Posted 22 апреля 2014,, 13:32

Published 22 апреля 2014,, 13:32

Modified 12 ноября 2022,, 09:00

Updated 12 ноября 2022,, 09:00

«Так ели короли!»

22 апреля 2014, 13:32
«Так ели короли!»
Сюжет
В фокусе

Хорошая посуда сегодня, какой бы она ни была, не способна на многое. А именно – по нашим тарелкам через сто или двести лет будет сложно определить страну, город и уж тем более - достаток их владельца. Тарелки и чашки ХVIII и ХIХ веков могут рассказать многое о тех, кто с них ел...

Изящную красоту и ослепляющий блеск, восторженность и гордость за наших царей - всё это можно увидеть и почувствовать на выставке «Блистательный фарфор минувших эпох», открывшейся в музее изобразительных искусств.

Супница, молочник, вазочка для хрена с крышкой, кофейник, чайные двойки, туалетные коробочки… Здесь привлекают не столько, порой, непривычные названия кухонной утвари, сколько мастерство, с которым выполнены эти предметы. Те же чашки и тарелки, но назвать их обычной посудой - немыслимо. Каждая вещь - настоящее произведение искусства.

Светлана Малашкина

«Мне особенно понравились вазочки и пудреницы. Очень красивые узоры, яркие цветы, сочетание синего, белого, золота такого не увидишь нигде. Очень искусно всё сделано, настоящие кружева с дырочками, сейчас придёшь в магазин – ну, ваза и ваза, а здесь столько интересных деталей. Какая нарядная и праздничная посуда, если бы я имела возможность покупать такой фарфор, то ожидая дорогих гостей, обязательно бы сервировала им стол».

Светлана Вединеева

«Меня поражают эти изделия красотой и тонким мастерством. Мне кажется, что пользование такой посудой облагораживает, возвышает человека, пробуждает в нём хорошие чувства. Она прекрасна! Я бы, конечно, многое хотела из представленного, но дома сохранились только статуэтки советского периода».

У каждого стенда посетители долго всматриваются в сюжеты на вазах и тарелках, оценивают тонкую ажурную работу, рассматривают одежду и даже выражения лиц. Крайне привлекательна и царская принадлежность этих вещей. Эти скульптуры составляли убранство парадных и залов российских дворцов, а этими столовыми сервизами сервировали императорские обеды.

Анита Дункерс, куратор выставки «Блистательный фарфор минувших эпох»

«В основном, все эти предметы хранились в знаменитой «коллекции Аничкова дворца», которым владели Александр III и его супруга Мария Фёдоровна. Они были очень большими любителями искусства. Кстати, на базе именно их коллекции создавался русский музей в Санкт-Петербурге. А после революции 1917 года, когда дворцы были национализированы, все царские ценности и личные вещи были распределены по музеям, во все музеи страны попали какие-то части их коллекции».

Так в 60-х годах ХХ века в музей изобразительных искусств попала значительная коллекция знаменитейшей Мейсенской фарфоровой мануфактуры (Германия), копенгагенский фарфор (Дания), Севрской мануфактуры (Франция) и российских заводов Кузнецова и Батенина.

Пролежав в фондах музея более чем пятьдесят лет, эта коллекция фарфора впервые увидела свет в полном объёме. В четырёх выставочных залах уместились представители самых известных мировых центров производства фарфора, которые совместно с живописными полотнами западноевропейских мастеров расскажут о создании фарфора, его отличительных особенностях в Китае, странах западной Европы и России и позволят погрузиться в атмосферу Европы минувших эпох.

"