«Движение вверх»: стоит ли смотреть?

11 января, 20:00Культура
28 декабря состоялась премьера фильма «Движение вверх», который рассказывает о легендарной победе советской баскетбольной команды на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене. В Карелии новинка пользуется особой популярностью. Но стоит ли идти в кино?

В основу фильма легла автобиографическая книга великого баскетболиста Сергея Белова «Движение вверх». Кинотеатры Карелии даже не хотят завершать прокат фильма из-за большого количества желающих. За новогодние каникулы картина по России собрала 1,3 млрд рублей и посмотрели её более 5,5 млн зрителей. Мы решили разобраться стоит ли идти и нашли некоторые отзывы на популярных сайтах и у наших коллег.

Три секунды, которые потрясли мир

Российские прокатчики сделали очень правильный выбор, запуская главным номером прямо перед Новым годом не развеселую комедию, а основанную на реальных событиях спортивную драму «Движение вверх».

Историю о том, как на мюнхенской Олимпиаде в 1972 году (той самой, где террористы напали на израильских спортсменов) советские атлеты, со всех сторон «зажатые» «самым гуманным в мире строем» за три финальных секунды обыграли американцев в их коронном виде спорта — баскетболе, экранизировать давно стоило. Там такие колоритные персоналии, такие драмы! Хотя, подозреваю, часть драм сценаристы «приукрасили» и «преувеличили», но основную правдивость сюжета и характеров оставили (я покопалась в интернете). В итоге атмосфера у картины бесподобная. Она просто заставляет влюбиться в баскетбол, который меня сроду не интересовал, и так при просмотре в кинотеатре переживать за исход завершившегося 45 лет назад матча, словно от этого зависит моя жизнь. Ну разве не круто?

Вообще, жанр спортивных байопиков не зря уже два десятка лет во всем киномире переживает подлинный ренессанс (от «Фаворита» и «Бойца» до наших «Легенды N17» и «Матча»). Ведь он возводит на наши эмоциональные пьедесталы победы, которые действительно были, которые отлиты в золоте и других благородных металлах, и при этом показывают, что невозможного нет! Что достичь успеха могут даже те, на кого изначально даже друзья и, тем более, боссы не ставили. А прославление веры в себя — это, как ни крути, жизнеутверждающий посыл, понятный абсолютно всем и каждому.

Снявший «Движение вверх» Антон Мегердичев в своем постановочном активе имеет неплохие «Метро», «Бой с тенью2: Реванш» и «Темный мир в 3D». Но в баскетбольном байопике он, по-моему, прыгнул выше головы — не зря на предпремьерном показе в Москве публика после просмотра аплодировала фильму стоя. Мне на премьере во владимирском «Киномаксе» тоже хотелось встать и расхлопаться часа этак на полтора. Конечно, в этом огромная заслуга уже упомянутых сценаристов и великолепного кастинга драмы: Андрея Смолякова, Ивана Колесникова, Марата Башарова, Сергея Гармаша и многих других. Ни одной провальной роли в «Движении вверх» нет — каст безупречный, очень точный и … искренний что ли… Тренера баскетбольной сборной СССР Гаранжина (в реальности его звали Владимир Кондрашин) сыграл чудесный Владимир Машков, давший в этом образе личностную драму в полный рост, как только он это умеет.

Еще один очень хороший нюанс картины — там сделан акцент на то, что историческую и, как всем, кроме тренера, казалось, невозможную победу «ковали» спортсмены разных национальностей. Не знаю как вам, а мне по душе этот посыл — когда мы вместе с близкими нам по целям и духу людьми (неважно, какого цвета у них глаза, волосы, кожа и какие у них фамилии), то даже невозможное возможно. Если, конечно, все из этих людей в конце концов осознают, что в мире нет столько денег, ради которых стоило бы предать «своих». Народ, извините за просторечность, но меня просто «прет» от этого фильма.

«Ради красоты спорта, Родины своей ради!»

Просто здорово, что в новогодние каникулы вышел отличный российский фильм «Движение вверх». Несмотря на агрессивную и не очень умную рекламу из всех телевизоров страны (все посмотревшие рыдают, по 10 раз ходят в кино и т. д.) картина без сомнения получилась. Причины плакать навзрыд я не нашла, но можно гордиться своей страной и людьми, главный принцип жизни которых был действительно олимпийским — «Быстрее, выше, сильнее».

Фильм основан на реальных событиях. Накануне Олимпиады-1972 в Мюнхене в советскую сборную по баскетболу приходит новый тренер. И задумывает он немыслимое — обыграть родоначальницу баскетбола — непобедимую команду США. Это звучит так смешно и неправдоподобно, что никто не воспринимает тренера всерьез, ни спортивные журналисты, ни советские партийные функционеры, ни даже сами спортсмены. Но слово сказано, а значит действовать нужно. Ведь противостояние двух сверхдержав никто не отменял. И у любой олимпийской победы есть огромное политическое значение.

Два с небольшим часа пролетают словно миг. За это время мы узнаем ребят из команды, их непростые взаимоотношения друг с другом и тренером, поближе познакомимся с самим Владимиром Гаранжиным (такую фамилию в фильме носит главный тренер сборной СССР Владимир Кондрашин) — человеком, который вслед за Петром Первым поверил в то, что «И небываемое бывает».

Но самое главное — тот легендарный баскетбольный матч. Снят он настолько красиво, скурпулезно, достоверно, что невозможно оторвать глаз и нет времени перевести дыхание. Умеем когда захотим, что уж там.

К актерскому составу претензий нет. Машков на своём месте, очень харизматичен. Парни все как на подбор, отлично сыграли. Насчёт Башарова не уверена, сначала жутко раздражал, потом привыкла вроде. Наконец-то, здраво, без перегибов показаны американцы. Не злобные монстры, мечтающие лишь об одном — заобижать нас бедных. Спортсмены готовые на все ради победы. Равно как и их советские конкуренты.

Без пафоса, конечно, не обошлись и голливудщина присутствует. Но не критично.

А в общем и целом — отличный фильм. И если настоящими спортивными заслугами соотечественников гордиться пока получается не всегда, о прошлых вспомнить всегда приятно.

Судьи будут к нам строги,

Но, в конце концов, поверьте,

Скажут нам, что мы — боги,

Скажут: «Молодцы, черти!»

9 из 10

«Cнова «впарили» туфту»

На мой взгляд, это большой провальный фильм (не по сборам и другим коммерческим делам), практически не имеющий никаких художественных достоинств. Авторы не сделали совершенно никаких выводов после также провальной (в том же смысле) «Легенды N17» и снова «впарили» аналогичную туфту. И если именно такой подход окончательно примет конвейрный формат, то это позор.

Поясню. Если брать социальное и просветительское значение, то эти истории не просто имеют право на жизнь, а максимально кинематографичны. Но вот почему взяв, без преувеличения, бриллиантовые основы, пускать пыль в глаза?

Казалось бы — ну просто делай качественный хронометраж (в «легенде» — биографический, в «движении» — ход подготовки и саму олимпиаду), впихни туда немного романтики, патриотизма, акцентируй внимание на какие-нибудь душещипательные мелочи, и вот тебе отличные массовые фильмы. Но нет, даже следуя вышеописанному алгоритму, авторы выдумывают факты, извращают истории героев, а значит портят.

Итог — про знаменитые «три секунды» «движения» лучше смотреть документальные фильмы, чем художественный. Хотя реальная почва более чем благодатная. Там можно найти столько моментов, за которые можно уцепиться и все, зритель льет слезы (без искажений), но авторы почему-то запускают собственный выдуманный шаблон со своими выдуманными легендами. И второй спортивный блокбастеровский отечественный блин вышел комом!

P.S. Если уж и искать хоть что-то положительное, то тут повезло жителям Перми. Во-первых, ну хоть в таком виде можно посмотреть на Сергея Белова, без которого «Урал-Грейта» не было бы. Во-вторых, в массовке в качестве игрока сборной США снялся бывший игрок того же «Урал-Грейта» Александр Дедушкин.

3 из 10

«Фальшивки от бесогонов»

Успели вы уже лицезреть очередной михалковский "киношедевр" или же ещё нет, но прочесть этот пост вам, надеюсь, будет интересно (режиссером фильма является Антон Мегердичев, производитель - студии Никиты Михалкова - ред.)

46 лет назад замахнулись не по-детски: решили побить родоначальников - канадцев в хоккее и американцев в баскетболе. Те победы 1972-го года стали гимном советскому спорту (правда, хоккейную суперсерию-72 наши в итоге слили у себя дома, а баскетбольная виктория получилась весьма скандальной, ну и будем до конца честны: наши тогда одолели, по сути, студенческую сборную США, а не лидеров НБА). И так уж вышло, что гордиться с той поры нам особо нечем. Вот и горланим мы по сей день гимн спортивным победам тех времен.

Ну а где гимн, там Михалковы. Лепить говногимны за государственный счёт - благодатный бизнес, бережно передаваемый в этой семье из поколения в поколение. От папы, накропавшего "нас вырастил Сталин - на верность народу", к сыну, самолично объявившему себя бесогоном (очевидно, не учёл, что на уголовном жаргоне "бесогон" означает "враль, пустозвон").

Основной кайф барин-бесогон, похоже, испытывает от возможности безнаказанно перевирать, подтасовывать, одурачивать и куражиться. И всё это под густым соусом дремучего дилетантства по части спортивной истории, традиций, правил и атрибутов. Мне - человеку, который отдал спорту свои молодые годы, - смотреть на такое противно и стыдно. Однако всё же смотрел через силу (наверное, чтобы злее быть).

Вот советский баскетболист-литовец Модестас Паулаускас, якобы люто ненавидящий совок, прямо перед олимпийским финалом планирует побег и передумывает буквально в дверях иностранного посольства. В реальности же Паулаускас был капитаном сборной СССР, фанатично ей преданным, кавалером двух орденов "Знак почёта", его прощальный матч в 1976-ом власть организовала с особыми почестями. Изображенный в фильме ярым русофобом, этот замечательный человек до сих пор дважды в неделю ездит из Литвы в российский городок Краснознаменск недалеко от границы, где занимается с местными мальчишками. На недоуменные вопросы "К чему этот альтруизм?" Паулаускас отвечает: "Сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать русским ребятам".

А вот тренер Владимир Гаранжин - полная противоположность реальному Владимиру Кондрашину, легендарному наставнику советской сборной и ленинградского Спартака. Контраст настолько разительный, что по рекомендации хорошо знавших Кондрашина людей и во избежание судебных исков от родственников фамилию тренера в фильме пришлось изменить.

Вот советская делегация судорожно ищет повод отказаться от финала со сборной США - феерическая чушь. Вот то наши, то американцы смачно засаживают данк за данком (эффектный бросок сквозь кольцо сверху вниз), хотя ни одного данка в том финале не было и быть не могло (наши тогда считали такие броски неуважением к сопернику, а в лиге, которую представляли американцы, данки в то время и вовсе были запрещены). В довершение, по привычке, накосячили с женской сборной, которая показана в Мюнхене-72, хотя женский баскетбол включили в программу олимпиад лишь через четыре года.

Ну да и хрен с ними, с киноляпами. Освоить госфинансирование, сварганить пробивающую на слезы красивую сказочку и вновь встать в очередь за бюджетными деньгами сегодня в порядке вещей. А вот чего создателям киношных гимнов действительно простить нельзя, так это того, что их красивая сказочка катком надругательства прошлась по памяти ушедших спортивных кумиров и выхлопом пренебрежения - по чувствам их ныне живущих близких.

Среди них - семья скончавшегося в 1999-ом тренера Кондрашина. В фильме его сын показан мальчиком в инвалидной коляске, которому якобы срочно нужна операция на Западе, но отец все валютные накопления отдаёт на лечение своего спортсмена-любимца. У Кондрашина действительно есть сын Юрий, с детства страдающий церебральным параличом. В 1972-ом он уже достиг совершеннолетия, и выдумка со срочной операцией по меньшей мере лжива и бестактна.

А вот что говорит о ленте вдова триумфатора Мюнхена-72, центрового Александра Белова: "По России-24 видела, говорили, какой хороший фильм, как Губерниев плачет, все плачут. Мы тоже плачем. Но не потому, что фильм такой добрый, а потому, что через нас просто переступили и пошли дальше".

Поясню. В "Движении вверх" Александр Белов показан смертельно больным уже перед мюнхенской олимпиадой. На самом деле серьёзные проблемы со здоровьем начались у него лишь спустя пять лет - после того как в 1977-ом "благодарная" Родина лишила его мест в сборной и ленинградском Спартаке, звания заслуженный мастер спорта (змс) и даже стипендии в вузе. И всё это из-за нелепой попытки пронести через таможню иконы по просьбе другого спартаковца - Владимира Арзамаскова. Отлучение от баскетбола нанесло эмоциональному спортсмену сильнейший удар, человек буквально сломался и уже через год умер в возрасте 26 лет.

Вот так безжалостно страна затравила и погубила выдающегося игрока, добывшего ей победные два очка на последних трех секундах финала и первое олимпийское золото в баскетболе. А нынче бесогон рисует нам ура-патриотическую картинку, где Саша Белов якобы жертвует здоровьем ради победы своей страны. Всё с ног на голову, верх цинизма.

Но и это еще не вся правда. Ведь советская Родина-мать бездушно растоптала каждого третьего баскетболиста той сборной. Помимо Александра Белова, это Алжан Жармухамедов, который через год после олимпиады за таможенные нарушения был лишен звания змс, Иван Дворный, который за аналогичный проступок и вовсе получил три года лагерей, и Михаил Коркия, отмотавший срок за незаконное предпринимательство. Жизнь в совке вообще основательно потрепала наших чемпионов. Из двенадцати игроков мюнхенской сборной СССР по баскетболу живы сегодня только четверо (из двенадцати американцев живы одиннадцать).

Вот где истинная спортивная драма, вот о чем кино-то снимать надо и гимны писать. Только делать это предстоит не потомственному бесогону, а людям порядочным и совестливым.

Баскетбол в кино

Я очень люблю баскетбол и постоянно сам играю и смотрю матчи, поэтому ознакомиться с данным фильмом можно считать чуть ли не долгом. Что и сделал. Специально не читал обзоры и отзывы. Знаю основных игроков, смотрел и матч, разве что не в курсе исторических деталей, вроде судеб игроков и тренеров.

Разделил картину на три составляющие: художественная, историческая и баскетбольная. После просмотра просто не мог не написать про баскетбольную, из чего и родился этот комментарий. Я понимаю, что массовость фильма достигается за счет художественной части, добавлением драмы и зрелищности, но не настолько же.

Про историческую немного напишу. События в фильме выглядели так странно, что возникло желание узнать, так ли было на самом деле. Надеюсь, что многие так сделали или сделают. В итоге, так и получилось: либо совсем наврали, даже обидно за игроков, либо скомкали события разных времен для лишней драмы. В общем, не поленитесь — почитайте.

Ну а теперь про баскетбол. Как баскетболист, который знает, как играли в разные периоды времени (от 60-х до нашего времени), могу сказать, что это и смешно и грустно, но ни разу не реалистично. Да, все в угоду зрелищности, но неужели в головах людей, далеких от баскетбола, должно сложиться мнение, что баскетбол — это броски сверху, зачастую с разворотом в воздухе или проносом мяча под ногой, пасы не глядя из-за спины, головы? Что не движение — то шедевр. Так не играли не то, что в 72, в 90-е с Джорданом такого не было (посмотрите Дрим Тим 1992 года на Олимпийских играх). Даже в компьютерных играх этим не злоупотребляют. Только сейчас есть что-то подобное, но не в таком количестве на единицу времени. Потому что это бессмысленно, так не играли и не играют. Может, авторы брали за основу что-нибудь вроде мультика Space Jam.

И тут возникает вопрос: а как же показать баскетбол на больших экранах, особенно 1972 года? У меня нет ответа, но определенно это можно и нужно делать более реалистично, с меньшими выкрутасами.

В итоге, я рад, что есть фильм про баскетбол, про замечательную победу, про наших легендарных игроков, что именно игровую составляющую показали в большом объеме. Но вот реализация огорчает.

5 из 10

В Карелии новинку можно посмотреть во всех кинотеатрах.