Врачи, торгаши и каменщики:
кто «отрабатывает» мусорную реформу в Карелии

Чем только не занимаются подрядчики по вывозу твердых бытовых отходов в Карелии: торгуют сигаретами, лекарствами и траурными венками, разрабатывают карьеры, строят дома и дороги, даже лечат людей! Как говорится, «хочешь жить – умей вертеться». Но страдают от такой мультизадачности, в первую очередь, местные жители. КарелИнформ попытался выявить «болевые точки» реализации мусорной реформы в регионе.
Все 14 компаний находятся «под крылом» единого регионального оператора по вывозу твердых бытовых отходов – ООО «Автоспецстранс». Контракт с ним был заключен на 20 лет. Компания основана в 2014 году и до 2018 года, как будто ничем не занималась. Уставной капитал Общества составил 10 000 рублей. Штат сотрудников до сих пор официально составляет 1 человек и это при том, что компания вывозит мусор в Пудожском районе – бедный-несчастный сотрудник, надеемся, он успевает отдыхать и его гражданские права не нарушаются.


Учредителем «Автоспецтранса» является Министерство имущественных и земельных отношений Карелии. С момента основания предприятие сменило несколько руководителей. Последним у руля «главного мусоровоза» встал (уже не первый) бывший главный судебный пристав Приморского края Алексей Кузнецов.
С началом «мусорной реформы» в квитанциях на оплату услуг ЖКХ появилась строчка «Вывоз ТБО». В апреле 2018 года республиканский Госкомитет по ценам и тарифам установил единый экономически обоснованный тариф, который на сегодняшний день после некоторых колебаний составляет 536,95 рублей за кубический метр. Простые смертные платят исходя из количества проживающих в квартире или доме человек: 93,7 рублей и 84,66 рублей соответственно.

Однако тарификация, кажется, волнует жителей Карелии по остаточному принципу – люди готовы платить, но за результат, который очень часто не виден. Остановимся подробнее на тех компаниях, которые отвечают за пустоту наших мусорных контейнеров. Все они местные, тут уж не придерешься. Муниципальных предприятий из 14 всего 4 – «Медвежьегорское энергосетевое предприятие», «Автоспецтранс» (городская тёзка регоператора), «Управляющая компания «Питкяранта» и «Зеленый город». Остальные – частные конторы, возможно, с некоторой долей «госучастия».
Самое интересное – виды деятельности подрядчиков. Сбор отходов, как основное занятие, значится лишь у 6 компаний. Ещё у 6 – сбор ТБО указан в дополнительном перечне. Петрозаводская компания «Орион», которая обслуживает Суоярвский район, по официальным данным, совсем не имеет отношение к вывозу мусора. Такая же картина с «Управляющей компанией «Кондопожстрой», но у них хотя бы есть лицензия на такую деятельность. При этом «Орион» делом первостепенной важной считает резку и обработку камня, а также добычу декоративного и строительного камня, известняка и гипса.
Среди любопытных не основных видов деятельности замечены:
Лесозаготовка (ООО «АктивПро»)
Торговля лекарствами, общая врачебная практика, транспортировка по трубопроводам нефти и нефтепродуктов (ООО «МСА»)
Торговля автотранспортом и деятельность рекламных агентств (ООО «Автоспецтранс»)
Пассажирские перевозки и ветеринарии (МУП «Автоспецтранс»)
Торговля сувенирами и похоронными принадлежностями (МУП «Управляющая компания «Питкяранта»)
Разработка карьеров и строительство дорог (ООО «КПК»)
Строительство зданий, торговля одеждой, обувью, табаком (МУП «Зеленый город»)
Воплощают весь этот солидный перечень в жизнь сотрудники компаний-подрядчиков. У регионального оператора «Автоспецтранс» официально работает всего один «универсальный солдат». Другие организации могут позволить себе штат побольше. Меньше 10 сотрудников работают в ООО «КПК» и ООО «ТБО-Сервис». Максимальный коллектив от 151 до 200 человек мы нашли в МУП «Автоспецтранс», а у «АктивПро», который трудится на благо шести районов Карелии, 31 человек списочного состава.


Если говорить о прибыли. «В минусе» находятся пять компаний, в том числе и региональный оператор: у него по данным на декабрь 2017 года убыток в 7000 рублей. Максимальный минус у «Медвежьегорского энергосетевого предприятия» - 2 млн рублей. Самая большая чистая прибыль, по официальным данным на конец 2017 года, у ООО «ЭКОСЕРВИС» - 16,1 млн рублей. Чуть меньше заработали ООО «АктивПро» (15,2 млн рублей), ООО «Управляющая компания - САС» (5,4 млн рублей) и ООО «МСА» (3,3 млн рублей).


Прибыль есть, а потребители при этом недовольны. Именно это показал наш опрос в социальных сетях, который собрал более 60 000 просмотров и почти 5000 участников.
Некоторые участники опроса оставляют комментарии о том, что с приходом регоператора стало даже хуже, чем было раньше: кто-то жалуется на неубранные контейнерные площадки, не крупный мусор, который не вывозится долгое время. Однако, если на плохое качество работы операторов пожаловаться в СМИ или разместить пост в соцсетях, убирают все достаточно оперативно. Проверено редакцией КарелИнформ!
Фотографии пользователей в комментариях опроса
Жалуются не только на мусор, но и на те проблемы, которые он влечет за собой. Например, скопление крыс. Грызуны разносят инфекцию, перегрызают провода автомобилей и просто пугают жителей Петрозаводска. Усугубляется ситуация тем, что большинство современных контейнерных площадок сделаны в виде павильонов:

«Появившиеся новые помойки, закрытые со всех сторон металлическими решетками, у меня вызывают сомнения. Крысы проникают туда совершенно свободно. А их естественные враги в виде хищных птиц туда попасть не могут. Поэтому крысы чувствуют себя очень защищенными», - рассуждает профессор ПетрГУ Никита Онищенко.
Грызуны, горы отходов, неприятный запах… Если изредка кто-то и замечает какие-то положительные локальные перемены, то чем-то глобальным, например, современным комплексом по сортировке и переработке мусора пока и не пахнет. Ранее сообщалось, что Северная экологическая финансовая корпорация (НЭФКО) готова вложить 5 млн евро в проект строительства первого объекта по обработке отходов в Карелии. Его планировали разместить в Кондопожском районе. Проектную документацию обещали подготовить к началу 2019 года, но тишина. На недавнем дискуссионном клубе по проблемам дератизации в Петрозаводске директор регионального оператора ООО «Автоспецтранс» Алексей Кузнецов заявил, что строительство «нормальных» сортировочных комплексов начнется не раньше 2023 года.

«Предполагается построить на базе уже действующего полигона в Орзеге мусоросортировочный комплекс, который будет отделять метал, пластик, бумагу и пищевые отходы на компост. Однако затратная часть очень большая», - рассказал Кузнецов. Кто возьмет на себя все эти затраты – не совсем понятно. Судя по всему, инвесторы не выстраиваются в очередь на финансирование такой стройки.

Доживет ли «Автоспецтранс» до 2023 года? 20 февраля в ходе обращения с посланием к Федеральному Собранию президент России Владимир Путин призвал избавиться от «мутных» структур в сфере утилизации мусора. Чуть позже Общероссийский народный фронт обнародовал список «мутных» регоператоров, в число которых попал карельский ООО «Автоспецтранс». На недавней прямой линии с россиянами глава государства заявил, что переполненный свалки и мусорные площадки, фотографии которых ему показали, это безобразие.
«Растут тарифы. Отчасти это неизбежно, потому что надо иметь первичные деньги, чтобы система начала работать. Но люди должны видеть результат. И это не тот случай, когда можно откладывать на 20 лет», - заявил президент.
В своем отчете Законодательному собранию Карелии глава региона Артур Парфенчиков заявил о том, что к 2024 году будет восстановлен 21 гектар земель, которые пострадали от негативного воздействия несанкционированных свалок. Запланировано строительство двух мусоросортировочных комплексов с годовой мощностью 15 и 130 тысяч тонн. Также Правительством республики направлены в Минприроды России предложения о включении в национальный проект «Экология» мероприятий по ликвидации на землях лесного фонда несанкционированных свалок, и увеличению субвенций на исполнение этих полномочий.
Однако сколько денег не выделялось бы, главным критерием оценки деятельности оператора останется отношение местных жителей. Опрос КарелИнформа показал, что проблема мусорной реформы сейчас добралась до большинства жителей региона. Но она заключается не в общей её задумке, ведь решать вопрос свалок и вывоза ТКО важно и необходимо. Картину портит некачественная работа регоператора ООО «Автоспецтранс» и его подрядчиков, которую люди по совокупности мнений оценивают на твердую «двойку».