Posted 23 мая 2017,, 06:04

Published 23 мая 2017,, 06:04

Modified 12 ноября 2022,, 08:00

Updated 12 ноября 2022,, 08:00

Искусство быть коллекционером

23 мая 2017, 06:04
Искусство быть коллекционером
Сюжет
Статьи

С 17 по 19 мая в арт-пространстве «Кимберлитовая трубка» прошел форум «Современное искусство в условиях крайнего Севера», участниками которого стали талантливые художники, искусствоведы и коллекционеры. В рамках мероприятия состоялись выставка работ известной русской художницы Натты Конышевой «Мифологизация реальности» и презентация каталога «Натта Конышева. Живопись».

В течение трех дней гости прослушали ряд тематических лекций музейных специалистов, выступления коллекционеров, и приняли участие в обсуждении различных вопросов современного искусства, поднятых на форуме. Руководителем проекта стала Ольга Белоногова, директор галереи современного искусства «Кимберлитовая трубка». Куратором выставки выступила саратовский коллекционер Елена Антипова.

Ольга Белоногова – известный карельский галерист и коллекционер, хотя сама себя она так не называет. Однако в салоне«Кимберлитовая трубка» можно увидеть множество необычных и невероятно красивых предметов: фарфоровые статуэтки, редкие минералы, старинные украшения, картины и многие другие антикварные предметы. Кстати, сходить на небольшую экскурсию в галерею можно абсолютно бесплатно.

– Я бы не назвала это коллекционированием. Я, так скажем, поддерживаю ассортимент антикварного салона и галереи. Это все равно, что вы ходите в супермаркет и понимаете, что там не может не быть памперсов. Здесь точно также. У меня должна быть бронза, живопись, фарфор, букинистика, старинная мебель и так далее. Любимая тема коллекционирования для меня – гипс и фарфор советского периода, – поделилась Ольга.

По ее словам, карельских коллекционеров немного. Кто-то собирает карельское искусство, кто-то советский фарфор, монеты, открытки, марки.

– Коллекционирование я бы назвала занятием возрастным. Молодежь сейчас этим не увлекается. Мне кажется, что пока это занятие не для них. Им не интересно собирать какие-то антикварные ценные предметы.

Будучи увлеченным ценителем и популяризатором искусства, Ольга открыла собственную художественную галерею, где кроме экспозиционной деятельности проводятся различные мастер-классы для детей и взрослых по живописи и декоративно-прикладному искусству. И международный форум, где собрались коллекционеры из других городов, провели именно здесь.

Коллекционирование, по словам Ольги Белоноговой, требует много времени. Постоянно нужно мониторить аукционы, быть в курсе рыночных колебаний цен, держать руку на пульсе появляющихся подделок. Сейчас «фальшивки» могут быть хорошего качества, даже опытный коллекционер способен совершить ошибку.

– Есть только одно решение – просто знать, где и кто делает эти подделки. Когда ты постоянно находишься в среде коллекционеров, то получаешь полезную информацию и узнаешь где не нужно покупать предметы, – поделилась Ольга.

Подделки, по ее словам, покупают в основном люди, которые сначала собирают коллекцию, а потом изучают материальную часть. Путают голову с хвостом. Изначально нужно подготовиться, изучить литературу, проконсультироваться со специалистами, и пользоваться их подсказками. И только тогда, когда ты понимаешь, что достиг определенного уровня своих знаний, можно пуститься в самостоятельное плавание. Постоянные походы на выставки, общение с коллекционерами, просмотр аукционов, помощь в атрибуции на форумах – все это позволяет постепенно научиться разбираться в этой сфере и не попадаться на обманы мошенников.

В Карелии выставки из частных коллекций проходят довольно часто, но прошедшую с 17 по 19 мая можно назвать уникальной. Натта Конышева – современный художник, хорошо известный в России и за рубежом. Несмотря на возраст (ей 82 года), она не перестает трудиться и писать картины. Одним из самых ярых поклонников ее творчества является московский коллекционер Сергей Трофименко, который также выступал с лекцией на форуме в Петрозаводске. Он собрал уже более 360 работ Натты Конышевой.

– Коллекционирование у меня – это наследственное. Еще моя мама собирала картины этой художницы, потом они достались мне. Я сам очень люблю Натту Ивановну, поэтому стал собирать ее картины, организовывал несколько выставок в Москве. Сейчас с удовольствием приехал в Петрозаводск, где мне уже удалось побывать ранее, люблю этот город. Взял с собой часть работ Натты Конышевой для выставки. Очень рад, что столица Карелии может ознакомиться с искусством этой, на мой взгляд, великой русской художницы.

У Сергея Трофименко есть и другие картины, но коллекционирует он работы только Натты Конышевой. В последнее время он занимается поиском ранних работ этой художницы, которые написаны в 60-70-х годах. Найти их не так-то просто.

– Ищу я их с той целью, чтобы в будущем создать большую выставку ее работ, показать все творчество Натты Ивановны. Работы я нахожу разными способами. Многие люди знают, что я, Сергей Трофименко, коллекционирую картины Натты Конышевой, и если кто-то хочет что-то продать, то в первую очередь обращаются ко мне. Они понимают, что я дам хорошую цену. Кроме того, существуют каталоги, аукционы в интернете, где тоже можно найти что-то интересное. Также работы можно приобрести на выставках. Я и сам продаю некоторые картины. Обливаюсь кровью, но делаю это. Арт-рынок тоже должен работать.

Однако уметь зарабатывать на искусстве Сергей Трофименко считает лишь удачей.

– Картину продать быстро никогда не получится, это не кусок золота. Поэтому я исповедую принцип: если ты коллекционер, то ты должен просто покупать то, что тебе нравится. Ну а потом, когда достигаешь так называемого преклонного возраста, нужно делать так, чтобы эта коллекция послужила твоему народу и государству. Многие русские коллекционеры в конце жизни завещали свои коллекции государству или музеям. Масштаб Натты Ивановны Конышевой еще не такой, но я уверен, что история расставит все по своим местам и эта художница займет достойное место в пантеоне лучших русских художников, – поделился Сергей Трофименко.

По его словам, за картину Натты Конышевой, которую бы ему очень хотелось прибрести, он заплатил бы максимум 10 тысяч евро. Это на данный момент. Жизнь показывает, что ценность художника определяется только после его смерти.

На форуме также выступал Дмитрий Широков – коллега Натты Конышевой, художник-керамист. Его семья дружит с художницей уже долгое время.

– С Наттой Конышевой мы познакомились в 81 году. Так получилось, что знакомый моего отца привел меня в ее мастерскую и через несколько недель мы удостоились написания семейного портрета. После этого я ходил к художнице в качестве робкого почитателя, покупал некоторые работы. Вообще Натта Конышева меня во многом поддерживала: с ее помощью я вступил в Союз Художников, она стала меня всячески восхвалять. Я ей тоже помогал. Она мне дарила свои картины и в результате у меня тоже образовалась небольшая коллекция. Однажды я организовал совместную выставку с Наттой Конышевой, – рассказал Дмитрий Широков.

У Натты Конышевой немало поклонников не только в России, но и за рубежом. Многие коллекционеры из Германии, США, Франции и других стран собирают работы этой художницы. Она очень известна именно на Западе. Из под кисти автора вышло более 30 тысяч работ.

На форум в Петрозаводск приехала еще один коллекционер – куратор выставки Елена Антипова. Она собирает русский фарфор и пишет книгу и статьи об этом. Интересующие предметы Елена коллекционирует уже около 17 лет и предпочитает работы редких русских фарфоровых заводов. Сейчас как раз она пишет книгу о керамическом заводе С.И. Масленикова.

– Мне нравились антикварные изделия еще в детстве. Помню, как будучи ребенком я заходила в антикварные магазины и с замиранием сердца смотрела на прекрасные вазы и статуэтки. Тогда у меня не было и мысли, что я могу что-то купить. Мне казалось, что покупатели этих предметов похожи на богов, – поделилась Елена Антипова

Обсуждая экономическую составляющую собирательства, коллекционер рассказала, что не все антикварные вещи стоят бешеных денег.

– Если говорить, например, о фарфоре, то разброс цен очень велик. Можно вспомнить, как не так давно на аукционе в Гонконге продавалась фарфоровая чаша, изготовленная в XV веке в эпоху китайской династии Мин. Ее купили примерно за $30 млн. В русском фарфоре также есть уникальные художественные предметы, например парные вазы императорского фарфорового завода времен правления императора Николая I ушли пару лет назад с торгов аукциона Sotheby’s за 1,9 миллиона фунтов стерлингов.В настоящий момент в коллекционной среде в связи с кризисом цены значительно упали и можно, если улыбнется удача, купить очень хорошую вещь, например, редкую тарелку ИФЗ с прекрасной росписью, за 100 тысяч рублей, – рассказала Елена.

В соответствии с программой форума в арт-пространстве «Кимберлитовая трубка» проводились бесплатные лекции и показы. Велись рассказы об уникальном искусстве карельских петроглифов, художниках, оформлявших «Калевалу», о советском нонконформизме и творческих методах Натты Конышевой, в рамках круглого стола обсуждались вопросы современного искусства. Для Петрозаводска это было очень необычное мероприятие. Во-первых, устроителем мероприятия выступила частная галерея. Во-вторых, выставка известной русской художницы сопровождалась выпуском специального каталога ручной работы «Натта Конышева. Живопись». В нем можно увидеть работы автора из частных собраний коллекционеров разных стран и прочитать полезную информацию о них. В-третьих, на выставку приехали коллекционеры из разных городов. В-четвертых, все было абсолютно бесплатно, на сегодняшний день это редкость. Всем гостям очень понравилось мероприятие, и они с нетерпением ждут следующего. Подобный форум современного искусства планируется провести примерно через год. И, конечно, в рамках следующего мероприятия будут представлены новые значительные имена современных художников. Хочется, чтобы в следующий раз петрозаводчане также воспользовались такой возможностью и с не меньшим интересом посетили подобное мероприятие.

class="gallery">

"