Posted 2 августа 2013,, 10:10

Published 2 августа 2013,, 10:10

Modified 12 ноября 2022,, 09:11

Updated 12 ноября 2022,, 09:11

Беломорско-Балтийскому каналу исполнилось 80 лет

2 августа 2013, 10:10
Беломорско-Балтийскому каналу исполнилось 80 лет
Сюжет
В фокусе

Сегодня Беломорско-Балтийскому каналу, который стал гордостью первой советской пятилетки, исполняется 80 лет.

Строительство Беломорско-Балтийского канала, соединившего Белое море и Онежское озеро, началось в 1931 году по инициативе Иосифа Сталина.

В строительных работах были задействованы 129 000 заключенных ГУЛАГа. При строительстве канала применялись ручные орудия труда: лопаты, кирки, ломы, зубила, ручные пилы, носилки и тачки. В качестве строительных материалов использовали камни, торф, древесину и землю. В общем счете заключенные перелопатили 21 миллион кубометров земли.

Первый пароход «Чекист» прошел по всему каналу 25 июня 1933 года. В июле этого же года Иосиф Сталин, Климент Ворошилов и Сергей Киров совершили прогулку на катере по новому рукотворному водному пути. Канал был назван «каналом имени Сталина». Общая протяженность канала составила 227 километров.

2 августа 1933 года сооружение Беломорско-Балтийского водного пути было завершено, а официальное открытие первой судоходной навигации состоялось 30 августа 1933 года. За год по каналу перевезли 1 143 000 тонн груза и 27 000 пассажиров.

По официальным данным во время строительства канала умерло в 1931 году 1438 заключенных (2,24% от числа работавших), в 1932 году — 2010 человек (2,03%), в 1933 году — 8870 заключенных (10,56%) из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки. По другим данным, на стройке Беломорканала погибло от 50 тысяч до 200 тысяч человек. После завершения строительства 4 августа 1933 года были освобождены 12 484 заключенных, сокращены сроки для 59 516 заключенных.

За время Великой отечественной войны канал как стратегически важный объект был частично разрушен: южная его часть была полностью уничтожена: сильно пострадали инфраструктура канала и посёлок Повенец. Канал был вновь введён в строй в июле 1946 г. Сквозное судоходство на всём протяжении канала было восстановлено 28 июля 1946 г.

Сегодня канал — крупнейшее гидротехническое и транспортное сооружение, часть единой глубоководной системы европейской части России. В 1976 году начался первый этап масштабной реконструкции Беломорканала. В ноябре 2011 года было объявлено, что правительство России намерено до 2018 года провести работу по модернизации Беломорско-Балтийского канала. Совсем недавно ИА «КарелИнформ» публиковало интервью с руководителем Администрации ББК Валерием Волковым, который рассказал о том, чем живет канал сегодня. Его можно почитать по ссылке.

В честь дня рождения ББК директор Национального музея Республики Карелия Михаил Гольденберг проведет очередную «ДАТскую встречу» и экскурсию по выставке «Беломорканал: «негативы» и «позитивы».

Сегодня Глава Карелии Александр Худилайнен направил поздравления начальнику администрации Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей Валерию Волкову и работникам учреждения:

- Построенный 80 лет назад, Беломорско-Балтийский канал соединил Белое море с Онежским озером. Это крупнейший гидротехнический объект, часть единой глубоководной системы европейской части России. Сегодня Беломорско-Балтийский канал переживает второе рождение. Ведется масштабная реконструкция гидротехнических сооружений, ремонт шлюзов и плотин, строительство жилых домов для работников. Заинтересованность государства в развитии водного пути и значительные инвестиции в его модернизацию подтверждают перспективность Беломорканала и высокую значимость для экономики государства.

В юбилейный для канала день желаю Вам, Валерий Иванович, и всем сотрудникам учреждения успешной работы и новых свершений, крепкого здоровья и счастья! Пусть голубая лента Беломорканала, опоясывающая республику, всегда будет украшать карту Карелии.

"