает такие предположения, но любой непредвзятый наблюдатель признает правоту журналиста и заметит вдобавок, что такое положение дел стало складываться не год и не два назад, а намного раньше.

Но кто такие эти федеральные сети? Это «чужие» из другой галактики? Или, может быть, это «Марс атакует»? Нет, речь идёт об экспансии таких же предпринимателей, каков сам Попов. Но различия всё-таки есть.

Будем надеяться, что даже в «секте Попова» найдутся люди готовые признать, что в стране найдутся другие предприниматели хотя бы равные господину Попову в бизнес-талантах. И допустим, что некоторые из этих предпринимателей занимаются торговым бизнесом. Возьмём для примера двоих из них, совершенно одинаковых, с той лишь разницей, что один все свои силы и время посвящает совершенствованию, развитию и продвижению своего бизнеса. А другой, только 50%, 20%, или, даже, 10% своего времени и сил, а остальное время посвящает разработке идей «новых бизнесов», земельным сделкам, бюджетопреобразующим муниципальным подрядам, наконец, разносторонней политической деятельности.

Чей торговый бизнес в конечном итоге окажется более высокоорганизованным, более масштабным, более конкурентоспособным, более прибыльным? Ответ очевиден – того кто посвящал ему всё своё время. Потому что при прочих равных условиях, результат есть производная от вложенного труда. И это очередная безусловная банальность, которую следует помнить, оценивая суждения господина Попова.

Господин Попов в своём интервью объясняет трудности «Ленторга» налоговыми проверками, прессом правоохранителей, давление правительства Карелии. То есть, какими-то «случайными», временными обстоятельствами, которым он в состоянии противодействовать. И исчезновение которых, приведёт к новому расцвету его бизнеса.

На самом деле, трудности бизнеса олигарха вызваны глубоким внутрисистемным кризисом его бизнес-структуры. Который развивался не один год и даже не одно десятилетие. А, как минимум, с тех пор, когда Попов стал увлекаться политикой и уделять меньше времени непосредственно бизнесу. Нынешние трудности, связанные с действиями правоохранительных органов, явились всего лишь спусковым механизмом, запустившим процесс крушения бизнес-системы Попова под грузом внутренних проблем и противоречий. Суть которых в неконкурентоспособности бизнесов Попова, вызванных их низкой эффективность и низким качеством управления со стороны собственника, то есть Василия Анатольевича Попова.

Для тех, кому эти рассуждения кажутся чересчур абстрактными, поясним всё вышесказанное на более частном примере. Допустим, есть молокозавод у которого проблемы со сбытом продукции, с её высокой себестоимостью и проч. По всему этому он должен был бы обанкротиться, но у его собственника есть торговая сеть, которая и обеспечивает сбыт неконкурентоспособной продукции. Разумеется, делая это, сеть сама теряет конкурентоспособность, так как отпугивает часть покупателей и теряет прибыль, отказываясь от дешёвой «чужой» продукции в пользу более дорогой «своей». Это, конечно, плохо. Намного лучше, когда у собственника молокозавода есть в собственности сеть общепита и мэр более-менее крупного городка. А стало быть, возможность снабжать неконкурентоспособной продукцией молокозавода муниципальные забегаловки, школы и детсады.

В результате молокозавод получает прибыль, даже развивается, оставаясь (внимание!) при всём этом по сути неэффективным, неконкурентоспособным предприятием. Его благополучие продлится ровно до того дня, в который мэр города лишится своего поста, а невыгодные для города муниципальные контракты будут расторгнуты. Тогда молокозавод разорится и будет выставлен на торги. Это может случиться раньше, а может случиться позже, но при подобной организации это случится непременно. И чем дольше оттягивается данный момент, тем громче будет грохот падения.

Итак, несмотря на существующий миф о господине Попове как о выдающемся карельском предпринимателе, он, на сегодняшний день, элементарно неконкурентоспособен именно в качестве бизнесмена, владельца торговой сети или перерабатывающего предприятия. И эта проблема – источник всех остальных его проблем.

"