«Это угроза, шантаж, что троллейбусы перестанут ходить»Интервью

9 января, 12:26Дина Тозан
То и дело в народе звучит информация, что МПУП «Городской транспорт» вот-вот обанкротится. О проблемах, долгах и будущем троллейбусного управления наше издание решило пообщаться с директором ПМУП «Городской транспорт» Олегом Ворониным.

В каком положении сейчас находится троллейбусное управление?

Предприятие работает и наша задача не только проедать бюджет, но находить решения по снижению затрат и увеличению доходов. Сейчас у нас проблема - три моста, которые закрылись. В первое время, когда изменяется маршрутная сеть, происходит резкое падение доходов, и новая маршрутная сеть составлялась с учетом недопущения таких изменений. Некоторые маршруты проложены так, чтобы они охватывали центральную часть города, а некоторые маршруты остались без изменений. Маршруты № 2 и 4 теперь охватывают центр города и Кукковку, они следуют навстречу друг другу. Мы со своей стороны совместно с администрацией попытались найти более-менее правильное решение по организации перевозки пассажиров троллейбусами в этих условиях, не сокращая объёмов перевозок, людей, парк и выход количества машин на линию.

Корректировка маршрутов возможна, если где-то будет падение спроса. Гоголевский мост открыли, поэтому Чапаева-Шотмана немного разгрузятся от транспорта. Некоторые автобусные маршруты, как и прежде, будут следовать через Гоголевский мост, часть пассажиров Перевалки вернутся на троллейбусы.

Есть ли у предприятия какие-то долги? Удается ли их выплачивать?

По зарплате у нас долгов нет, зарплату выплачиваем вовремя. На сегодняшний день у нас есть задолженность по налогам и по электроэнергии. 2017 год был тяжелым финансово. Предприятие закрыло много долгов прошлых лет по налогам. В связи с этим появились долги по налогам за этот год и по электроэнергии. Совместно с администрацией города и своими силами постарались найти решения по некоторым вопросам, особенно по долгам за электроэнергию. На конец года запланированы дополнительные дотации на урегулирование этих вопросов.

В чьей оно собственности Троллейбусное управление сейчас находится? В чьей собственности находятся троллейбусы?

Троллейбусное управление то банкротилось, то переходило из рук в руки. Наверно всё-таки момент стабилизации где-то должен наступить. Может быть, сейчас это получается. На сегодняшний день наше предприятие муниципальное. Последние троллейбусы были куплены за счёт городского бюджета и переданы нам в аренду.

Требуется ли обновление троллейбусного парка? Сколько всего машин в парке? Каков процент износа транспортных средств?

83 троллейбуса в парке, 60 ежедневно на линии, остальные или в текущем или в длительном ремонте. У нас 80 с лишним процентов износа, самый новый троллейбус 13 года. В основном у нас троллейбусы до 2011 года. Новый троллейбус будет стоить миллионов 15-19.

Пока покупка новых троллейбусов откладывается на неопределённое время. На сессии Петросовета было озвучено, что и с Липецком и с Москвой переговоры ведутся по передаче троллейбусов закрытых предприятий.

В идеале, я бы хотел троллейбусов хотя бы 30. Потому, что за счёт этого мы бы обновили парк совсем старых троллейбусов, которые к тому же и неэкономные. Современные троллейбусы оснащены другим электрооборудование - это современные электродвигатели и электроника. Она позволяет экономить до 30% электроэнергии.

Есть ли сокращения среди персонала, ожидаются ли они? Сколько людей у вас работают?

Сокращения персонала у нас не запланировано. Сейчас в предприятии работает около 500 человек.

Какая вам нужна сумма, чтобы свободно существовать?

Тут вопрос скользкий, нам надо много на самом деле. Даже если пересмотреть маршрутную сеть, надо понимать: чтобы троллейбусы перевозили больше пассажиров, потребуется и изменение интервалов, увеличение количества троллейбусов, водителей, кондукторов, это увеличение общих затрат соответственно.

Что будет со стоимостью билетов и с социальными проездными? Не придется ли от них отказаться?

Стоимость проезда с 1 января дорожает до 25 рублей. Наше предложение хотело увеличить стоимость проезда для школьников и студентов по проездным билетам. Но Петросовет не поддержал. Депутаты решили сохранить стоимость проездных для студентов и школьников на уровне 2017 года, то есть 400 рублей.

Нам известно, что вы хотели повысить тариф до 37 рублей, почему так много?

Когда мы готовили тариф, а он у нас получился почти 38, в эту сумму заложили все свои потребности. Я обязан заложить в тариф максимально необходимые расходы. В дальнейшем на комиссиях эти расходы рассматриваются, остаются только первоочередные затраты. Отсюда высчитывается потребность в объеме субсидирования предприятия. Субсидии складываются из возмещения недополученных доходов по разовым билетам и по проездным школьникам-студентам.

У многих горожан создается впечатление, что МУП просто «топят» - что вы думаете на этот счет?

Денег в бюджете реально нет. Поэтому троллейбусное управление находится в таком состоянии – вечно не хватает денег из бюджета. Не потому что мы плохие, всё-таки и транспорт старый и неэкономичный. Современный транспорт более экономичный процентов на 30%. Плюс стоимость электроэнергии самая высокая в Карелии. И с учётом того, что нам с ноября месяца понизили тариф, это 8-9%, я бы не сказал, что это сильно, порядка 7 миллионов мы может сэкономить в год. Но я боюсь, что в следующем году могут поднять тариф, и в итоге мы останемся с тарифом этого года.

Есть ли вероятность, что в следующем году город останется без троллейбусов?

На сегодня вопроса о закрытии предприятия не стоит на повестке дня. Администрация города и работники предприятия делают все возможное для сохранения троллейбусного движения в нашем городе. Отрицательную роль играет автомобилизация населения, пассажир «ушел». Появилось очень много таксистов с маленькими ценами. К тому же в городе не стало больших промышленных производств. Это и «Онежский тракторный завод» и «Тяжбуммаш», и «Авангард», «Слюдяная фабрика», два Радиозавода, таксопарк, различные автоколонны и предприятия автосервиса. В городе было очень много ведомственных социальных объектов, которые работали на благо этих предприятий и их работников. Поэтому люди передвигались по городу более активно, чем сейчас. Сегодня все магазины, кинокомплексы в шаговой доступности.

Какие пути выхода из кризиса видите Вы, как руководитель предприятия?

Если исключить города федерального значения, в остальной России есть проблема с общественным транспортом. Это и стоимость проезда, это и дотации, в каких-то городах вообще закрываются пассажирские муниципальные предприятия. В Липецке закрылось троллейбусное управление, по-моему, ещё и в Астрахани закрывается. Где-то могут поддерживать и невысокую стоимость проезда, но это в городах, в которых очень хорошо развиты местные предприятия, они могут поддерживать город и город может позволить себе выплачивать дотации. Транспорт - он датируемый везде, даже в Питере-Москве.

Нас тянет на дно - старые троллейбусы и дорогое электричество. А старые троллейбусы — это не только ремонты, но и увеличенное энергопотребление. В общей картине потребления электроэнергии, троллейбусы потребляют из всей суммы процентов 95. Само предприятие, которое обслуживает троллейбусы, потребляет 5-7% электроэнергии в месяц от всей суммы. А всё изнашивается – и троллейбусы и провода на троллейбусных сетях. С каждым годом всё равно всё дорожает. Расходы растут.

Как Вы в целом оцениваете маршрутную сеть? Как вы видите её реорганизацию, которую планирует мэрия Петрозаводска?

На сегодняшний день администрацией города создана постоянная комиссия по решению данной проблемы. Цель – сделать маршрутную сеть максимально удобной для всех и для перевозчика, и для пассажира. Естественно, что надо подправить маршрутную сеть, подкорректировать, может быть не радикально, потому что для людей, когда радикально что-то меняется, надо по-новому привыкать. А маршрутная сеть у нас сложилась исторически, с 95 года, если не раньше. Так же с троллейбусной сетью – прокладывать новые маршруты дорого, поэтому надо переходить на новые технологии или вкладывать деньги в строительство новых сетей. Я, лично, за новые технологии, которые позволяют сделать троллейбусные перевозки более гибкими. Это я про троллейбусы с автономным ходом.

Надо сделать так, чтобы мы друг друга дополняли, а не забирали пассажиров. Хотя есть такие маршруты, куда троллейбус не доедет, его дополняет автобус, к примеру, тройка или 25. Нужно делать корректировку там, где есть автобусы - паразиты, которые едут по самым лакомым кусочкам, собирают пассажиров не только у троллейбуса, но и у соседнего автобуса. Маршрутная сеть будет корректироваться однозначно, я думаю. Но надо править не только это, надо рассматривать в комплексе транспортной системы всей: легковые, грузовые, автобусы и троллейбусы, парковки, стоянки на магистральных улицах - всё абсолютно.

Пойдут ли троллейбусы в ближайшем будущем по Гоголевскому мосту?

Троллейбусная линия была заложена в проекте Гоголевского моста, её проложили от «Кея» до Республиканской больницы. На это часть средств была задействована из бюджетных средств, часть из системы «Платон». Только надо будет проложить троллейбусную линию от Республиканской больницы до Древлянки, её там ещё нет. На сегодня это довольно затратно. Это перспектива на будущее, пока, наверно, не построят вторую часть моста, мост же четырёхполосный будет.

Есть и другой выход: сейчас электротранспорт поменялся. Есть троллейбусы с автономным ходом, они стоят порядка 20 миллионов, на них до 20 км можно проехать вообще без проводов, как электромобиль.

Если у нас когда-нибудь появится такая техника, то вполне возможно, что и провода не надо будет прокладывать, потому что троллейбусы будут подзаряжаться от существующей линии. Единственное, что надо понять - осилим ли это дело. Одним-двумя не отбиться будет, надо покупать сразу какое-то количество, чтобы закрыть минимум один маршрут. Поэтому вполне возможно когда-нибудь даже может не в таком далёком будущем это произойдёт, если предприятие на загнётся, надеюсь, не загнётся, потому что предприятие стратегическое, я считаю.

Какие новшества есть в Троллейбусном управлении? Как вы стараетесь привлекать пассажиров?

Сейчас прорабатываем систему, называется «Умный транспорт», запустили её практически за один день – написали письмо, нам почти на следующий день ответили, всё получилось. Это всё нам предоставили бесплатно.

Система работает пока в тестовом режиме, после Нового года планируем запустить полноценно. Во все наши троллейбусы установлены модули системы ГЛОНАСС. Программа рассчитана на то, что, стоя на остановке, в специальном приложении для «Андроида» или «IOS» или на сайте, можно посмотреть, когда приедет троллейбус. К тому же программа показывает, где пробки. Об официальном запуске отлаженного сервиса уведомим горожан дополнительно.

Думаю, это поможет горожанам ориентироваться, может больше интереса вызовет в использовании троллейбуса. Привлечь горожан также может троллейбус истории, который работает на первом маршруте. Там можно посмотреть чёрно-белые фотографии нашего предприятия и 30-минутный фильм об истории Троллейбусного предприятия на мониторе. Перед новогодними праздниками по улицам Петрозаводска прокатился троллейбус с Дедами Морозами. Также не так давно мы запустили акцию «Счастливый билетик». Пассажир должен предъявить нам билет с шестью одинаковыми цифрами, за это он получит проездной на следующий месяц. На сегодня продано четыре таких билета, победителей будет до семи, лотерея продлится до марта месяца. Возможно, среди победителей мы проведём розыгрыш суперприза.