Posted 26 ноября 2022,, 12:15

Published 26 ноября 2022,, 12:15

Modified 26 ноября 2022,, 12:15

Updated 26 ноября 2022,, 12:15

Бес закона: кому помешал снос «Невского пассажа» в Петрозаводске

Бес закона: кому помешал снос «Невского пассажа» в Петрозаводске

26 ноября 2022, 12:15
Скандальная пристройка продолжает работать, но точку в истории ставить рано: идут очередные суды.

С чего всё началось

С того момента, как в столице Карелии закрутилась история с пристройкой к дому №30 на проспекте Александра Невского, прошло уже 15 лет. В 2007 году местный предприниматель Андрей Цмугунов решает выкупить магазин на первом этаже жилого дома, получает в мэрии добро на реконструкцию и в 2010 году начинает строительство.

Часть жильцов дома выступает категорически против: пожилые и ветераны жалуются на вредные, по их мнению, испарения и занесенную снегом крышу пристройки. Говорится и о возможной подделке подписей общедомового собрания, которое необходимо для начала работ.

Начинаются многочисленные суды, а некоторые жильцы дома, в том числе ветеран Великой Отечественной войны Николай Бакинов и судья в отставке Михаил Гошкиев, начинают коллективную голодовку. Некоторые ветераны публично возвращают чиновникам медали, полученные к юбилею Победы.

После широкого освещения истории в СМИ на скандал реагирует федеральный центр: с жильцами встречается представитель аппарата уполномоченного по защите прав человека в России Сергей Суракин. В курс дела была поставлена и федеральный омбудсмен Элла Памфилова, которая позже попросила карельские власти установить в квартире одного из ветеранов кондиционер.

В 2014 году Верховный суд Карелии выносит решение о том, что верхняя часть «Пассажа» должна быть демонтирована. Доступ к пристройке ограничивают. Но сама она остается на месте. В первую очередь из-за многочисленных судов и апелляций.

На скандал в 2016 году вынужден отреагировать и главный судебный пристав России Артур Парфенчиков, нынешний глава Карелии. Он встречается с предпринимателями Цмугуновыми, журналистов на мероприятие не пускают. Позднее сообщается, что быстро убрать пристройку не получится. Нужен проект.

Дальнейшие судебные детали достойны отдельной книги, но факт остается фактом: «Невский Пассаж” по-прежнему стоит на месте. И работает.

Торговля идет

К полудню в середине рабочей недели в «Пассаже» на Невского немноголюдно. Торгуют одеждой, едой. Есть сервисный центр, ателье, оптика. О каких-то глобальных грядущих переменах никто ничего не знает.

«Все как обычно, женщина регулярно приносит счета за аренду, - говорит продавщица в отделе одежды, но свое имя не называет. – О том, что нас могут отсюда куда-то заставить съехать, не слышала. Я всего лишь продавец. Вам лучше узнать у администрации».

Под крышей пристройки, ближе к проспекту, в самом деле пусто, площади освобождены. Но покупатели говорят, что эти квадраты пустуют уже много лет, с того момента, как в торговый центр наведались приставы и «оцепили» площади ленточками.

«Так ленточек уже давно нет, - говорит продавщица в галантерейном отделе, тоже отказываясь называть свое имя. – Я тогда не работала, но мне рассказывали, что их сняли из-за какой-то путаницы с судами. Сегодня торгуем и торгуем, мне о планах отсюда съезжать никто из руководства не говорил».

Невозможное возможно

Так или иначе, в судах по «Невскому Пассажу» сегодня есть подвижки. Причем важное решение было вынесено еще в марте этого года. Московским городским судом. Оказывается, в сентябре 2021 года судебный пристав при директоре ФССП РФ Андрей Васильев попросил пресненский суд прекратить несколько исполнительных производств по скандальной пристройке.

По его мнению, исполнить ранее вынесенное решение петрозаводского суда в полном объеме невозможно. Несмотря на разработанный проект демонтажа навесов, причем с положительным заключением «Главгосэкспертизы». И полномасштабный снос исключен уже потому, что дом может рухнуть.

Другое дело, что привлеченные к делу частные эксперты допустили частичный демонтаж, а московский судья Александр Пильгун, в том числе, сослался на ранее вынесенное решение петрозаводского суда. Оно вступило в законную силу еще в сентябре 2013 года. И возможность демонтажа наземной части пристройки (без работ с подземной частью), цитируем, «была установлена».

Ненужное давление

Что думают о происходящем федеральные приставы, мы узнаем позже. «КарелИнформ» отправил официальный запрос, который в ведомстве уже взяли в работу. А вот мнение бизнесмена Андрея Цмугунова давно известно. Еще в 2014 году местные СМИ опубликовали его открытое письмо, в котором предприниматель особое внимание обращал на опасность сноса «части жилого дома».

Бизнесмен тогда напомнил журналистам о «недомолвках и недосказанностях» и утверждал, что серьезно опасается за жизни людей и сохранность их имущества.

«Обрушение жилого дома может произойти мгновенно <…> - цитировали СМИ его обращение. - <…> многие жильцы понимают <…> реальные угрозы, которые повлечет снос части жилого дома <…> Проектом была заложена в первую очередь безопасность для жилого дома при реконструкции, усиление его прочности и долговечности <…> Пассаж для нас – это знаковый проект, сочетающий в себе единение общественной пользы и предпринимательства, как единого явления. Для наших арендаторов мы создали комфортные условия цивилизованной торговли. Для жителей дома и посетителей Пассажа мы установили зону отдыха, которая активно используется. Но неужели «Невский Пассаж» не заслуживает права на жизнь?»

Андрей Цмугунов также объяснил свое молчание, поскольку журналисты получить комментарий от бизнесмена не могли. Предприниматель тогда признался, что не хотел, чтобы его комментарии выглядели «как оказание давления на органы госвласти или спекуляция общественным мнением».

 

Неуловимый бизнесмен

Есть одно «но». Этот комментарий был опубликован восемь лет назад. Других высказываний бизнесмена сегодня нет, а история не закончена. «КарелИнформ» поспрашивал у продавцов в «Пассаже», как и где можно найти администрацию. Никто не знает.

Зато на выходе из магазина обнаружилась табличка с полезными номерами телефонов для посетителей, среди которых попались контакты «ответственного за АТЗ» - Цмугунова А.В. Позвонили. Разговор получился коротким.

«Не подскажу <как найти>, читайте внимательно на сайте, кому принадлежит сайт, - ответил женский голос. - Мужчина, вы хотите Александра Викторовича? По этому телефону его нет».

Прежде чем позвонить, мы, кстати, как раз изучили сайт сети торговых центров «Пассаж» в Петрозаводске. Телефон для связи там указан тот же. Заодно есть и еще один адрес: пр. Первомайский, 15. Без номера офиса и прочей дополнительной информации. Туда мы тоже наведались. Безуспешно.

Потому обратимся к открытым источникам. Формальных бизнес-активов у Андрея Викторовича Цмугунова сегодня минимум. Формально он владеет ООО «Сити-Маркет» на проспекте Ленина, 18 в Петрозаводске. Предприятие с одним работником и уставным капиталом 10 тысяч рублей занимается арендой и управлением недвижимостью и сегодня ликвидируется.

«Уже надоело»

«КарелИнформ» также связался с жильцом дома №30 по проспекту Невского Михаилом Гошкиевым, который все эти годы не устает бороться с пристройкой.

«Они должны были всё это сделать [демонтировать. – Ред.] в установленный законом срок, но они, извините, чихали: я уже других слов в их адрес не могу подобрать, - говорит он. - Решение [московского суда. – Ред.] в очередной раз подтвердило решение нашего петрозаводского суда, о том, что объект должен быть снесён уже давным-давно. Что все причины, которые они излагали в своих жалобах, обращениях, несостоятельны. У нас есть два частных определения судов о том, что их мотивы несостоятельны».

По мнению Михаила Гошкиева, судьи в отставке, все происходящее смахивает на злоупотребление полномочиями, как со стороны приставов, так и Андрея Цмугунова, и главы Карелии Артура Парфенчикова.

«Когда Артур Парфенчиков сказал, что пристройка может быть и не снесена, ну как это так? – вспоминает пенсионер. – Решение суда есть, а главный пристав страны такое говорит? Никаких просветов в этой истории пока я лично не вижу. Сказать откровенно, уже надоело. Может, не хватает политической воли и силы воли у приставов, потому что там крутятся большие деньги».

И в этом смысле вопросы возникают к законности взаимоотношений арендаторов и арендодателей.  Как могут заключаться договора, если на пристройку, как утверждает наш собеседник, нет никаких документов?

«Эта пристройка как объект недвижимости нигде не зарегистрирована и не может быть зарегистрирована, потому что есть решение суда о сносе, - добавляет Михаил Гошкиев. – Мое мнение таково. Вся эта история - абсолютнейшее беззаконие, которое не идет ни в какие рамки. Не знаю, есть ли еще в России такие факты, чтобы таким образом не сносили пристройки, которые мешали жильцам».

Что думают власти

Для объективности добавим, что весной 2018 года Артур Парфенчиков публично высказывался о «продолжающихся спекуляциях» на тему «Невского пассажа» так.

«Снести здание пристройки в "Невском пассаже" не проблема, даже в материальном плане, - сообщал он в соцсетях. - Деньги можно найти в бюджете ФССП. Но судебное решение предлагает не только снести, но и привести здание в первоначальное состояние. И вот тут есть вопросы».

Как полагал Артур Парфенчиков, суд «в связи с крайне неграмотной и пассивной позицией в процессе представителей ответчиков», не изучил два обстоятельства:

«Первое - это наличие старого проекта данного первоначального состояния. А, как оказалось, проекта и нет. И второе - возможность приведения здания в первоначальное состояние с учётом современных норм и правил <…> Не надо быть специалистом в строительстве, чтобы понимать, что по правилам 60-х годов магазин построить и ввести в эксплуатацию нельзя. Равно, как и любое другое здание».

Глава РК (кстати, тоже юрист) заодно напоминал о «проблеме в структуре самого судебного решения», которое определило к сносу только верхний этаж пристройки, без подземной части.

«Поэтому, единственно возможным вариантом исполнения судебного решения является достижение консенсуса между сторонами по новому проекту пристройки, - уточнял Артур Парфенчиков. - А этого консенсуса нет, и все предложения должника взыскателями отвергаются с непробиваемой аргументацией - сделать "как было". Так что возьму на себя смелость утверждать, что в такой ситуации снос "Невского пассажа" невозможен».

Позиция властей однозначна: история будет продолжаться до тех пор, пока стороны «не захотят реально договориться». А приставы со своей стороны делают для этого все возможное.

Остается еще одна немаловажная деталь. Стороны конфликта не выступают против тех, кто сегодня продолжает торговать в “Пассаже”. Ведь это обычные торговцы. И на заре споров часть жильцов была рада тому, что в двух шагах появился торговый центр. Многие наши собеседники видят корень проблемы в том, что бизнес особо мнением собственников не поинтересовался. Как и власти.

***

«КарелИнформ» продолжит следить за развитием событий. Тем более что сегодня Арбитраж продолжает разбираться с еще одним делом, связанным с «Невским Пассажем». Приставы требуют от десятка предпринимателей освободить нежилые помещения. Дело было выиграно еще в 2020 году, однако лежит в апелляции. А это – еще одна «запятая» в скандале, который вряд ли будет скоро исчерпан.

"