Posted 4 апреля 2018,, 13:17

Published 4 апреля 2018,, 13:17

Modified 30 октября 2022,, 18:33

Updated 30 октября 2022,, 18:33

Малая авиация: как это было в Карелии

4 апреля 2018, 13:17
В этом году исполнилось 95 лет со дня официального создания так называемой «малой авиации».

Первое знакомство петрозаводчан с самолетами состоялось, возможно, в 1919 году во время гражданской войны. Правда, это были военные самолеты – гидроаэропланы, которыми управляли, скорее всего, английские пилоты. Возможно, это были по тем временам мощные двухместные «де-хевиленды» - грозные авиамашины. 5, 7 августа того года они сбросили на Петрозаводск 10 бомб, убив девочку, стиравшую белье, и ранив моряков Онежской флотилии. По неприятелю стреляли с кораблей, с земли, а потом вызвали на подмогу советские гидроаэропланы для борьбы с врагом в воздухе.

Кстати, в тех же числах августа, но уже 1925 года в Петрозаводск опять прилетели два гидросамолета, но уже гражданские. Они отправлялись в гидрографическую экспедицию на Новую Землю. Их приветствовали члены Карельского совета Авиарадиохима – далекого предка ДОСААФ. На обратном пути самолеты так же «приводнялись» в Петрозаводске.

1 января 1926 года петрозаводчане увидели настоящие аэропланы, которые прилетели из Ленинграда. Сесть на площадку летчики не могли долго: полет проходил при низкой облачности, да еще и вокруг снежной тучи. Почти полдня механики на земле жгли костры, чтобы обеспечить посадку машин.

В феврале 1932 года в Петрозаводск из Ленинграда прибыл самолет гражданского флота. Это был пробный рейс, чтобы определить правильность трассы, а затем установить регулярные авиарейсы между городами. Позже эта линия была установлена.

Известно, что в тридцатые годы большое значение придавалось подготовке будущих планеристов, летчиков, парашютистов, авиамехаников. По всей стране открывались тогда аэроклубы, где молодежь постигала все премудрости авиации. В феврале 1934 года такой аэроклуб открылся и в Петрозаводске.

Аэроклубу передали 4 планера, 4 самолета Ш-2 типа амфибия. Еще два самолета были куплены на средства профсоюзов: назывались они «VIII съезд профсоюзов» и «Красный деревообделочник». Еще один самолет, носивший имя О.В.Куусинена, был построен на средства трудящихся и передан аэроклубу в 35-м году.

Между прочим, это был не первый случай, когда жители Карелии строили самолеты за свои средства. В 1943 году на станции переливания крови в Беломорске сотрудники учреждения собрали 100 000 рублей на постройку боевого самолета. Телеграммой они получили личную благодарность от Сталина, а самолет назвали «Карело-Финский донор».

В 1934 году ГорСовет Петрозаводска выделили деньги на строительство в Песках парашютной вышки и, если в 34-м году было подготовлено 14 парашютистов, то в 35-м уже 61, а первом полугодии 36-го года – 84 парашютиста и 17 инструкторов.

Сразу после окончания войны власти озаботились организацией местных воздушных линий. По сути 1945 год можно назвать годом рождения «малой авиации» Карелии. К июню 1945 года самолеты летали из Петрозаводска в Пудож, Великую Губу, Сортавала, Олонец, Видлицу. Вот расписание полетов из Олонецкого района: время вылета в Петрозаводск на 11 февраля – 8.45, из Олонца на Видлицу – 9.45, из Олонца на Петрозаводск – 10.30. Стоимость билетов: до Видлицы из Олонца 1.руб. 50 коп., до Петрозаводска из Олонца – 3 рубля, а долететь из Видлицы до столицы Карелии можно было за 4 рубля.

Кстати, открылось регулярное авиасообщение между Москвой и Петрозаводском. Самолет ЛИ-2, поступивший в авиаотряд республики, доставлял туда и обратно пассажиров, грузы, почту.

Развитие авиации продолжалось. Например, в 1953 году открылась воздушная линия Москва – Мурманск с посадками в Ленинграде и Петрозаводске. А в 1965 году в Петрозаводск из Москвы начали летать первые турбореактивные самолеты ТУ-124, появилось Агентство по продаже авиабилетов (оно и сейчас там находится), была построена гостиница для транзитных экипажей и пассажиров. Только в 1966 году перевезли более 100 тысяч пассажиров.

Организовывались и международные авиарейсы: в 1994 году стали летать пассажирские самолеты компании «Финнэйр» по маршруту Хельсинки – Йоэнсуу – Петрозаводск. Правда, из-за убогой материальной базы аэропорта «Бесовец» и относительно высокой стоимости билетов авиасообщение по этому маршруту вскоре прекратилось.

В 70 -90-х годах прошлого века в аэропорту «Пески» располагалось одно из самых мощных на северо-западе авиапредприятий. Десятки самолетов и вертолетов, ремонтные боксы, диспетчерская, небольшое здание аэровокзала, котельная, хозпостройки и т.д. Авиаторы обслуживали местные воздушные линии: перевозили пассажиров, грузы, почту, больных из дальних районов, туристов, пожарных и т.д. Работали не только в Карелии, но и в других регионах страны. Они делали очень важное для Карелии дело, но в двухтысячных годах авиацию, эту самую «малую», но такую нужную, в республике загубили.

Правда, в связи с подготовкой к 100-летию республики, вопрос о возрождении «малой авиации» обсуждается на самом высоком уровне и, возможно, в скором времени мы увидим в нашем небе самолеты и вертолеты, которые опять свяжут столицу Карелии со многими уголками республики. Во всяком случае, уже готовятся документы на подготовку посадочных площадок в Пудоже, Сортавала, Костомукше, Кеми и в поселке Лоухи. Полетим!

"