Posted 9 декабря 2019,, 16:07

Published 9 декабря 2019,, 16:07

Modified 30 октября 2022,, 19:43

Updated 30 октября 2022,, 19:43

Чья иголка лучше колет: в каком состоянии находится российский рынок медизделий

9 декабря 2019, 16:07
В России стоит задача: к 2030 году не менее 40% медицинских изделий должно производиться в нашей стране. Однако появляется вопрос, готов ли к этому отечественный производитель и может ли местный товар конкурировать с иностранным.

Как отметил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин, в стране идет активное наращивание объемов производства медицинских товаров. По его словам, изготавливать не менее 40% изделий к 2030 году — весьма амбициозная задача.

По данным Минпромторга, рынок медизделий страны в этом году составит 340 млрд. рублей. На 75% он закрыт импортом. Самый большой пласт — это медоборудование. Если не брать в расчет электронные изделия, то можно выделить реабилитационные устройства, инструменты для нейро- и кардиохирургии, различные изделия для операционных нужд, а также одноразовые шприцы.

Особенности «нашего» производства

Российские производители одноразовых шприцев, например завод «Стерин», созданный еще в советские годы, говорят о том, что главные конкуренты-изготовители находятся не в своей стране, а в Юго-Восточной Азии, в частности, в Китае.

Еще одна особенность рынка — это меняющиеся потребности медицины благодаря развитию технологий. Полостные операции все больше вытесняются лапароскопическими, когда разрез на теле пациента заменяется проколом. Для граждан преимущества очевидны — меньшая поверхность раны и более быстрое заживление.

Производителей медицинского инструмента такие изменения вынуждают приспосабливаться и налаживать выпуск новых товаров, чтобы удержаться на плаву и занять другую нишу. Например, петербургский завод «Красногвардеец» производит инструменты еще с Петровских времен. Сшивающий инструмент не изменялся последние три десятилетия, и медицина постепенно теряет к нему интерес. Чтобы через несколько лет не оказаться «ненужными», завод сделает ставку на медтехнику. Ведь уже сейчас наркозно-дыхательные устройства дают 80% от всей выручки производителя.

И такой пример изменений не единственный. Есть случаи, когда вместо привычного импорта в России открывается собственное производство, тогда и изготовитель имеет прибыль, и зарубежные игроки вынуждены считаться с отечественными и снижать цены, что тоже выгодно. Пока есть место, российские производители стараются расширять ассортимент и занимать все больше пространства на рынке.

При этом они сталкиваются с проблемами, в том числе со сложной, длительной и дорогостоящей регистрацией новых инструментов и аппаратов. Например, необходимо полтора-два года и от одного до десяти миллионов рублей за регистрацию одного изделия. Подобные трудности влияют не только на производство, но на работу медиков и жизнь пациентов.

«Чтобы инновационная продукция появилась, цикл регистрации, конечно, было бы неплохо максимально сокращать. Потому что сегодня это инновационное оборудование. Завтра оно не очень инновационное, потому что его освоили многие. А послезавтра его освоил уже весь мир», — согласен с проблемой Сергей Катырин.

Боязни «наших» пациентов

Технологии стремительно бегут вперёд, производители пытаются поспевать за инновациями и регистрацией, однако российские пациенты не всегда готовы впускать в свою жизнь разработки ученых и не всегда доверяют отечественному продукту.

Наглядный пример — компания «Моторика» инженера Василия Хлебникова, который в 2013 году начал заниматься детскими протезами. Для детей и взрослых, они крайне актуальны, однако 8 из 10 людей в России, оставшихся без конечности, отказываются от протеза. Здесь угадываются две большие причины — несовершенство устройства и страх быть белой вороной в «обычном» обществе.

Поменять отношение окружающих нельзя в таком же темпе, в каком можно улучшить протез. Сейчас «Моторика» выпускает протезы, на которые можно нанести татуировку, встроить модуль для бесконтактной оплаты или поставить насадки: фонарик или скакалку, что особенно подходит для детей.

Компания продает устройства только полным «пакетом»: с проектированием под индивидуальные особенности человека, работой врачей и возможным ремонтом. Да, расходы могут значительно возрастать не первых этапах, однако при таком подходе пациент-клиент вернётся за «обновкой».

В планах у «Моторики» — получение европейского сертификата и выход на зарубежный рынок. Однако не все изготовители могут проделать такой же путь — порой они не могут попасть даже в больницы, поскольку там предпочитают не его изделие, а импортное.

Сергей Катырин поясняет, что медтехника, которая приходит в Россию из-за рубежа не облагается НДС, а у наших представителей облагается:

«Мы уже с Минпромторгом предложения вносили о том, что надо выровнять по крайней мере позиции. НДС если мы платим, то должны платить и те, кто сюда идёт со своей продукцией на этот рынок».

Эту проблему пытаются решить и с помощью ограничений. Например, если в аукционе на госконтракт участвуют две отечественные компании, то зарубежные не допускаются. К тому же, предлагается и квотирование при закупках. Гарантия реализации товара может быть мотиватором к развитию на рынке, где бюджет является подавляющим источником средств.

"