Ростислав Гладких
Когда бензин продавался в аптеках и парфюмерно-галантерейных магазинахМнение
29 января, 17:30
Сейчас заправить свой автомобиль бензином или дизтопливом в Петрозаводске и Карелии – не проблема. АЗС различных компаний стоят чуть ли не рядом и на каждом километре дорог. При этом, строительство автозаправок ведется постоянно. А, вот в прошлом веке все было иначе…

История АЗС как специализированных «топливных» магазинов началась с 1907 года, когда в Сиэтле компанией была открыта первая АЗС. Бензин для первых автомобилей продавали еще с конца 19 века, но тогда это был скорее попутный товар.

Первые станции были разношерстными лачугами с бочками с топливом и ручными насосами. Но владельцы АЗС быстро поняли, что для дальнейшего развития бизнеса без стандартизации и маркетинга уже не выиграть нарастающую конкурентную борьбу. Поэтому уже с начала двадцатых годов на АЗС стали активно внедряться единые корпоративные стандарты оформления станций с помощью ярких и запоминающихся логотипов владельцев и единых сервисов.

В двадцатых годах появились первые механические дозирующие колонки, а в тридцатых - колонки с электрическими дозаторами. Первая бензоколонка в современном понимании этого слова появилась в 1927 году в Гамбурге.

В 30-х годах в Германии можно было заправиться бензином в основном с помощью бензоколонок, которые стояли прямо на тротуаре и работали с помощью насоса.

До этого бензин продавался в аптеках и парфюмерно-галантерейных магазинах. Однако долгое время крупные заправочные станции были в Германии редкостью. Только в 50-х годах, когда началась так называемая «эпоха экономического чуда», число АЗС значительно увеличилось.

В России первые заправочные станции появились еще в 1911 г., когда Императорское Автомобильное Общество заключило договор с Товариществом «Бр. Нобель» относительно «Бензиновых станций».

Уже в 1914 в крупных городах страны работало 440 таких станций. Развитие сети автозаправочных станций было напрямую связано с развитием транспорта.

В довоенные годы автомобильного транспорта было относительно немного, и практически весь он был государственным. Были случаи, когда машины в качестве поощрения получали ветераны и передовики производства. Но эти случаи были настолько малочисленны, что не влияли на общую статистику.

Москва, Плющиха, 1947 год

После войны появилось много трофейных автомобилей, да еще выпустили отечественную «Победу», но частного транспорта все равно в Советском Союзе было мало.

Эту ситуацию не смогли переломить даже появившиеся чуть позднее «Москвичи» и «Волги». Соответственно, и сеть АЗС была слаборазвитой, но вполне удовлетворявшей спрос относительно немногочисленного парка советских автомобилей. Все предприятия нефтепродуктообеспечения (добывающие, перерабатывающие, нефтехранилища, трубопроводы, АЗС) объединял государственный монстр под названием «Госкомнефтепродукт».

В 60-х годах отечественная нефтяная промышленность выпускала бензины с октановыми числами 66, 72, 76, а также дизельное топливо. Наличного расчета на АЗС в то время не существовало - топливо отпускалось только по талонам. Их было два вида - государственные талоны (для государственного автотранспорта) и талоны единого рыночного фонда (для частных автовладельцев).

Государственные талоны распределялись централизованно по госпредприятиям. Каждое предприятие имело строго ограниченный ежемесячный лимит потребления топлива, превышать который было нельзя. Если же предприятию требовалось больше топлива, чем было положено по норме, то приходилось идти на поклон к чиновникам Госснаба и унизительно вымаливать у них дополнительные топливные ресурсы.

Цены на топливо были невысоки: 7 - 9 копеек за литр. Платить за поставки топлива госпредприятия должны были три раза в месяц: строго 1-го, 11-го и 21-го числа.

Частные автолюбители заправлялись по талонам единого рыночного фонда, которые в свою очередь приобретали в магазинах наряду с товарами народного потребления. Для них лимитов на объемы приобретаемого топлива не было.

Строительство же бензоколонок, как и всех предприятий нефтепрома, осуществлялось в соответствии с государственными планами развития отрасли. В городах АЗС строились вблизи автотранспортных или крупных промышленных предприятий, в провинции - вдоль основных транспортных магистралей.

Все АЗС тогда находились на балансе у нефтебаз, с которых и получали топливо. На нефтебазы топливо поступало с нефтеперерабатывающих заводов. Только в Москве и Ленинграде АЗС были на балансе у комбинатов автообслуживания (КАС). Можно уверенно сказать, что таких комбинатов было два не только в СССР, но и во всем мире, поэтому они вполне были достойны занесения в книгу рекордов Гинесса.

В середине 60-х годов прошлого века в Москве насчитывалось примерно 250 АЗС, в Ленинграде - 115.

Существенный толчок в развитии сети АЗС в СССР произошел с началом выпуска массового народного автомобиля «Жигули» на Волжском автомобильном заводе, построенном в Тольятти в 1970 году. «Жигули» заправлялись бензином А-92, тогда как государственный транспорт по прежнему ездил на 72-м и 76-м (66-й бензин к тому времени уже вышел из употребления).

92-й бензил стоил 20 копеек за литр. Тем не менее, талонная система оплаты топлива изменений не претерпела. Более того, на тех АЗС, где заправлялся государственный транспорт, частные автомобили заправляться не могли; любое нарушение строго каралось милицией.

Специальные талоны существовали для машин, приезжавших в СССР «из-за бугра». Дело в том, что к тому времени они ездили на 95-м бензине, который еще не получил у нас распространения. Поэтому талоны были только на 95-й бензин и предназначались только для «иномарок».

Кроме специальных талонов для интуристов были определены специальные АЗС, на которых они заправлялись. При въезде на территорию СССР зарубежным водителям выдавались списки-схемы с АЗС, на которых заливали 95-й. Сами же автозаправочные станции, на которых заправлялся заграничный транспорт, были под неусыпным контролем властей. Они были более благоустроенными по сравнению с другими АЗС, на них более тщательно отбирался персонал. Каждую весну они инспектировались высокими комиссиями из Москвы, которые досконально проверяли готовность АЗС к очередному сезону.

Топливно-раздаточные колонки (ТРК) на АЗС были, в основном советского производства, небольшое количество импортировали из Чехословакии. Первые ТРК были циферблатными: как на часах стрелка индикатора отсчитывала порции по 5 литров топлива (и это был минимальный объем заправки). Такие ТРК уже практически нигде не встретишь - разве что увидишь в фильмах советской эпохи, например - в «Королеве бензоколонки».

На смену им пришли роликовые ТРК: на них цифры, показывающие количество отпускаемого топлива, вращались на роликах. Эти ТРК отсчитывали каждый литр (соответственно, таким же стал и минимальный объем налива топлива).

Талонная система оплаты топлива впервые дала трещину в самом начале 80-х годов прошлого века. Тогда, в преддверии Московской олимпиады около 20 столичных АЗС были переведены на оплату только за наличный расчет. Окончательно же она рухнула в разгар «Перестройки» - в начале 90-х. Государственные талоны и талоны единого рыночного фонда были отменены. Но тут возникла другая проблема: если частник спокойно стал заправляться за наличку, то, как быть с государственным транспортом - не выдавать же водителю наличные деньги? Выход был найден сколь быстрый, столь и простой: талоны вернулись, только теперь они стали называться сервисными абонементами.

А вот искусственное разделение АЗС на те, где заправлялся государственный транспорт и на те, где заправлялись автолюбители, было упразднено.

АЗС в Ленинграде, 1985 год

Первые частные АЗС стали появляться в начале 90-х годов. В основном, это были так называемые контейнерные автозаправочные станции, представляющие собой простейший набор самого необходимого оборудования. Более того, часто они строились без проектно-сметной документации, проведения государственной технической и экологической экспертизы и без требований по архитектуре и дизайну.

В Петрозаводске в свое время были АЗС и ТРК почти всех типов и видов. В конце 70-х – начале 80-х годов АЗС существовали на всех автотранспортных предприятиях города. А, вот, «частникам» заправляться было почти негде, и талоны на бензин продавались только в некоторых магазинах – в частности, в тогдашних «Спорттоварах» на ул. Красная.

С приходом дикого рынка 90-х годов, в Петрозаводске появились и нестационарные заправки – это были бензовозы, которые тогда называли «коровами». Бензин был явно неучтенным, может даже, краденым, но у автомобилистов особого выбора не было. За бензином на немногочисленных тогда АЗС выстраивались километровые очереди.

При этом из-за дефицита автотоплива, его давали только по 10 литров, да еще делали отметку об этом в «Техническом паспорте автомобиля». Но даже когда ограничения на литраж сняли, еще долго автомобилистам приходилось мучаться в очередях…