«Никогда не знаешь, что будет дальше и в какой жанр занесет»

«Никогда не знаешь, что будет дальше и в какой жанр занесет»
Интервью

10 июля 2018, 10:00
Екатерина Коломиец
Ужастики, после которых не заснуть... Известный писатель Олег Кожин, который уже несколько лет живет в Карелии, совсем недавно выпустил новую книгу. О любви к «страшилкам», процессе создания произведений и своем творчестве нам рассказал сам писатель.

Курортные условия

Олег Кожин родился и долгое время жил в Норильске, но несколько лет назад переехал в Петрозаводск. Здесь женился, позже появились дети. Жизнь в столице Карелии, как признается сам писатель, ему нравится.

В Петрозаводск по зову сердца переехал мой друг, и однажды я наведался к нему в гости. Тем летом я встретил свою будущую жену. Вопрос кто и куда переезжает стоял недолго: Маша не любит холод, а для меня в Карелии практически курортные условия. Поэтому более десяти лет назад я, с одним лишь рюкзаком за плечами и собакой на поводке, переехал из Норильска в Петрозаводск, - рассказал Олег Кожин.

До переезда в Петрозаводск писатель окончил Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина. Литературной деятельностью занимается уже около десяти лет — на счету Кожина более 50 публикаций в издательствах и периодике, роман и сборник повестей.

«Если ты хочешь делать что-то хорошо, ты должен относиться к этому, как к работе»

Как рассказывает Олег Кожин, он никогда не думал о писательской карьере. В детстве сочинял какие-то истории, но ничего серьезного в этой деятельности даже не планировал. По-настоящему окунулся в литературу писатель гораздо позже.

Будучи двадцатидвухлетним оболтусом, написал свой первый художественный текст, закинул на сетевой конкурс и, неожиданно, победил. Стал пробовать еще, и еще, и по отзывам понял, что придумывать истории и излагать их у меня получается вполне неплохо. Так и рос, и стараюсь расти до сих пор.

Сейчас для вас писательство — это что? Вы относитесь к литературе как к работе?

Если ты хочешь делать что-то хорошо, ты должен относиться к этому, как к работе. Хочешь подтянутое тело? Будь добр, ходи в зал регулярно, следи за питанием, шевелись. Хочешь хорошо рисовать? Бери кисть в руки и упражняйся по несколько часов в день, учись, пробуй. Литература не исключение. Даже крохотный рассказ не напишется сам собой. Но, по факту, литература, это, скорее, хобби. Прожить на нее, увы, довольно сложно. Хотя я к этому стремлюсь.

Вообще, это тяжелый труд? Как происходит процесс создания текста? Сколько времени уходит?

В моей практике есть опыт написания романа за четыре месяца. То есть создание целого мира, с кучей героев, событий, своими законами, именами и топонимами, за короткий срок. А есть, например, написание рассказа в течение полутора месяцев. Сложно подсчитывать, когда любимому делу уделяешь по два-три часа ночью. Конечно, это тяжелый труд. Кто не верит, попробуйте просто придумать сказку на ночь, для своего ребенка.

А вы своим детям какие сказки рассказываете? Такие же «ужастики» или что-то другое?

Для детей я придумываю другие сказки. Хулиганские, веселые, и страшные тоже. Собираемся с дочкой читать «Заповедник монстров». А еще читаем классику - «Маугли», «Волшебника изумрудного города», «Королевство кривых зеркал».

Кто-то помогает вам писать? Может быть, даете вычитывать тексты во время их написания?

У меня большая группа бета-ридеров (привет, ребята! вы лучшие!). Эти люди первые погружаются в еще сырой текст, разносят его по косточкам, выискивают ошибки. Польза колоссальная! До редактора текст доходит уже в относительно причесанном виде, без логических дыр и серьезных ляпов.

В своих произведениях изображаете каких-то реальных людей, ситуации из жизни?

Я человек ленивый. В большинстве своем все персонажи — это совокупность черт разных людей, которых я видел или знал. Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича... (С) Бывают и прямые заимствования, когда представляешь конкретного человека на месте героя.

Вы пишете уже довольно много лет. Как меняется ваше творчество, ваши взгляды на литературу из года в год?

- Как у любого, кто хочет делать любимое дело еще лучше и качественнее. Делаю меньше ошибок, глубже копаюсь в героях, больше экспериментирую с направлениями. В основном ничего не изменилось - это процесс, который приносит мне удовольствие.

Хотели бы экранизировать какой-нибудь свой рассказ или роман?

Плох тот солдат… то есть писатель, который не мечтает об экранизации. Надеюсь, когда-нибудь это произойдет. Пытаюсь работать в этом направлении, но пока довольно вяло.

Вы, конечно, много читаете? Какие произведения самые любимые? Что бы посоветовали?

Читаю много, но стараюсь не давать советов. Люди разные, безусловных ориентиров нет, как нет и абсолютных хитов. Разве что, из солидарности с хоррор-цехом, посоветую серию «Самая страшная книга», в которой публикуются авторы так называемой «темной волны». Недавно там вышел сборник Дмитрия Тихонова «Чертовы пальцы» - шикарнейший сборник русского этнохоррора, пополам с наитемнейшим фэнтези, а совсем скоро свет увидит роман Максима Кабира «Скелеты», отличная жанровая вещь, способная на равных тягаться с лучшими представителями западного хоррора.

А с творчеством наших карельских авторов знакомы?

Вот тут, к сожалению, у меня пробел. Со многими знаком, но читал мало.

А что помимо литературы привлекает в жизни?

Жизнь, как таковая. Самая интересная штука, с неповторимым сюжетом. Никогда не знаешь, что будет дальше и в какой жанр занесет.

«Даже из безобидного сна может родиться нечто действительно страшное»

Произведения Олега Кожина написаны преимущественно в жанре хоррора. Сам писатель такую тягу к «страшилкам» объяснить не может, да и зачем что-то объяснять, если истории получаются действительно интересными и являются любимыми у многих читателей?

Я люблю хоррор, мне нравится хоррор. Это как спросить сладкоежку, почему именно сладкое. Нравится, и все тут. Хотя, конечно, всегда можно предположить наличие у автора психических отклонений. Подобные стереотипы в нашем обществе, к сожалению, все еще живы.

Как приходят в голову ваши истории? Где найти такую музу?

Неожиданно. Когда б вы знали, из какого сора… история может родиться из сценки, увиденной на улице, из обрывка чужого разговора, из взаимодействия предметов и явлений. Как это складывается в голове у писателя - вопрос индивидуальный. У всех по-разному, и муза у каждого своя. Только на одной музе далеко не уедешь. К ней, желательно, ставить в упряжку работоспособность и усидчивость.

А кошмары вам снятся? Записываете потом свои сны?

Что вы, сплю, как младенец. Но сны записываю. Даже из безобидного сна может родиться нечто действительно страшное. Как минимум два рассказа родом из сновидений я написал.

В чем особенность хоррора именно для детей? Какие-то правила при написании произведений соблюдаете?

Само собой. Литература для детей регламентируется, в том числе, законодательством. Никаких положительных описаний курения-алкоголя, только осуждающее. Насилие пригладить до приемлемого уровня. Ну и в таком духе, по мелочи. Есть даже что-то вроде негласного правила - своих не убивать. Впрочем, из любого правила есть исключения. Лично я считаю, что дети проще и смелее взрослых воспринимают жанр хоррор.

Новый труд

Недавно у Олега Кожина вышла новая книга и называется она «Большая книга ужасов 75». Издание, как рассказывает писатель, предназначено для подростков. В нее вошли две новые повести «Драконье лето» и «Заповедник монстров», а один из самых популярных у писателя рассказ «...где живет Кракен», доработанный специально для этого издания. Герои историй - «обычные подростки, оказавшиеся в не самых обычных обстоятельствах». Лицом к лицу они сталкиваются с тем, что всегда считали выдумками, просто страшными сказками.

Интересно, что в произведениях можно заметить упоминания Карелии. Как считает писатель, месту, в котором ты живешь и где тебе хорошо, нужно чем-то платить. По словам Олега Кожина, многие его тексты — своеобразная дань Петрозаводску. К тому же это место действительно является каким-то мистическим и это нельзя не использовать: многие писатели, режиссеры и музыканты упоминают Карелию при создании чего-то подобного. «Фон, окружение, дремучие леса и топкие болота, тут волей-неволей ударишься в мистику», - говорит Олег Кожин.

Расскажите о вашей новой книге: как долго вы над ней работали, как создавались герои, рисовались их характеры?

Давно хотел написать подростковую повесть в декорациях Петрозаводска. Но просто в стол писать не было желания. Вышел на издательство, уточнил, возьмут ли в серию новичка, если текст хорош. После этого сел и просто перевел готовую историю из головы, в формат «ворд». Месяца три, кажется, работал. После пришло неожиданное предложение от издательства сделать мой сольный сборник, и я, в спешном порядке, достал из загашников еще одну старую идею. Тут работал чуть подольше, около четырех месяцев. По итогу, добил объем старым заслуженным рассказом, доработав концовку, и сборник ушел в печать.

А чудовища в книге что-то олицетворяют? Например, Кракен? Почему, кстати, в «Большой книге ужасов», представлена новая редакция этого рассказа?

Редактору показалось, что рассказу не хватает хорошей точки. Она буквально заставила меня дописать окончание, немного поработать с текстом, раскидывая нужные детали, за что я теперь очень благодарен. Так, действительно, лучше. А что насчет олицетворения, то предоставляю читателю додумать самому. Читатель умный, он знает это гораздо лучше автора. И я сейчас абсолютно серьезен.

Вы сами довольны книгой? Имею в виду не только тексты, но и оформление, обложку.

Да, тот редкий случай, когда я бы почти ничего не стал менять. С редакций подростковой литературы издательства «Эксмо» вообще чертовски приятно работать. Очень высокий профессионализм и внимание к своему делу, это сейчас не в каждой редакции встретишь.

Писатель доволен оформлением, ну а читатели — текстом: первые отзывы и критика раскрывают только положительные стороны книги. Идей для создания новых произведений, кстати, у Олега Кожина много. Как рассказал писатель, сейчас он работает над «суровым хоррором в декорациях девяностых, с рабочим названием «Некрофаги»».

Умирающий северный шахтерский городок, криминал, разборки, хтоническое зло и зло в человеческих душах. Получается брутально, кроваво, и совсем не по-детски. А так-то идей валом, успеть бы все написать…, - поделился писатель.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter