Posted 25 апреля, 14:44

Published 25 апреля, 14:44

Modified 25 апреля, 14:53

Updated 25 апреля, 14:53

Насколько опасны лифты в Карелии и почему они могут упасть?

Насколько опасны лифты в Карелии и почему они могут упасть?

25 апреля 2024, 14:44
Фото: 1MI
В марте в одной из новостроек Петрозаводска сорвался лифт с людьми. К счастью, никто не пострадал, но теперь у некоторых жильцов домов с лифтовым оборудованием есть опасения. Узнали степень износа лифтов в домах Карелии и о возможных причинах падения кабин.

«Падения не было»?

В середине марта в новостройке на улице Лермонтова в Петрозаводске сорвался лифт с людьми. В кабине находились четыре человека. Никто, к счастью, не пострадал: как позже пояснили представители компании-застройщика, падения как такового не было — произошло экстренное торможение лифта. Видео, сделанные в кабине, быстро разлетелись по местным СМИ и соцсетям.

После инцидента в дом наведалась группа специалистов «из Петербурга» и сообщила, что будет проверять оборудование. Проверка проходила странным образом: мужчины каждый раз завешивали камеры в кабине тряпкой. Позже они сами застряли в лифте.

Степень износа лифтов

Срок службы лифта, по данным карельского Минстроя, обычно составляет 25 лет. Замена одной кабины, в среднем, стоит 2 миллиона 200 тысяч рублей.

В Карелии лифтов с истекшим сроком службы много — по состоянию на июль 2023 года, 662 из 1497. В домах, которые собирают деньги на капитальный ремонт на счет Фонда капремонта, замена кабин производится за счет поступивших взносов. При этом собственникам необходимо только принять предложение Фонда о замене лифтов в их доме. Остальное — проект, поиск подрядчика и контроль его работы — Фонд должен выполнять самостоятельно.

Обычно замене подлежат не только лифты, но и электрические сети, лебедки, ограничители скорости, тросы, направляющие, буферы, противовесы, станции управления и ремонтирует машинные отделения.

Что касается многоквартирных домов, формирующих средства на спецсчете, то здесь замена лифтов относится к полномочиям собственников жилых помещений за счет накопленных средств, пояснили нам в Минстрое.

Сколько заменили и заменят?

Как рассказал руководитель Фонда капитального ремонта Карелии Александр Евстифеев, за 2023 год в 34 домах заменили 108 лифтов.

«Лифты поставляются крупнейшими Российскими производителями, имеют обязательные сертификаты соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза „Безопасность лифтов“. Сертификат соответствия, выданный аккредитованной организацией, гарантирует соответствие характеристик товара принятым современным нормам безопасности, а также качества и энергетической эффективности. Новые лифты имеют повышенную грузоподъемность и более низкий уровень шума», - рассказал Евстифеев.

Также в марте завершили работы еще в двух домах Петрозаводска — в доме №4 по улице Чкалова установлены четыре новых лифта и в доме №1 по улице Репникова провели замену двух лифтов.

В 2024 году в Карелии планируется заменить еще 69 лифтов в 18 домах.

Кто отвечает за работу и безопасность лифтов?

По закону, основную нагрузку ответственности несет владелец лифта, рассказал Юрий Клюшнев, исполнительный директор «Первой лифтовой ассоциации». Как правило, это управляющая компания, которая сама нанимает специализированную организацию, осуществляющую техническое обслуживание и ремонт лифтов.

Однако в реальной жизни владелец с трудом представляет широту своих функций и, как правило, занимается техническим обслуживанием спустя рукава — к приходу проверки, считает эксперт.

«Фактически, мне неизвестен ни один случай, когда представитель владельца лифта понес бы наказание за происшествие. Обычно, все заканчивается назначением „стрелочника“ — электромеханика по лифтам. Ни инспекция, ни инженерные центры, проводящие периодические обследования лифтов в рамках закона, ни владелец, ни руководство организации, осуществляющее техническое обслуживание, на моей памяти, серьезную ответственность за нарушение условий эксплуатации лифта, повлекших за собой травмы или смерть людей, не понесли», — прокомментировал специалист.

Почему лифты падают чаще?

Безнаказанность владельцев лифтов влечет за собой найм максимально дешевых специализированных лифтовых организаций, считает Юрий Клюшнев. По его мнению, зачастую такие компании не способны выполнить техническое обслуживание скоростных или микропроцессорных сложных лифтов. Или не могут организовать техническое обслуживание лифтов массового сегмента, эксплуатируемых в жилых домах, в большинстве административных зданиях.

«Владельцы лифтов, экономя деньги, нанимают в качестве специализированных организаций индивидуальных предпринимателей или частных специалистов, которые с точки зрения текущего законодательства не обязаны иметь ни лицензии, ни допуска в СРО», - сообщил Клюшнев.

По словам эксперта, также существует кадровая проблема в этой сфере: люди либо не идут учиться техническим специальностям, либо уровень специалистов, выпускаемых учебными заведениями таков, что допустить их к самостоятельной работе, даже по итогу прохождения стажировки, небезопасно.

«В этой ситуации лифтовые организации вынуждены прибегать к помощи мигрантов, низкоквалифицированных работников, - добавил специалист. — Накладывает свой отпечаток и отток кадров из страны.

Четвертой проблемой, по мнению эксперта, стало импортозамещение и перестройка производства.

«Сегодня в большинстве случаев решения находятся, но, опять-таки, при наличии и желании владельца лифта финансировать замену запчастей, их поиск, их производство. При отсутствии такого желания, оригинальные запчасти заменяют на откровенно „левые“, что тоже, в общем, заканчивается плохо», — пояснил Юрий Клюшнев.

Эксперт заключил, что большинство проблем на лифтах возникает по причине элементарного невыполнения периодических работ, регулировок, осмотров и проверки узлов безопасности.

Безопасны ли лифты российского производства?

Лифты отечественного производства абсолютно безопасны, если они сделаны по ГОСТу, имеют сертификат, а также все необходимые разрешительные документы, высказался Юрий Клюшнев. А также если лифты смонтированы правильно, грамотными монтажниками, прошли вводные испытания в полном объеме в рамках закона и были введены в эксплуатацию. И если эти лифты обслуживаются квалифицированным персоналом с соблюдением периодических осмотров требований к техническому обслуживанию и эксплуатации лифтов. При нарушении одного из этих трех условий, любой самый безопасный лифт станет опасным.

«То есть, если мы купим сертифицируемый отечественный лифт, допущенный к эксплуатации, к продаже, к обороту на территории Российской Федерации, но его смонтируют неграмотные монтажники, это может привести к аварии, — пояснил эксперт. — Если мы купим сертифицированный лифт, грамотно его смонтируем, испытаем грузом, сдадим инспекции, но этот лифт будет эксплуатировать организация, которая не выполняет периодические регламентные работы, то рано или поздно произойдет сбой. Винить в этом производителя будет категорически неправильно».

Статистика говорит о том, что большинство несчастных случаев происходит в процессе эксплуатации, то есть в зоне ответственности владельца лифта и организации, осуществляющей техническое обслуживание.

«Здесь жертвами чужих недоработок становятся абсолютно посторонние люди — пассажиры лифтов.Также немало прецедентов происходит во время монтажа лифтовой техники, здесь страдают в общем-то сами нарушители техники безопасности, они становятся жертвами собственных нарушений», — добавил эксперт.

Как решить проблему износа лифтов?

Проблему износа лифтов одним махом решить не удастся, уверен эксперт. По словам Клюшнева, на протяжении 20 лет, с 1990-х по 2010-е, практически не уделялось внимания замене лифтов.

«Лифты, установленные в 1990 году, к 2015 уже израсходовали свой ресурс, поскольку срок службы лифта 25 лет. Именно поэтому ситуация с заменой лифтов сейчас довольно сложная. Она требует огромных финансовых вливаний, разработки специализированных экономических мер и схем, позволяющих регионам произвести замену лифтов в установленные законом сроки», — пояснил специалист.

Однако есть и другие варианты решения, менее затратные, но при этом временные, считает эксперт. Это модернизация, во время которой происходит замена всех узлов лифта, за исключением металлического каркаса кабины и направляющих.

«Единственным минусом модернизации является сохранении геометрии кабины и дверей. То есть размер дверных проемов по-прежнему не будет соответствовать нуждам инвалидов и маломобильных групп граждан. Зато модернизация значительно дешевле, быстрее. К ее реализации можно привлечь малые производства, не только крупные заводы-производители лифтов. Модернизация, в общем-то, продлевает срок службы лифта на весьма серьезный промежуток времени, что может позволить помочь государству распределить нагрузку по замене лифтов», — добавил Юрий Клюшнев.

"